кавказоведческой литературе определяется различно.
Л. М. Меликсет-Бек и М. И. Артамонов считают их гун
нами [158, 712; 26, 52]. К. В. Тревер, локализуя царство
хонов между реками Самуром и Сулаком и севернее
последнего, считает хонов кавказским народом и свя
зывает их преимущественно с предками дагестанцев
[213, 192]. Локализация хонов, занимавших горные тер
ритории и западнее Дагестана, по-видимому, дает воз
можность этнически связывать этот народ не только
с предками дагестанцев, но и предками вайнахов, об
ласть расселения которых в далеком прошлом, возмож
но, входила в царство хонов. Имя этого народа до на
ших дней сохранилось в названиях верхнего течения
Аргуна (Хона) и селений Шатильского общества Хев
суретии— Хонис-чала и Хоне [96, 66], т. е. области, в
прошлом также населенной вайиахами.
Разумеется, нельзя устанавливать прямую преемст
венность древних хонов и современных вайнахов
и дагестанцев, поскольку за прошедшие почти два
тысячелетия на этой территории могли произойти ко
ренные этнолингвистические изменения, как это неред
ко имело место в древности (например, процессы ира-
низации, тюркизации отдельных групп населения К ав
каза и т. п.) и многочисленные примеры которых мы
имеем в недавнее и настоящее время. Однако и предпо
ложение о каком-либо этническом родстве или связи
хонов с широким кругом горных племен к востоку от
Д арьяла заслуживает внимания. Ведь древние источ
ники почти не дают нам прямых указаний об этнической
принадлежности народов, населявших Северный К ав
каз, особенно его горные территории, в далеком прош
лом. Уже отмечено, что для этого времени не имеется
прямых свидетельств о вайнахоязычной принадлежности
дзурдзуков. которых, однако, в исторической литерату
ре принято связывать с вайнахской этнической общно
стью. Кстати, хоны армянских источников занимали тер
ритории, где, по сведениям грузинских источников, жили
пховцы, туши, дзурдзуки и дидуры.
Остановимся еще на одном древнем географическом
названии, также локализуемом в пределах современной
Чечено-Ингушетии. «А Тушетия...— пишет Вахушти Ба-
130
гратиони,— состоит из двух ущелий... и по ней течет ее
же река и соединяется с рекою Сона, которая проходит
по Чачану (Чечне,—Я. В.) и в Борагане впадает в Те
рек» [45, 132]. Приведенный текст содержит три геогра
фических названия: Терек, Бораган и Сона. Первое
название не вызывает сомнений; второе, т. е. Б о р и ш ь
в современной кавказоведческой литературе принято
связывать с Сунжей. Однако текст «Географии» Вахуш-
ти предполагает и другое решение. Бораганом грузин
ский географ мог назвать часть Терека примерно~от вы-
хода последнего на равнину (до этого места Терек в
грузинских источниках известен под именем Ломеки) и
до впадения Сунжи в Терек, где находилось селение
Брагуны.. Представление о части Терека как оТГрагун-
ской реке дает также одна из западноевропейских карт
середины XVII в., где Терек примерно в обрисованных
границах назван Барагун (B aragun), а от устья р. Сун
ж и — Терка (Тегса) [109, вып. I, карта XXIX].
О р. Сона Вахушти пишет, что она течет через Чеч
ню и впадает в Бораган. Представление грузинского ге
ографа о том, что тушинская река (видимо, Пирикит-
ская Алазань) соединяется с Соной, Говорит о том, что
истоки Соны наиболее близко подходят к истокам Пири-
китской Алазани. Это позволяет связывать Сону
с А ргу н о м . Неточность географических сведений начала
XVIII столетия могла привести к тому, что Аргун (Со
на) обозначен в «Географии» Вахушти как приток Те
река. И очертания Соны, изображенной Вахушти на
карте Кавказа, сближаются с Аргуном, а не соответст
вуют р. Сунже [173, карта], хотя название последней в
вайнахских языках (Солжъ) близко к имени Сона. Р е
ка Сона изображена^также на одно'ййз каГрт" XVIII сто
летия как приток Терека, причем очертания ее также
похожи на очертания Аргуна [5, ф. 792, № 31].
