Из истории формирования этнической общности
Этнической общности в аспекте ее исторического развития
свойственны две основные составляющие – этногенетическая и
этноисторическая. Первая из них связана с формированием
генеалогически «исходного пласта человеческого субстрата» данного
этноса, т.е. тех элементов, которые в процессе древнего
взаимодействия заложили основу народа, оформившегося как
некоторая величина. На этом уровне научного анализа исследуется
проблема создания народом своей территории, этнолингвистическая
принадлежность, а также этнодемографические процессы, которые
привели к «собиранию» и «уплотнению» их этнического ядра. Под
этноисторическим аспектом можно понимать все последующее
движение истории данного этнического ядра уже как
многокомпонентной системы со своей собственной средой,
передающей от поколения к поколению традиционные черты давно
зародившегося, но все-таки по своему динамичного этноса245
.
В русле нашего исследования обращение к истории
формирования адыгской общности обусловлено особенностями
исторического развития адыгов в рассматриваемый период. В истории
адыгов XIX в. стал переломным. Одной из центральных проблем,
вобравшей в себя политическую, социальную и экономическую
историю народа, явилась эмиграция большей его части в пределы
Османской империи. Это произошло в ходе Кавказской войны.
245 Бабаков В.Г. Указ. соч. С. 29.
115
Переселение охватило многие народы Кавказа, но именно
адыги (черкесы) оказались под угрозой исчезновения как этнос.
Известный абхазский историк А.Г. Дзидзария говоря, что переселение
горцев Кавказа в середине XIXв. в пределы Османской империи
поставило целые народы на грань их полного исчезновения, отмечал,
что это относится, прежде всего, к адыгейцам (черкесам), убыхам,
абхазам, к этим «трем самостоятельным величинам»246
. Именно они
оказались после выселения или совсем не представленными в числе
народностей Кавказа или же сохранили немногие «обломки некогда
многочисленных и богатых поселений». Северо-Западный Кавказ
изменил в течение нескольких лет эмиграции и последовавшей за ней
иммиграции разноплеменных колонистов до совершенной
неузнаваемости свой этнический облик247
.
Население Северо- Западного Кавказа, со своеобразными
этническими особенностями, с самобытным строем внутренней и
общественной жизни, покинуло родные места, где прожило много
веков и расселилось по разным провинциям Европейской и Азиатской
Турции. В настоящее время по неофициальным данным адыгский
(черкесский) этнос включает в себя более чем трехмиллионную
диаспору, а проживающих на своей исторической родине только
около полумиллиона (адыгейцы, черкесы, кабардинцы).
Если оценивать степень тра гизма судьбы какого-либо народа
по соотношению количества его представителей, проживающих на
исторической родине, и численности диаспоры, то едва ли найдется в
мире народ, чья судьба сложилась бы столь трагически. Заметим, что
такое соотношение у армян два к одному, у евреев - один к четырем, а
у адыгов - один к шести248
.
246 Дзидзария Г.А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия.
Сухуми, 1975. С.3,4.;
247 Там же. С. 4.
248 Советский энциклопедический словарь. М., 1981. С. 77, 427.
116
На различных этапах истории человечества наблюдались
миграции населения, вызванные различными причинами -
экономическими, социально-политическими, религиозными. С тех
пор, как существуют народы, борьба за существование в
этнографической области не прекращалась; процесс поглощения
слабейших наций более сильными в физическом или духовном
отношении повторяется беспрестанно и во всем мире. Сколько слабых
племен на наших глазах подверглось в Америке, Австралии и даже в
Европе такому превращению или истреблению!249 Но адыгское
переселение, пожалуй, не имеет аналогов в мировой истории. Анализ
этнического и количественного состава переселенцев (с учетом
имеющейся статистики) подтверждает, что 57 человек из каждых 100
переселившихся горцев были адыгами250
.