Название Сона, возможно, также сопоставимо с
р. Соаной, упоминаемой на Северном Кавказе Птолеме
ем (II в. н. э.) [137, т. I, 238]. Севернее устья р. Соаны
находились устья рек Ра, Удона и Алонты, т. е. Вол
ги, Кумы и, видимо, Терека. В современной кавказовед
ческой литературе известны попытки сопоставления Соа
ны Птолемея с р. Сулак [213, 38]. Однако если предпо
ложить, что Соана это Сона Вахушти, то сведения по
следнего о течении Соны через Чечню, естественно, не
дают права сопоставлять Соану с Сулаком. То, что Соа-
9* 131
на Птолемея впадает в Каспийское море, вполне объябЦ
нимо неточностью географических знаний античной эп б |
хи. Кстати, тот же^Птолемей помещает дидуров и ту с |
ков, которых принято связывать с тушина ми и дидойца|
ми, на северных отрогах Кавказских гор. В пользу с о |
поставления Аргуна с Соной-Соаной, видимо, говорит,
также еще один факт. Вверх по Шаро-Аргуну, называем
мому тушинами Шари-Арагвис, у самого перевала в Т у |
шетию, находилось чеченское селение Соана-дукъой,;
т. е. хребет, или перевал, Соана. Касаясь племен, насеч
ляющих западное побережье Каспийского моря, Птоле-,
мей называет удов (от Удона), олондов (от Алонта),
исондов (видимо, от Соаны) и герров [137, т. I, 239].
В последнем издании «Географии» названа р. Сондас
(Тсондас), которую, как уже отмечалось, С. Т. Еремян.
связывает с Аварским Койсу [229, 102].
Определить этническую принадлежность племен,,
живших по Соане,— исондов — невозможно. Однако эти';
сведения, как и приведенные выше известия о хонах,'<
дают возможность предполагать, что население по Ар-’‘
гуну было известно еще в античное и раннесредневеко-1
вое время. Следует отметить, что существование двух на
званий Аргуна — Сона и Хона — вполне возможно. «Мы
привыкли рассматривать название реки,— пишет
В. П. Петров,— как единственное название реки от ее
истоков до устья. Сообщения древних авторов показали,
что первоначально в перспективе веков это было вовсе
не так. Отдельные части рек носили свое собственное
название. Обычно это явление в гидронимике объясня
ют гидрографическими условиями реки, изменениями в
ее течении, слиянием с крупным притоком и т. п.
Античные источники позволили внести известные
уточнения. Согласно сообщениям древних авторов,
название реки изменяется а зависимости от пле
менной территории, в границах которой она протекает»
[183, 23].
Все приведенные предположения о связи некоторых
древних этнонимов с вайнахской этнической общностью
уводят в область древнейшего периода этногенеза кав
казских народов, что представляет самостоятельную ис
следовательскую задачу. Более доступные, по данным
письменных источников, вайнахские этнонимы, согласу
ющиеся с литературными данными первой половины
XIX в., связываются с чеченцами, ингушами, включая
132
бацбийцев, карабулаками и аккинцами. Рассмотрение
этих этнонимов составит содержание дальнейших раз
делов этой главы.
Чеченские
этнонимы
По данным источников первой половины прошлого
столетия, в эту группу входили следующие этнические
названия: самоназвание нохчо (нохчи), собирательное
имя чеченцы, мичиковцы, кисгины, качкалыковцы, ич-
керинцы, чеберлоевцы (чарбилоевцы), шатоевцы, шар(ь
евцы, шубуты (ш убузы), пешхойцы и др.