Несомненно, при изучении истории адыгского народа, который
в настоящее время проживает более чем в 40 странах мира,
расположенных на разных континентах, прежде всего, возникает
вопрос – всегда ли адыги были так разобщены, где их историческая
родина и с какого момента можно говорить об адыгах как о
самостоятельном этносе251? Исследование этих проблем поможет дать
более аргументированные ответы на многие вопросы, возникающие в
ходе изучения адыгской эмиграции XIX в. В числе первых
продолжает стоять вопрос о причинах столь массового переселения и
его последствиях. На протяжении многих лет преобладали
конъюнктурные, а то и великодержавные подходы к оценке причин
адыгской эмиграции. Среди прочих, учеными высказывалась мысль о
том, что адыги не являются автохтонами Северо-Западного Кавказа, и
именно это послужило причиной
249 Канитц Ф. Дунайская Болгария и Балканский полуостров. Исторические,
географические и этнографические путевые наблюдения 1860-1875гг. СПб., 1876.
С.45.
250 Приложение I.
251 Бетрозов Р. Происхождение и этнокультурные связи адыгов. Нальчик, 1991. С.
3.
117
их легкого, т.е. без весомых на то причин, переселения в пределы
другого государства. Почвой для таких высказываний послужила
господствовавшая долгое время в дореволюционной и западной
историографии так называемая миграционная теория происхождения
адыгов. Тем самым отрицался факт формирования адыгской
общности на территории Северо-Западного Кавказа252
. Существовали
разные версии. Адыгам приписывалась сарматское, тюркское и даже
славянское происхождение. Их предками считали выходцев из
Аравии, Египта, Сирии. Некоторые представители дореволюционной
школы полагали, что адыги берут свое начало от абиссинцев, арабов,
индусов, были и такие исследователи, в том числе и советские,
которые доказывали происхождение адыгов от киммерийцев, сармато-
алан, гуннов (В.Д. Блаватский, Л.И. Лавров и др.)253
.
Однако ученые отмечают, что ни письменные источники, ни
археологические материалы не подтверждают киммерийской версии
адыгского этногенеза. Киммерийцы, как и скифы, сарматы, степняки
иранского происхождения. Известный археолог Н.В. Анфимов
указывает, что в VIII-VIIвв. до н.э. на Северо-Западном Кавказе
складывалась древнемеотская самобытная культура аборигенного
(адыгского) населения, принадлежащего к кавказской языковой
группе, отличного от киммерийцев254
. Упомянутые версии отрывают
историю происхождения адыгов от общекавказской истории, от
процессов формирования народов кавказской языковой семьи. Это
первое, что побудило нас обратиться к вопросам этногенеза адыгов.
Второе – связано с утверждением ученых, что диаспору может
образовать толь-
252 Там же. С.4.
253 Бетрозов Р. Указ. соч. С. 3-4.
Блаватский В.Д. Воздействие античной культуры на страны Северного
Причерноморья // СА. 1964. № 2; Лавров Л.И. О происхождении народов Северо-
Западного Кавказа // Сборник статей по истории Кабарды. Нальчик, 1954. Т. IV.
254 Бетрозов Р. Указ. соч. С. 4.
118
ко группа с уже сложившейся идентичностью, т.е. диаспоры могут
возникнуть только на основе этнически однородных групп, которые
сложились в период, предшествовавший переселению. Т.е. прежде
чем приступить к изучению истории адыгов XIXв., нам непременно
следует обратиться к вопросам этногенеза адыгов. Говоря о значении
этногенеза, известный абхазский ученый Ш.Д. Инал-Ипа отмечал, что
если ранний этногенез народа принять за начальную главу
исследования формирования этноса, тогда остальную этническую
историю можно было бы представить себе как последующие разделы
книги о дальнейшем этническом и культурном развитии народа во
всей ее сложности и неповторимой оригинальности. Если этногенез
отвечает на вопрос, где, когда, из каких компонентов и при каких
условиях сложилось первоначальное ядро этноса, то этническая
история показывает те многообразные изменения, которые пережил
он после своего зарождения на протяжении последующего
многовекового развития255
. Это в полной мере относится и адыгам.
Формирование адыгской общности происходило в сложных
исторических условиях. В контексте нашего исследования
представляется достаточным изучить общую картину состояния
проблемы. Р. Бетрозов отмечает, что к настоящему времени многие из
вышеупомянутых версий уже представляют чисто
историографический интерес и не являются предметом дискуссий
ученых. В последние десятилетия проделана огромная работа по
накоплению и изучению исторических материалов, связанных с
автохтонами Северного Кавказа. Большой вклад в изучение этой
проблемы внесли археологи, антропологи, этнографы. Проблема
происхождения коренных народов Северного Кавказа стала решаться
комплексно, с привлечением данных различных отраслей науки.
Проблема этногенеза коренных народов Кавказа поставлена
255 Инал-Ипа Ш.Д. Вопросы этнокультурной истории абхазов. Сухуми, 1976. С. 10.
119
теперь на широкую историко-лингвистическую основу. Накопленные
знания (особенно установленный факт принадлежности адыгов к
кавказцам) заставил многих исследователей отказаться от чисто
миграционной теории и отодвинуть процесс становления адыгских
племен в глубь тысячелетий. Соответственно была выдвинута теория
местного, автохтонного происхождения адыгов, которая
предусматривает проживание их предков на Северо-Западном Кавказе
уже в очень глубокой древности, по крайней мере, с эпохи бронзы –
III-II тыс. до н.э.256
Более того, некоторые ученые придерживаются автохтонно-
миграционной теории (З.В. Анчабадзе, Ш.Д. Инал-Ипа и др.).
Признавая автохтонность населения Западного и Северо-Западного
Кавказа, в то же время они не отрицают роль пришлых элементов в
формировании адыгов. Если исходить из археологических и
некоторых других данных, формирование адыгов было длительным
процессом этнического смешения определенных групп населения с
древнейшими кавказцами Западного Кавказа257
. То есть ученые
признают, что миграционные процессы, происходившие с древнейшее
эпохи на Северо-Западном Кавказе определили характер этногенеза и
всей этнической истории автохтонов. Тем не менее, важно отметить,
что археологами прослеживается основная линия культурной
преемственности в развитии населения Северо-Западного Кавказа,
начиная с неолитической эпохи и кончая ранним железным веком (1
тыс. до н.э.), когда с уверенностью можно говорить об этническом
составе населения региона.
Проживавшие здесь племена, имели прямое отношение к
адыгскому этносу. Протоадыгское население античной эпохи
являлось прямым потомком древнейших племен - носителей
бронзовых культур. Со II тыс. до н.э., несмотря на до-
256 Бетрозов Р. Указ. соч. С. 5.
257 Там же. С. 6.
120
вольно ощутимое влияние скифской культуры, сарматское и даже
греческое воздействие, и до самого позднего времени на территории
Западного Кавказа не ощущается существенной смены населения258
.
Подтверждается это еще и тем, что, по мнению ученых в
позднебронзовое время, завершилось формирование полиэтнического
нартского эпоса (существовали три центра формирования эпоса -
осетинский, адыгский и абхазский). Но Ш.Д. Инал-Ипа считает, что
это не снимает проблемы моногенетизма - проблемы существования
единого первоначального его ядра: имеются интернациональные
термины - Сатаней, Сосруко и другие имена и сюжеты, восходящие к
одному первоисточнику - этническому субстрату, из которого
образовались впоследствии рассматриваемые народы259
. В 1 тыс. до
н.э. существовал субстрат племен, которые стали непосредственными
автохтонами абхазо-адыгов, осетин, карачаевцев и балкарцев.