Самоназвание перечисленных групп народа нохчо в
источниках упоминается крайне редко. До XVIII в. име
ется всего лишь два известия: в грузинском источнике
XIV столетия и в «Армянской географии VII в.». Этни
ческая номенклатура, сообщаемая грузинским источни
ком, политическая ситуация, в которой упомянуто имя
народа, нохчо. убеждают в принадлежности его к вай-
нахам. Текст грузинского источника в виде приписки в
Евангелии был опубликован М. Г. Джанашвили. «Ког
да блаженный патриарх наш Ефимий, обозревая свою
паству, видел храмы в.,Днтцухе, Цахуре, церковь наро
да Хундзи, народа н'бхчеЪ Тушетии... то этот блажен
ный Ефимий приказал "мне, архиепископу К урм уха11 и
пастырю всех горных земель, Кириллу Донаури распо
рядиться перепиской евангелий и разослать для каж
дой церкви... В кроникон 530-й, месяца мая 14 числа в
год от сотворения мира 6914-й» [72, 50]12. Таким обра
зом, в самом тексте документа сообщается время опи
сываемых событий, происходивших в начале XIV в. Ц и
тируемый источник — первое убедительное и точно д а
тируемое упоминание общечеченского самоназвания, воз
никновение которого следует отнести, естественно, к бо
лее раннему, чем начало XIV в., периоду.
Еще более ранним упоминанием этнонима нохчо
11 Недалеко от Каха в XIX в. сохранилась старинная Курмух-
ская церковь, рядом с которой, по преданиям, находился Курмух-
ский монастырь. Отсюда до XVM столетия (период возникновения
Елисуйского султаната) вьючные тропы связывали Грузию с Даге
станом и Северным Кавказом [59, 60, 61].
12 Несколько отличающийся в деталях перевод этого документа
приводится в статье А. Н. Генко [62, 728, 729].
133
принято считать свидетельство «Армянской географии»,
текст которой содержит имя нахчаматьян(к). По мне-'5
нию исследователей, это имя составилось из нохчо (са
моназвание чеченцев), мат (мотт), что означает по-вай-
нахски «язык», и суффикса армянского языка -ян {51,
71—73; 70, 25, 26; 176, 31; 180, 38] ,3. Подобное объяс
нение начиная с К. Патканова получило в исторической
литературе весьма широкое признание. Не изменилась
эта точка зрения и в последнем издании «Армянской гео
графии», осуществленном С. Т. Еремяном [229, 72].
Как уже отмечалось, в основе «Армянской геогра
фии» лежит труд Птолемея, дополненный армянским'
анонимным- автором в части, касающейся Кавказа. Нах-!
чаматьяны в тексте «Географии» названы вместо яксама:;
тов Птолемея [137, т. I, 239] и локализованы в тех же!
местах, т. е. в устье Дона [180, 38]. Авторы «Очерков
истории Чечено-Ингушской АССР» объясняют трансфор-;
мацию яксаматов Птолемея в нахчаматьянов следующим
образом: «По-видимому, локализация нахчаматьянов yj
устья Дона есть результат вольного использования све-1
дений греческого географа II века новой эры Птоле
мея... Птолемей знал близ устья Танаиса сарматский
народ яксаматов, греческое написание имени которого
напомнило армянскому автору название хорошо извест-{
кого ему горского народа нахчаматьянов (курсив мой.—
Я. В.)» [176, 31]. Именно с последним утверждением
трудно согласиться. Вряд ли армянам, историческое раз
витие которых было тесно связано с южнокавказским и
переднеазиатским этническим миром, был столь хорошо
знаком народ, живший в горах Северного Кавказа. Ис
точники каждой эпохи отражают реальные исторические
связи. Так и армянские раннесредневековые источники
дают неоценимый материал по соседним с Арменией
территориям: Грузии, Албании, некоторым областям
Малой Азии. Армянским средневековым историкам из
вестны аланы (в связи с походами последних в Закав
казье), ряд горных племен Албании, но Северный К ав
каз для них оставался terra incognita.
Стоит ознакомиться с сочинениями Егишэ (V в.),
Фавстоса Бузанда (V в.), Мовсеса Хоренаци (V в.), Ма-
13 В связи с этим напомню, что. элемент мат как составная
часть извеетен во* многих древних этнонимах: сармат, савромат,
яксамат, язамат, которые, однако, не считаются чеченскими.
134
теоса Урхаеци (XI в.) и др., чтобы убедиться в это м 14.
«Армянская география» занимает особое положение, по
скольку ее текст содержит названия, кавказских наро
дов, не упоминаемых ни одним армянским автором, а
также отсутствующих в «Географии» Птолемея. Многие
из этих этнических имен приведены в грузинской форме
(марголы, туши, дуал, леки, дидойцы. гудамакары, цха-
ваты). В тексте «Географии» содержится, как уже было
отмечено, осетинское слово ардуз (сердуз), что означает
«лесная поляна». Не исключено,~что создатель «Армян
ской географии VII в.», знакомый с грузинскими источ
никами, заимствовал оттуда ряд этнических названий, в
том числе и имя неизвестного ему народа нохчо^Однако
это имя появилось в г р у зи н с к и х источниках не ранее на
чала XIV в. Тем самым не исключена возможность бо
лее поздних, чем VII в., отдельных вставок в текст «Ге
ографии», и прежде всего этнонимов. \
Я. А. М анандян, исследовавший вопросы авторства
«Армянской географии», отмечает: «„Армянская геогра
фия", пользовавшаяся в Армении широкой популярно
стью, сохранилась в многочисленных рукописях и пе
чаталась многократно на ч и н а я Т XVII в. Древнейшая
рукопись не восходит, однако, далее XIII в.» [146, 127].
Не представляя себе четко местоположение народа нох-
чо,_автор «Армянской географии», основываюсь на не
котором звуковом совпадении терминов яксамат и нах-
чамат, расположил народ под этим именем в местах,
где Птолемей помещал яксаматов.
Кроме названных источникод_крайне редкие упоми
нания самоназвания чеченцев^нохчо)встречаются лишь
в кавказоведческой литературе XIX в.
Значительно чаще, чем самоназвание чеченцев, в
письменных источниках прошлого известны различные
этнонимы собирательного характера, иногдд_лбозначав-
шие в целом чеченцев и ингушей. ТаковьКдурзуки) (дур-
дзуки) грузинских летописей — термин, хронологически
предшествующий этнониму кисти (кистины). Самое ран
нее упоминание имени дурдзуки относится к первой по
ловине IX в.: оно содержится в сочинении арабского
14 'Кроме алан, албанце®, иберов в армянских раннесредневеко
вых источниках известны имена следующих народов: чихбы, касты,
хоны, лпники, мазкуты, тавматаки, гудары, куаны, махазчаны, этни
ческий характер которых свидетельствует в основном об их закав
казско-дагестанской локализации.
135
Нйсателя Ибн ал-Факиха, который сообщает о строи-;
тельстве Хосровом Ануширваном (VI в.) в Дурзукйё
12 ворот и каменных укреплений [99,
т. XXIX, 156, 288]. К XI в. относится упоминание дур*
зуков ) другим арабским автором — Б аладзо|
ри [264, 288]. Якут, закончивший свой «Географический
словарь» в 1227 г., в котором им были использованы
сведения из более ранних трудов (например, IX в.), в.
рассказе об Ануширване повторяет эти же сведения;
«Он (Ануширван.— Я. В.) построил также Дурзукию
с 12 воротами и на каждом из них каменный замок*,
[266, 221]. В XI в. народ дурдзук впервые фиксируй
ется в трудах грузинских историков Леонтия Мровелд
и Джуанш ера [72, 11], а позднее — в хронике начала!