Необходимо отметить, что к настоящему времени учеными
достоверно установлено, что не позже 1 тыс. до н.э. сложились
основы коренных народов Северного Кавказа. В это время начинается
процесс формирования адыгской народности на основе более
древнего населения бронзовой эпохи. Все исследователи сходятся на
том, что непосредственными предками адыгов являлись племена
синдов, меотов, дандариев, фатеев, керкетов, тореатов, тарпетов,
досхов, псессов, зихов, гениохов, занимавшие до н.э. восточное
побережье Черного, Азовского морей и Прикубанье, и достаточно
хорошо известные по сведениям греко-римских историографов
Гекатея Милетского, Геродота, Гелланика Митиленского, Скилака
Кариандского, Диодора Сицилийского, Страбона, Птоломея, Плиния,
Полиэна, Арриана, Помпония Мелы, Псевдо-Скилака.
258 Там же. С. 29-30.; Марковин В.И. Дольменная культура и вопросы раннего
этногенеза абхазо-адыгов. Нальчик. 1974. С. 48.
259 Инал-Ипа Ш.Д. Абхазы. Сухуми. 1965. С. 67.
121
Известно также, что в начале нашей эры родственные
проадыгские племена начали объединяться вокруг приморского
племени зихов. Совершался процесс консолидации племен Северо-
Западного Кавказа в адыгскую и абхазскую народности. К X в. н.э.
адыги, как народ с единым языком и культурой, в общих чертах
сложился. Уже с первой половины Xв. письменные источники
считали адыгов единым народом, населявшим значительные
территории от Таманского полуострова на Западе и до Абхазии на
Юго-Востоке, на Севере до Приазовья и р. Кубань260
.
Следует отметить, что и в дальнейшем происходило
формирование и обособление этнических групп в результате
перемещения племен на новые территории. Например, миграция части
адыгов на восток в XIII-XIV вв. явилась причиной образования
кабардинской народности, как особой восточной группы адыгов.261
Этническая структура Северо-Кавказского региона в основном
сложилась к XVI-XVII вв., но окончательное ее формирование
произошло к XIX в.
262 К этому времени адыги, несмотря на
значительные изменения в территории и численности, связанные в
основном с причинами социально-экономического характера и
классовой борьбой продолжали занимать обширные пространства,
оставаясь самой многочисленной группой на Северо-Западном
Кавказе. В 1836г. известный адыгский этнограф Хан-Гирей писал,
«что черкесские земли простираются в длину слишком на 600 верст,
начиная от устья Кубани вверх по этой реке, а потом по Куме, Малке,
Тереку до границ Малой Кабарды, которые простирались прежде до
самого слияния Сунжи с рекою Тереком. Ширина различна и
заключается от вышеупомянутых рек на полдень по долинам и по
скатам гор в разных кривиз-
260 Бетрозов Р. Указ. соч. С. 31-32.
261 Там же.
262 Шадже А.Ю. Шеуджен Э.А. Северокавказское общество: опыт системного
анализа. С. 54.
122
нах, имеющих от 20 до 100 верст расстояния, составляя, таким
образом, длинную узкую полосу, которая начиная от восточного угла,
образуемого слиянием Сунжи с Тереком, то расширяется, то опять
стесняется, следуя на Запад вниз по Кубани до берегов Черного
моря»263
.
Изучив источники XYIII и начала XIX вв., В.К.Гарданов
довольно точно устанавливает общие границы, занимаемые адыгами к
началу XIXв.. Начиная от северо-западной оконечности гор Большого
Кавказа адыги заселяли обширную территорию по обе стороны
Главного хребта примерно на 275 км (считая по водораздельному
хребту с Северо-Запада на Юго-Восток), после чего их земли
переходили уже исключительно на северные склоны кавказского
хребта, в бассейне Кубани, а потом Терека, простираясь на юго-восток
еще примерно на 250 км ... по побережью Черного моря адыги
занимали территорию протяженностью около 250 км, гранича на юге
по р. Шахе с убыхами. В самом широком месте земли адыгов
простирались от берегов Черного моря на Восток до Лабы примерно
на 150км (считая по линии Туапсе-Лабинская), затем при переходе из
бассейна Кубани в бассейн Терека эти земли сильно сужались, чтобы
опять расшириться на территории Большой Кабарды до 100 с лишним
километров264
.