XIII в. (89, 88]. |
Ниже приводятся факты, с которыми в грузинскиз|
летописях связывается появление имени дурдзук. Л еон|
тий Мровели приводит описание совместного похода д у р |
дзуков и дидойцев, возглавляемого «лезгинским царем»*
Джуанщер сообщает о постройке персами в кавказских!
горных проходах оборонительных сооружений: одного —»
в Осетии, двух — в Двалетии и одного — в Парчуане
Дордзокетскрм [72, 12], помещаемом А. Н. Генко в АЫ
синском ущелье [62, 712]. Сведения Джуанш ера в oc-j
новном совпадают с данными арабских географов IX—:
XI вв. Хроника 1204 г. в рассказе об отправлении ца
рицей Тамарой войск против восставших горцев пере
числяет области Дидоети, Пхоети, т. е. Пшав-Хевсуре-
ти, и Дурдзукети (89, 88]. Последдая^область включала,
видимо, территории, соседние ра йон а м~'расселения' хев
сур и дидойцев. Поскольку не подлежит сомнению, что
в X III в. эта часть Кавказских гор была заселена вай-
нахами, то, следовательно, термин дурдзук грузинских
источников этого времени обозначал именно чечено-ин
гушские племена. Очевидно, это можно отнести и к
IX—XI вв.— времени, когда впервые имя дурдзуки по
является в письменных источниках.
Этот термин не исчезает в грузинской историографии
XVIII столетия, хотя неизвестен по доступным мне ма
териалам в источниках XV—XVII вв^ Вахушти называ
ет Дурдзукети в числе других областейгсвйзываемых
им с территорией современной Ингушетии (Кистети,
Джариехи, Глигвети). «Выше Кистети,— пишет он,—
136
находится Дзурзукия с постройками, селениями и баш-
нями» [45, 151]. Если^Кистетия помещалась им в сред
нем течении р. Армхи, то Дзурзукия, находившаяся, по
сведениям того же автора, выше (т. е. южнее Кистетии),
могла занимать верховья той же Армхи. а также ущелье
Охкарохи, правого притока Терека, находящегося еще
южнее Армхи. Таким образом, в грузинской литерату
ре XVIII в. этническое содержание имени дурзуки (Ьзур-
зуки) по сравнению с источниками XI в. несколько изме
нилось: если в XI в. дурзуками именовали вайнахов в
целом, то в XVIII столетии этим именем называли лишь
часть' народа, а именно его западные группы.
Имя дурзук встречается iT официальных документах
первой половины XVIII в. Среди них несколько докумен
тов, связанных с деятельностью в России грузинского
царя В ахтанга V I, в которых народ зурзуки назван в
списке_кавказских народов наряду с глигви, кисти, dudo,
хевсурами и др. [О?, 105], т. е. народами, реально су
ществовавшими в ту эпоху. Более интересным представ
ляется употребление имени дурдзук (дзурдзук) в офи
циальном документе 1807 г., текст которого опублико
ван С. С. Какабадзе. Характер документа — купчая гра
мота, заключенная в сел. Меджврисхеви неким Д атуа
Микеладзе, его сыном Иасе, братом Глаха и сыном бра
та Нинией 28 июля в кроникон 495 (1807 г.) с Китеса
Бегиашвили, его сыном Григолом, Нинией и Беруа на
продажу им своего владения [93, 285]. В числе шести
свидетелей при совершении купчей названы меджврис-
хевский мамасахлис Гиви Умекашвили и дзурдзук Ни-
ниа [93, 286]. Употребление для обозначения националь
ности последнего имени дзурдзук, неизвестного, судя
по источникам, в этнографической действительности то
го времени, представляется непонятным.