Очерченная территория включает в себя все виды ландшафтов:
степь, лесостепь, лесные холмистые предгорья, лесные горы,
обширные горные долины и нагорные плато, субальпийские и
альпийские луга, скалистые горы, покрытые снегом и ледниками,
плавни по Кубани265
.
Водные ресурсы Северо-Западного Кавказа несопоставимы ни
с одним другим регионом Кавказа. По его территории протекает более
пятидесяти больших и малых рек. Кроме
263 Записки о Черкесии, сочиненные Хан-Гиреем // РГВИА. Ф. 37. Д. 5. Л. 1-1об.
264 Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов. М., 1967. С. 19.
265 Агрба Б.С., Хотко С.Х. «Островная» цивилизация Черкесии. Майкоп, 2004. С.
9.
123
того, Северо-Западный Кавказа еще и наиболее лесная часть Кавказа.
От берегов Кубани до моря, за исключением самого высокого пояса
гор, он полностью покрыт лесом. Ученые отмечают, что по природно-
климатическим, географическим и ландшафтным характеристикам это
совершенно уникальный регион266
.
На этой территории в конце XYIII в. проживало 18 этнических
групп адыгов. Однако на протяжении первой половины XIXв. в
адыгском обществе происходил процесс консолидации этнических
групп, что ведет к уменьшению этнической раздробленности. К
наиболее значительным этническим группам относятся кабардинцы,
бесленеевцы, темиргоевцы, бжедуги, хатукаевцы, махошевцы,
мамхеговцы, егерухаевцы, абадзехи, шапсуги, натухайцы.
Егерухаевцы, мамхеговцы, адамиевцы в значительной мере
объединяются с темиргоевцами, а абадзехи с натухайцами и
шапсугами267
. К этому времени практически перестали существовать
такие адыгские субэтнические группы как гоайе, чебси (цопсын),
хегаки, которые слились в основном с натухайцами и шапсугами.
Процессу этнической ассимиляции подверглись и жанеевцы. В
большинстве архивных источников того времени они упоминаются
уже как «небольшое общество бжедугов»268
.
А. Фонвилль, находившийся на Западном Кавказе в 1863-1864
гг., на карте Черкесии269 указывает на 17 этнических групп. Такие
расхождения возможны по двум причинам, во-первых, в то время
интенсивно проходил процесс слияния и смешения различных
этнических групп, а во-вторых, многие авторы включают в состав
адыгских этнических групп некоторые абхазские племена (аибга,
ахчипсоу, псху), карачаевцев и абазинцев. Большинство историков
сходятся во
266 Там же. С. 10-11.
267 Там же. С. 22.
268 Кубашичева З.Ю. Указ. соч. С.40-43.
269 Фонвилль А. Последний год войны Черкесии за независимость. 1863-1864гг.
Краснодар. 1927.
124
мнении, что адыги, действительно, в то время были самой
значительной этнической группой на Северном Кавказе, оказывавшей
большое и всестороннее влияние на окружающие их народы270
.
Интерес представляет не только определение территориальных
границ, но и численности адыгов. Это один из наиболее трудных
вопросов. У разных авторов существовали разные подходы к оценке
сведений, полученных из источников, а также разные системы
исчисления. Наиболее достоверными, отмечал В.К.Гарданов, можно
считать данные Хан-Гирея, Ф.Ф.Торнау и К.Ф.Сталя. Сам же он
пришел к выводу, что численность адыгов не превышала 500 тыс.271
.