В русских источниках этноним зурдзук не встречает
ся. По мнению некоторых исследователей, этот же термин
имеет в виду анонимный автор «Армянской географии»,
называя народ dypu,(K) между гудамакарами и дидойца-
ми. И в издания С. Т. Еремяяа д у р ц (к ), которых исследо
ватель связывает с дурдзуками грузинских хроник, назва
ны перед дидойцами. По мнению С. Т. Еремяна, «дурцк—
народ, область дурдз(у)кк, по-грузински дурдзукни,
а страна Дурдзукети. Предки ингушей^ живших_в..ж р-
ховье р. Ассы» [78, 49]. Таким образом, автор связы
вает дурдзуков лишь с частью вайнахского этноса, а
13?
.именно с ингушами, что кажется менее вероятным, по?
скольку“ для обозначения ингушей в средневековых гру!
зинских источниках известны этнонимы кисти и глигвй;
Взгляд на дурд(к) «Армянской географии» как дурдзу»
ков грузинских хроник — вайнахов по национальности —.
отражен также в книге Ю. С. Гаглойти {55, 164].
Судя по локализации народа дурц, названного рядалй
с дидойцами, можно предполагать, что автор «Геогра
фии» обозначил именем дурц^вайнахов-дурдзуков. Од
нако Р. Л. Харадзе и А. И. Робак'идзе справедливо от
рицают возможность связи термина ^ЛУРЦ^ с дурдзук й
считают, что в тексте «Армянской географии»' вслед за
гудамакарами названы дуичики, которых, по мнению ав
торов, нет никаких оснований сопоставлять с.дурдзука-
ми грузинских хроник [218, 24]. При анализе этой ча-;
сти «Географии» следует учитывать многочисленные
расхождения в переводе текста. К. Патканов в переводе
старого списка «Хеографщ» называет дуичиков, за ко
торыми названы дидойцы. В новом списке того же пе
реводчика вместо дуичиков обозначены дици. Решающее
слово в вопросе определения генетической связи наз
ванных терминов остается за лингвистами.
Этимология слова дурдзуки (дурзуки) имеет несколь
ко толкований. А. Н. Генко объясняет его из осетинско-
го языка — «каменная яма» [62, 705]. Последнее вероят
но, если учесть древние связи Грузии и Осетии и воз
можность появления отдельных осетинских терминов в
грузинских источниках. Как уже отмечалось, название
Дурзукие впервые появляется в сочинении арабского ав
тора IX в. Ибн ал-Факиха. Первый компонёнт этого
слова дар ( ) по-персидски означает «дверь», «во
рота», «горный прохбд»Т второй компонент зок, зук
не расшифровывается; окончание ийе ( ) ха
рактерно для средневековых персидских источников при
оформлении названия стран. Персидский характер тер
мина наводит на мысль, что он, возможно, был заимст
вован арабскими авторами из более ранних персидских
источников. Известно, что арабская средневековая ли
тература широко использовала труды персидских авто
ров сасанидской эпохи [143, 8].
В современной кавказоведческой литературе извест
ны еще попытки объяснения термина дурдзук. А. И. Шав-
хелишвили связывает этот этноним с названием речки
138
Дурджи — левого притока р. Тушинская Алазань [222,
.|0J/Данное предположение основывается лишь на неко-
тором созвучии терминов. По сообщению X Д. бш аёва,
1! 15 км от Итум-кале археологом М. X. Ошаевым были
зафиксированы два топонима, которые, по его мнению,
можно сопоставить с древними дурдзукам и,— название
горы Дордзия-корт и сел. Дорзихои. Видимо, с этим то
понимом связано название древних жителей этих мест
дардыхой, зафиксированное Н. С... Иваненковым в на
чале XX в._в Итум-кале [82, 9]. Наличие подо8ных~топо-
нимов, естественно, позволяет высказать предположе
ние о существовании в древности среди вайнахов и
соседних им народов этнонимов, прбизвбдных от этих
географических названий. Однако при этом не исключа
ются и случайные звуковые совпадения.