По данным Хан-Гирея эта цифра составляла 265140272. Ф.Ф.Торнау
495500273, К.Ф. Сталя 307478274. До Хан-Гирея такими
исследованиями занимался Г.В.Новицкий, который утверждал, что
численность адыгов достигала 1082200 чел.275 Приближаются к этой
цифре данные Т.Лапинского - 800000 чел.276 и А.Лонгворта - около 1
млн. чел.277 Следует отметить, что некоторыми исследователями
учитывалась только мужская часть населения (Ф. Торнау), а другие
исходили из самых минимальных предположений о численности
отдельных адыгских племен (Хан - Гирей, Сталь).
А.Х. Бижев пишет, что внимательное изучение трудов Хан-
Гирея не оставляет сомнения в том, что их автор выполнял двоякую
задачу - отвести от соплеменников надвигающуюся катастрофу, и по
возможности воспроизвести точную картину адыгской
действительности. Он взыскателен, точен
270 Гарданов В.К. Указ. соч. С. 12.
271 Там же.
272 РГВИА. Ф. 38. Оп. 1. Д. 5. Л. 50.
273 Русский вестник. 1864. Т.53. N.10. С. 427-428.
274 Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа // Кавказский сборник.
1860. Т. 21. С. 84-85, 94.
275 АВПР. Ф. Главн. Архив, 11-3. Д. 342. Л. 491.
276 Lapinski. Th. Die Bergvolker des Kaukasus und ihr Freiheifskampf gegen die
Russen. Hamburg. 1863. S. 616.
277 Longworth A. A Year Among the Circassians. London. 1840. Vol. I. P. 131.
125
даже в деталях, когда речь идет об этнографическом материале. И
настолько же небрежен, неточен он в собранной систематизированной
информации, которой могут интересоваться военные. Поэтому он сам
признает, что приводимые им сведения о народонаселении явно
занижены и идут «противу мнения лиц, уже писавших об этом»278
.
Исследователи более позднего периода М.В. Покровский279
,
Б.М. Джимов, Т.Х. Кумыков считают, что адыгов насчитывалось
около 700-750 тыс. человек.280 Но никто из названных авторов не
учитывал число умерших на Черноморском побережье, высланных
сухопутным путем, а также ставших жертвами политики геноцида.
А.Х. Бижев утверждает, что если суммировать все это и учитывать
число оставшихся на родине адыгов, то можно согласиться с теми
данными, которыми располагал фельдмаршал Паскевич – 1,7 млн.
281
Т.е. не вызывает сомнения, что адыги имеют общее происхождение,
общую территорию, где происходили первоначальные этапы его
этногенеза. Но для окончательного (полноценного) формирования
этнической общности, ощущения себя единым народом непременно
необходимо проявление этнического самосознания, как важнейшей
особенности и психологической структуры этноса и его членов282
.
Выше мы уже отмечали значение этнического самосознания
как производного, вторичного, результатирующего признака этноса.
Т.е. именно этническое самосознание является наиболее важным
этническим определителем. Для этноса характерно
противопоставление себя всем прочим аналогичным коллективам
людей, различая «своих» и «других» («мы» и «не мы»). Тем самым
этнос приобретает самосозна-
278 Бижев А.Х. Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис Восточного вопроса в
конце 20-х начале 30-х гг. XIX в. Майкоп. 1994. С. 68.
279 Покровский М.В. Из истории адыгов в конце XVIII первой половины XIX века.
Краснодар. 1989. С. 16.
280 Бижев А.Х.Указ. соч. С.69.
281 Там же. С. 69-70.
282 Налчаджян А.А. Указ. соч. С. 17.
126
ние – «я – концепцию» или «мы – концепцию». Ключевым моментом
этнического самосознания является идентификация индивидов с
определенной этнической общностью, которая проявляется в
самоназвании «этнониме».283 Следует учесть, что самоназвание как и
все другие компоненты этнического самосознания – категория
историческая и, естественно, выкристаллизовывается в ходе
формирования этнической общности. При этом необходимо различать
эндоэтноним и экзоэтноним – имя, которое дает этнос самому себе и
имя, которое дают ему другие.
Адыги (адыгэ) – самоназвание современных кабардинцев,
черкесов, адыгейцев Республики Адыгея, шапсугов Причерноморья и
всех адыгов, проживающих за рубежом. Во всем мире их называют
черкесами.
Для нашего исследования значительный интерес представляет
вопрос о происхождении эндо и экзоэтнонимов адыгов. Прежде всего,
обратимся к высказываниям очевидцев.
Л.Я. Люлье, довольно глубоко изучивший быт адыгов, писал:
«…мы привыкли все племена, населяющие северную покатость
кавказских гор, называть черкесами. Между тем как они называют
себя адыге»284
. Так их называют в своих описаниях и многие
путешественники, ученые, военачальники такие как К.Ф. Сталь285, Ф.
Торнау286, Н.Ф. Дубровин287, К. Кох288 и др. И.А. Гюльденштедт,
ученый, путешествовавший в течение трех лет по Кавказу во второй
половине XVIIIв.
283 Там же. С. 18-19., 305-307.
284 Люлье Л.Я. Общий взгляд на страны, занимаемые горскими народами,
называемыми черкесами (адыге), абхазцами (азега) и др. смежными сними
народами //ЗКОРГО. Кн. IV, Тифлис, 1857. С. 173.
285 Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа //«Кавказский
сборник». Т. XXI. Тифлис, 1910. С.75-76.
286 Торнау Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера. Русский вестник. Т. 53. №10.
С.428. 1864.
287 Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т.I. Кн. I.
СПб., 1871. С.8.
288 Кох Карл. Путешествие по России и в Кавказские земли. Адыги, балкарцы и
карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIXвв. Нальчик, 1974.
127
отмечал, что жители называют сами себя и землю свою Адиги, турки
и татары – черкас, грузинцы – черкессияни, россияне – черкесами,
немцы – черкессиен, а осетинцы – казах…289 Тэтбу де Мариньи,
француз по происхождению, имевший возможность достаточно
близко общаться с адыгами писал, что в Европе знали эти народы под
общим именем «чиркассиенс». Русские называют их
черкесы…Интересно, что черкесы сами себя называют только
«адыги»; мы не находим следов этого имени в том, что оставили нам
историки древности. …имя черкесов должно вероятно, происходить
от «керкеты»…290 Приведенные выше выдержки из работ известных
авторов достаточно убедительно показывают, что народ, который сам
себя называл «адыгэ» во всем мире был известен как «черкесы».
Первые упоминания самоназвания народа относится к 70-м гг.
XV в. Впервые термин «адыге» наряду с этнонимами «черкес» и
«зихи» назван Георгием Интериано. Он писал: «Зихами (zichi) зовутся
они на народном греческом и латинском языках, татары и турки зовут
их черкесами, а на их собственном наречии имя им адиге».291 Они
живут (на пространстве) от реки Таны до Азии по всему тому
морскому побережью, которое лежит по направлению к Босфору
Киммерийскому, - пишет далее Интериано, ныне называемому
Восперо, проливом Святого Иоанна и проливом Забакского моря,
иначе – моря Таны, в древности называвшегося Меотийским болотом,
и далее за проливом по берегу моря вплоть до мыса Бусси и реки
Фазиса и здесь граничит с Абхазией, т.е. частью Колхиды.292
Высказывание Интериано считается наиболее ранним упоминанием в источниках самоназвания адыгоязычных
народов.
289 Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа. Из
«Путешествия г-на академика И.А. Гюльденштедта через Россию и по Кавказским
горам в 1770, 1771 и 1773гг.» СПб., 1809.
290 Тэбу де Мариньи. Ж. –В. –Э. Путешествие в Черкесию. Одесса: Симферополь.
1836.
291 Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973.
С.18.
292 Казанов Х.М. Культура адыгов. Нальчик, 1993. С.24.
128
ранним упоминанием в источниках самоназвания адыгоязычных
народов.
Нет комментариев