Д ля нас прежде всего' важна этническая принадлеж-
ность дурдзуков. Г. А. Меликишвили считает, дго по-,
следние. как и двалы. г о в о р и л и на языках бацбийско-ки-
стинской группы. «Несомненно,— пишет он7—- древнегру
зинская традиция горные районы Восточной Грузии (юж
ные отроги центральной части Большого Кавказского
хребта) считает частично населенными племенами, род
ственными „кавкасианам“ (т. е. племенам бацбийско-
кистинской и дагестанской групп, жившим в основном
на северных склонах хребта)» [157, 294]. Клапрот поме
щает Д з у р д з у к и ю в верховьях р. Макалдон, т. ё. Армхи,
начинавшейся на границе Пшавии и Хевсуретии. Ниже
Дзурдзукии (грузинское Джурджукети, по Клапроту)!
находилась собственно. Кистети [244, II, 351]. Судя по
значению первой части термина дурдзуки — дар, т. е.
«горный проход», им называли горные местности Се
верного Кавказа. В грузинских источниках это географи
ческое название могло восприниматься как имя народа,
населявшего эти территории 15.
В письменных источниках XVII—XVIII вв., преиму
щественно в грузинских документах, известен другой об
щий для вайнахов термин — киспЬ Последний, однако,
употреблялся и в узкоэтническом смысле, обозначая
лишь часть ингушей (жителей ущелья по рекам Кистин-
ке и Армхи) или группу чеченцев, обитавших в вер
ховьях р. Чанты-Аргуна. По сведениям Н. Я. М арра, ки
15 Ср. лепнийцы армянских раииесредневековых источников
(греч. «гора»), кабардинское къущхэ — «осетины» и т. п.
139
сти (на нахском говоре кити) — грузинский термин,
употреблявшийся для обозначения всех вайнахов {148;
33]. Л. Р. Харадзе и А. И. Робакидзе пишут, что грузи
ны-горцы, в частности мохевцы, именем кисти называли'
всех нахов {48, 16]. То же отмечаетсТГдЗгя тушин и хев-
"сур, среди которых чеченцы и ингуши известны под име
нем кисти {1, д. 31, л. 82, 85, 88].
В современном кавказоведении широкое распростра
нение получило представление, что примером наиболее;
раннего упоминания этнонима кисти является текст «Ар-;
мянской географии», в которой известен народ кусты,}
кистк (180, 28,. 30; 229, 102]16. Действительно, звуковая'
близость этого имени с грузинским кисти, а также лока-,'
лизация кустов перед цхаватами и гудамакарами делают'
вероятной возможность подобных сопоставлений. Если
признать правомерность такого сопоставления, то вре
мя возникновения термина кисти отодвигается к периоду
не позднее, а возможно._аанее VII в^Н о при этом еле-*
дует обратить внимание на следующее. Во-первых,
на отсутствие во всех раннесредневековых армянских ис-.
точниках этнического имени кустк (кистк), которое мог-'
ло бы связываться с Северным Кавказом. Зато те же
источники полны упоминаний древней области Кусти,
локализуемой в Закавк азье,7. Во-вторых, на отсутствие
в грузинских источщщад. этнонима кисти вплоть' до
ХПГщГТця'Да <шдостоверно сопоставляется с вайнаха-
м и ,8. Возможно, это говорит о более позднем, т. е. не ра
нее X III—XIV вв., включении в текст «Географии» тер
мина кисти, как и некоторых других этнических названий.
За исключением грузинской Шщндки XIII в.. имя_
кисти становится известным лишь в источЯйках~ХУ11 сто-
летия, когда им обозначались три группы вайнахов: ин-
16 По мнению С. Т. Еремяна, упоминаемый в «Армянской гео
графии VIII в.» «народ кусак '(кистк) означает вайнахское население
верховьев Аргуна» [см. 229, 90]. Кустов «Армянской географии» с
поздними кистинами сопоставляют также Ю. С. Гаглойти [55, 164,
165], авторы «Очерков истории Чечено-Ингушской АССР» [176,
30], Р. Л. Харадзе и А. И. Робакидзе [218, 19] и другие исследо
ватели.
17 Так, по сведениям Моисея 'Каганкатваци, в Арцахе находи
лась местность Кусти-Ларн [85, 362]. Один из округов Албании под
именем Арцах-Кусти обозначен на дорожной карте IV в. н. э.
[78, 88].
14 Имеется в виду грузинская хроника XIII в., содержащая
список имен 77 народов, в том числе кистин (кишты) [222, 39].
140
гушй, жившие в ущелье р. Кистинки (Охкарохи). жите-
ли верхней части Джерахского ущелья и чеченцы, насе
лявшие верховья р.'чантыТАргуна (общества Майсты
и Малхисты) 19. Жители этих пограничных с Грузией об
ластей были хорошо известны как грузинам, так и рус
ским, поскольку здесь в XVI—XVI Г" вв. проходили не
которые из посольских путей из района Терека в Гру
зию. Между населением верховьев Аргуна и жителями
Терского города, судя по источникам того времени, су
ществовали экономические контакты. В этом плане ин
тересен русский документ 1603 г., рассказывающий, что
из сел. Того крестьянин Хармурза Абдалин приезжал по
торговым делам на Терек с грузинским посольством ца
ря Александра {33, 309]. Сел. Того (Туго) в первой по
ловине XIX в. входило в общество Майсты, жители ко
торого в литературе того времени назывались кисти-
нами.
Из доступных в настоящее время грузинских источ
ников XVII в. наиболее раннее упоминание имени кисти)
встречается в грамоте 1635 г. грузинского царя Теймура
за, отправленной с первьГмТ^узйнским пЬсольством ми
трополита Никифора царю Михаилу Романову. «А здесь
близ каракалканов (верховья Черной Арагвы.— Н .В .),—
сообщается в документе,— и меж черкасских мурз пре-
бывают цароды кисти и оси и иные многие народы» (187,
110]. Ответное посольство в Грузию в 1637 т . в"связи с
прекращением политических отношений между Теймура
зом и арагвским эристави было вынуждено изменить
путь следования и вместо более известной дороги по
Дарьяльскому ущелью ,на Сонскую землю свернуть от
Мундаровых кабаков, находившихся в самом начале
Дарьяльского ущелья",~в одно из правых боковых уще
лий Терека. Вероятнее всего, это было ущелье по р. Арм
хи. Дальше путь посольства проходил через Тушин
ские горы в Кахетию {187, 234, 248, 253]. Тот же статей
ный список сообщает о встрече послов царем Теймура
зом «в Кистех», т. е. в области, населенной кистинами,
локализация которой, однако, неясна [34, 485].
Имя кистины встречается в XVII столетии лишь в
19 По мнению А. Н. Генко, язык майстинцев и малхистинцев во
второй половине XIX в. обнаруживал больше ингушских, нежели
чеченских, черт 1см. 62, 683]. Естественно, что данная характеристи
ка еще более верна в отношении XVI—XVII вв.
141
гр^зинсш х документах, в том числе в грамотах царя
Теймураза^'написанных по-гречески (К л ^ г ^ с ) [187, 118;
120, 67]. Русские документы того же времени (на
пример, статейный список посольства Волконского и
Хватова 1637 г.) не называют кистин. Однако описание
пути посольства 1637 г. по ущелью «через кабаки гор
ских владельцев» содержит некоторые этнографические
детали, подтверждающие, что его путь проходил именно
через ингушские селения. «А те кабаки,— сообщается в
статейном списке,— стоят по обе стороны того ручья.
Дворы у них в горах камейные. А ходят мужики по-
черкасски, а жонки носят на головах что роги вверх в
пол-аршина» (187, 251]. Как известно, женскии головной
убор (курхарс), подобный описанному, фиксируется в
Ингушетии, по археологическим материалам, вплоть до
XIX в. (204, 49].
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев