Диоскурия, наряду со многими городами Черноморского
бассейна, в конечном итоге является продуктом Великой
Греческой колонизации VI вв. до н.э. Но греки никогда не
основывали свои города и поселения в безлюдных местах, ибо
они, прежде всего, занимались торговлей и ремесленничеством,
играли посредническую роль между аборигенами и заморскими
центрами; они стремились вывозить металл, дары недр и т.д.
Поэтому, прежде чем где-то обосноваться, греки
7. 99
предварительно объезжали эту землю или как-то осведомлялись
о ней. Об этом свидетельствует и полумифическое,
полуреальное плавание аргонавтов в Кавказское Причерно-
морье еще во II тыс. до н.э. Один из циклов этого предания
повествует, что Диоскурия была основана участниками похода
аргонавтов - братьями-близнецами Кастором и Полидевком.
Другой же вариант гласит: город построен не самими
Диоскурами, а их возничеми - Рекой и Амфистратом на месте
проживания гениохов. Поэтому страна и называлась Гениохией.
Во всяком случае, так пишет выдающийся географ античного
времени Стробон (I в. до н.э. - I в. н.э.).
Согласно другому греческому источнику, южный сосед
Диоскурии - Фазис (современный Поти) основан также
колонистами из Милета во главе с организатором (ойкиста) по
имени Фемистагор. Первопричиной колонизационной
деятельности греков была нехватка земли. Подсчитано, что
лишь 19% площади Греции являлись пригодным для обработки.
Неслучайно греческие поселения, как правило, возникали вдоль
морских берегов, где были плодородные почвы, богатые
ресурсы. Сохранилось на этот счет образное выражение
великого Платона (V в. до н.э.): «Грекам принадлежала часть
земли от Фазиса до Геракловых (Геркулесовых) столбов (район
современного Гибралтара - Г.Ш.) и они расположены вокруг
моря подобно тому, как лягушки и муравейники живут вокруг
озера».
Земля, на которой возникла Диоскурия.
Что нам известно о ней? К счастью, на этот вопрос прямо
отвечает латиноязычный писатель Помпоний Мела, родом с
Пиренейского полуострова. В своем произведении «О строении
Земли», завершенном в 44 г., он сообщает: «Диоскурия основана
на земле гениохов Кастором и Полидевком, прибывшими в Понт
с Язоном». Ясно, что здесь автор ссылается на какой-то древний,
не дошедший до нас источник, так как между аргонавтами и
Помпонием Мела лежат около 1200 лет. Но П. Мела не
ограничился одним этим сообщением. Далее он пишет: «А на
земле синдов самими жителями основан город Синд».
100
Общеизвестно, что синды - одно из раннеадыгских племен,
проживавших в районе современной Анапы. А еще раньше
другой греческий автор, Гераклид Понтийский (ученик Платона
и Аристотеля) знал, что Фазис задолго до прихода греков (т. е.
значительно раньше VI в. до н.э. - Г.Ш.) населяли гениохи.
Получается, что гениохам принадлежали просторы Диоскурии
и Фазиса, т. е. земли Восточного Причерноморья или, выражаясь
другой географической номенклатурой, почти вся Колхида.
Гениохи. Кто они?
По мнению профессора П. Ушакова, гениохи, как и другие их
соплеменники, в том числе ахеи (жители современного района
Большого Сочи), были связаны с более древними народностями
Малой Азии. Академик Г. Меликишвили пишет, что «игани», или
«иганиехи» - племенное название, часто встречающееся в
урартских клинообразных надписях VIII- VII вв. до н.э., являлись
воинствующими племенами. Они проживали в окрестностях
озера Чалдыр, что в 10 км к северу от современного турецкого
города Каре. В то же время ученый считает, что гениохи античных
авторов являются потомками «игани» или «иганиехи» урартских
клинописей. Если это верно, то родословие гениохов занимало
и современную часть Малой Азии.
Г. Меликишвили считает, что племена керкеты (жители
северо-восточного Причерноморья раннеантичного времени)
являлись предками черкесов (керкесы- черкесы). Керкеты были
соседями гениохов с севера. Действительно, этноним «гениох»
постоянно встречается у раннегреческих писателей ^
логографов. Псевдо-Скилак (IV в. до н.э.), чье произведение
опирается на источники VI-V вв. до н.э. (Гекатей Милетский,
подлинный Скилак Кариандский, Геланик Митиленский и др.),
пишет, что за ахейскими племенами с юга живет народ гениохи.
Комментаторы этого автора считают, что гениохи - значительное
племя, некогда занимавшее и часть нынешней Абхазии,
преимущественно предгорья. Само слово «гениох» с
Древнегреческого переводится как «возничий», т. е. это
греческое прозвище местного населения (в истории тому много
примеров).
101
Зняп пи Герадот гениохов?
Есть основание полагать, что гениохов знал и «отец истории»
Геродот (V в. до н.э.). По его словам, они являются «северными
соседями колхов от Фазиса до Кавказского хребта». Ученые
давно обратили внимание на то, что Геродот часто опускал
названия городов, местностей и т. д., где он долго проживал
(например, в северо-причерноморском городе Ольвия он жил
длительное время, но ни разу не приводил его название).
Непонятно также, почему Геродот не называет город Фазис, о
котором не раз писали его предшественники. Так что
неупоминание гениохов в тексте Геродота не значит, что их не
было. За предложением «северные соседи колхов» непременно
скрываются гениохи.
Много пишет о гениохах Страбон (I в). По его словам, они
жили в северо-восточном Причерноморье, по соседству с
зигскими (раннеадыгскими) племенами. Согласно этому автору,
гениохи и зиги живут морским разбоем, для чего у них есть лодки
под названием «Камары», по-гречески «крытые лодки», в
которых вмещаются по 25-30 человек. Страбон далее пишет,
что гениохи были известны и под названием «камариты» (слово,
производное от названия лодки). Они снаряжали целые
флотилии, часто нападали на чужие корабли, грабили города и
страны. Как видно, они господствовали на море. Иногда им
помогали жители Боспорского государства (Крым и его
окрестности), порой даже предоставляя гениохам свои
корабельные стоянки, и рынок для сбыта добычи. А иной раз
цари Боспора оказывали организованное сопротивление этим
пиратам.
В свое время выдающийся римский поэт Овидий (I в.),
сосланный в западное Причерноморье - в Томах (современная
Констанца, Румыния), писал: «Гениохи и ахейцы разгуливают
по восточной и южной сторонам Понта. Они тем не менее не
оставляют в безопасности и западные берега Понта». А по
Страбону «гениохи похищенных людей предлагают отпустить
за выкуп, извещая об этом их родных... У гениохов было четыре
царя, им подчинялись так называемые тираны, а тем- скептухи
102
(«жезлодержатели»), на самом низу оставался простой народ».
Римский ученый-энциклопедист Плиний Старший (I в.)
локализует гениохов в нескольких местах: в окрестностях
Трапезунта, за рекой Абсар с одноименной крепостью, к северу,
у Себастополиса - Диоскурии и т. д., затем добавляют, что
гениохи различаются многими названиями. По его словам, они
берут свое происхождение у гениохских, или Кораксийских гор.
В свое время Л. Соловьев и Ю. Воронов провели тщательное
обследование Пацхирской крепости путем раскопок. Как
известно, это укрепление расположено при входе в Цебельду.
Исследователи склонны считать, что понятие «Кораксийская»
античных авторов и Пацхирская крепость нашего времени -
название одной и той же местности.
О гениохах пишет также известный иудейский историк Иосиф
Флавий (I в), а Дионис Периегетт (II в.) прямо указывал, что за
ахейцами живут гениохи. Даже Плутарх (I в.) знал о
существовании «престола гениохов».
Греческий автор Аппиан (II в.) в своей книге «История Рима»
писал, что Митридат Великий, направляясь в Северное
Причерноморье (Боспорское царство), остановился в Диоскурии,
у дружески принявших его гениохов, где он зимовал - заготовил
лес, строил корабли, ковал оружие, собрал большое количество
хлеба. Там он и задумал немалое дело. Гениохи официально
не входили в состав Понтийского царства. Но поэт и писатель I
в. Лукан убеждает, что «гениохи - это государство в Понте».
Завершая высказывания древних авторов по поводу гениохов,
уместно привести слова анонимного автора V в.,
доказывающего, что гениохи жили южнее Апсара (р. Чорох) и в
районе современного Б. Сочи. Говоря о местах их обитания,
нельзя не вспомнить раннеполитическое объединение -
княжество гениохов II в. н.э., что расположено южнее Трапезунта,
у реки Пританис. У них был довольно хорошо известный царь -
Анхал.
Арриан, как военачальник, присланный в восточное
Причерноморье в 131 году императором Траяном, строго
фиксирует, что Себастополис (Диоскурия) стодт на земле
103
санигов, у которых был царь Спадаг. Многие исследователи (3.
Анчабадзе, Ш. Инал-ипа, М. Трапш, Ю. Воронов, М. Гунба, Г.
Амичба, О. Бгажба и автор этих строк) считают, что саниги - это
часть былого Гениохийского общества. Значительно позже
потомки этих санигов фигурируют как садзы между Гагрой и
Адлерским районом.
РА, № 147, 25-26 декабря 1999 г.
Теперь о смысловой стороне названия «Диоскурия».
Естественно, это грецизированное название. О том, как себя
называли аборигены, остается для нас загадкой. С приведенным
мифом согласуется сообщение писателя и географа I в.
Помпония Мелы. Он пишет, что Диоскурия построена на земле
гениохов. Значит, и данный автор знал название окрестного
населения Диоскурии - гениохов. Преобладающее число ученых
считают, что гениохи - прямые предки апсило-абазго-санигских
племен. Отметим, что Диоскуры являются сыновьями Зевса -
верховного божества древней Греции. Этих близнецов считали
покровителями моряков и мореплавания, спасителями при
кораблекрушении. Диоскуров считали также символами смены
жизни и смерти. Далее предание гласит, что братья - Диоскуры
после их смерти были перенесены в качестве звезд - близнецов
на небо. Они изображались в остроконечных войлочных
головных уборах, увенчанных 8 - конечными звездами, и на
конях, ибо они постоянно блуждали между светом (Олимп) и
тьмой (преисподней). Существует много скульптурных
изображений Диоскуров. К наиболее выдающимся памятникам
мирового искусства относят Диоскуров из Монте-Ковалло в
Риме. В то же время в Батумском музее хранится золотая
скульптурная фигурка одного из Диоскуров, видимо, Поллукса.
(Рис. 38, 1-2).
...Шли годы, десятилетия процветания Диоскурии. Ее
экономическое и военно - политическое влияние на окрестное
население становилось более ощутимым. Около IV в. до н.э.
тогда, когда жил и творил вышеупомянутый Псевдо-Скилак,
104
произошла кровопролитная война на территории современной
Эшеры, разумеется, не без участия жителей Диоскурии и
гениохов. Очень похоже, что победа осталась на стороне
последних. Все это видно из Эшерской древнегреческой надписи
на бронзовой плите IV в. до н.э., обнаруженной нами в 1975 г.
Древнее этого письма на металле еще нигде не найдено во всем
Черноморском бассейне. (Рис.35).
В конце эллинизма (II-I вв. до н.э.) Диоскурии и окрестное
население - гениохи переходят под покровительство могучего
Понтийского царства во главе с выдающимся полководцем и
царем Понта - Митридатом VI. С его разрешения город
Диоскурия начинает чеканить свои монеты (рис.38,4), имевшие
хождение по всему Причерноморью, вплоть до границ скифского
царства на западе (Ольвия - совр. город Николаев). На лицевой
стороне монеты - две шапки Диоскуров, увенчанные звездами,
на оборотной стороне - жезл (символ) Диониса с трехстрочной
надписью «Диоскуриада» (говорят, что в районе Келасура их
находили килограммами). Интересно отметить, что на гербах
владетельных князей Абхазии - Шервашидзе - Чачба часто
находили свое отражение шапки Диоскуров (рис.38, 3). В связи
с этим расскажу еще об одной уникальной находке в Эшере,
сильно перекликающейся с диоскурским монетным
изображением: во время наших раскопок обнаружен обломок
местной черепицы, на котором в виде клейма нанесен жезл -
наподобе того самого символ Диониса, что встречаем на
диоскурской монете (рис. 37 й
). Не все, наверно, знают, что
любимый символ Митридата VI - друга и покровителя Диоскурии
и его окружения - был >кезп Диониса. Подданным
древнегреческого писателя Аппиана (II в.), понтийский царь,
гонимый римским полководцем Помпеем, отвергнутый родным
зятем - армянским царем Тиграном Великим, нашел себе приют
только у диоскурийцев - гениохов. Здесь он провел свою
последнюю зиму (66-65 гг. до н.э.). Есть обоснованное мнение,
что в ту пору войска Митридата стояли на единственно хорошо
укрепленном месте Диоскурии - ЭшерскоМ городище, где
найдены соответствующие археологические материалы
105
(керамика, монеты). Потом он, «задумав великие свои дела»,
отправился морем к своему сыну Фарнаку в Пантикопей (Керчь).
Но измена последнего заставила некогда могучего царя
покончить жизнь самоубийством, точнее, он приказал рабу убить
его мечом. Так и закончилась третья Митридатовская война с
Римом (74-63 гг. до н.э.).
Как и следовало ожидать, с уходом войска понтийского
царства с берегов Кавказского Причерноморья, в том числе
Диоскурии, местные племена, нужно полагать, оказались под
игом римских захватчиков. Тогда же и возникает вопрос об
официальной замене греческого названия Диоскурия... Самый
последний, кто из античных писателей упоминает Диоскурию -
Стефан Византийский (VI в.). Отныне с исторической сцены
сходит этот выдающийся город - полис на Кавказском
Причерноморье, о котором прославленный греческий географ
Страбон писал, что «Восточное море оканчивается у
Диоскуриады, в этот город собирается 70 народностей. Все они
говорят на разных языках, но все они кавказцы. Около
Диоскуриады протекает река Харес (Гумиста?)..».
В силу общих исторических явлений некогда пышная
греческая колонизация исчерпала себя, а вместе с ней и
Диоскурия - продукт почти этой же колонизации. На развалинах
Диоскурии появляется новый город - Себастополис.
По мнению многих исследователей, гениохи, на земле
которых стояла Диоскурия, скорее всего, относились к абхазо-
адыгоязычным племенам. Митридат, приближаясь к Северному
Причерноморью, заключил союз с меотскими (раннеадыгскими)
племенами, с помощью которых сразу же овладел Боспорским
царством. И в дальнейшем намеревался совершить с севера,
через дунайские области во вражеский Рим, но неожиданная
измена родных сыновей (сначала Махара в 65 г., потом Фарнака
в 63 г.) заставила Митридата покончить жизнь самоубийством.
Вот один из эпизодов, рассказанный историком митридатовских
войн Аппианом (II в.). «Митридат воевал с отпавшими колхами,
•скоро они подчинились. Остаток лета и целую зиму он заготовлял
лес, строил корабли и готовил оружие... Митридат, зимуя в
106
Диоскурии, задумал немалое дело и не такое, на которое мог
бы решиться человек. Так он прошел через землю гениохов,
дружески принявших его...».
Римляне укрепляют позиции на Кавказском побережье.
С гибелью Митридата VI (63 г.до н.э.) римляне в первую
очередь приступили к сооружению оборонительных линий -
крепостей и башен - для дислоцирований своих воинских
частей. Имея в виду эти постройки, выдающийся историк
древнего мира - Прокопий - Кесарийский (VI в.) пишет: «...для
устрашения сагинов (санигов) римляне выстроили укрепления
Себастополис...»
Есть все основания полагать, что эти постройки входили в
систему т. н. Понтийского лимеса («Понт» - море», «лимес» -
пограничная дорога). Считают, что такое активное строительство
началось с приходом к власти Октавиана - Августа! Он, как и
последующие императоры, большое значение придавал
укреплению северных границ империи с варварскими
племенами и превращению этих краев в свою надежную опору.
Октавиан - Август был провозглашен императором
(принцепсом) в январе 27 года до н.э. Но учитывая, что
реализатором его военных планов, особенно на востоке, был
его зять Агриппа, назначенный на должность правителя
пограничных дел в 17 году до н.э., т.е. к строительству фортифи-
кационных сооружений интересующего нас региона, в том числе
древнего Сухума, должны были приступить не ранее названной
даты, т. е. 17 г. Нам известны многие населенные пункты, где
были осуществлены подобные постройки в Абхазском
Причерноморье: Гудаа (Гудаква - Зиганис)в Гальском районе,
Питиунт (Пицунда) в Гагрском районе и на территории
нынешнего Сухума, где, псНШЬвам римского писателя -
энциклопедиста Плиния Старшего, Диоскурия под ударами
гениохов лежала в развалинах. Нужно полагать, что
воинственное племя гениохов с уходом из Диоскурии и гибелью
дружественного им Митридата враждебно стало относиться к
римлянам. Наши раскопки на Эшерском городище показали,
107
что примерно к этому же времени относится разгром и
уничтожение на правом берегу Р. Гумиста оборонительных стен
этого древнего города.
«В Аква лежит золото».Обращает на себя внимание
следующее: во всем черноморском бассейне название
Себастополис получил лишь единственный город - крепость на
месте нынешнего Сухума, т. е. т§м, где прежде стояла
Диоскурия, построенная в честь легендарных братьев-
близнецов Поллукса и Кастора их возничьими - гениохами. Вряд
ли все это случайно. Похоже, что,с# стародавних времен это
место было каким-то знаковым. Вспомним, сообщение
Стефпана Византийского о том, что Диоскурия прежде была
известна как столица царя златообильной Колхиды - Айэта).
Вряд ли случайна также и абхазская поговорка « Акэа ахьы
тоуп». (« В Акуа лежит золото» - в смысле несметное богатство
- золото хранит Акуа).
Уникальная находка каменной плиты.
Что подтверждают данные письма? Итак, Себастополис, как
одно из названий исторического Сухума, впервые упоминает
Плиний Старший (I в.): «От Диоскурии следует город Ираклий.
От Себастополиса он отстоит на 70 тыс. шагов». (Мы еще не
знаем местонахождение горо/ца Ираклия - Г.Ш.). Трудно
утверждать, знал ли Плиний о совпадении место нахождения
Диоскурии и Себастополиса. Что касается нынешнего
Севастополя - города моряков в Крыму, как выше отмечено
ведет нас как к известной путаницей администрации времен
русской императрицы Екатерины II, когда название города
Абхазского Причерноморья-Сефастрполиса из устья р. Басла
ошибочно было перенесено в Крым и там закрепилось. То, что
первоначально это название действительно относится к
Сухумской долине, подтверждается данными письма. По этому
гщ^ду историк и крупный администратор- военачальник Флавий
Арриан, сам побывавший на месте Сухумаг
писал: «миновав
Астелеф (бассейн р. Кодор- Г.Ш.) раньше полудня, мы прибыли
108
в Себастополис. Поэтому в этот же день успели выдать
жалование солдатам, осмотреть коней, оружие, прыганье
всадников на лошадях, посетить больных, проверить запас
хлеба, осмотреть стены..крепостей и обход рвов. Себастополис
назывался Диоскуриадой, крлония Милета».
По счастливой случайности сам факт пребывания Флавия
Арриана в древнем Сухуме был подтвержден дополнительной
находкой каменной плиты метрического характера в 1896 году
в черте Сухумской крепости. Вот как описывает находку этого
выдающегося эпиграфического памятника один из старейших
археологов Абхазии Л. Соловьев: «Летом 1896 г. в Сухуме, близ
старой крепости строили набережную Российского пароходного
общества. Наткнулись на остатки какого-то каменного
сооружения, напоминающего мол. Последний был разобран
строителями. При этом местный краевед В. Чернявский
случайно спас одну каменную плиту с хорошо сохранившейся
надписью, которая была заделана в древнюю кладку мола.
Надпись глубоко была вырезана в камне и в углублениях
сохранилась красная краска, которая бьиэдрокрыта для большей
видимости письма. Содержание его очень краткое и в целях
экономии труда и места слова надписи передавались в
сокращенной форме: «Адриан через Флави#;
гёорт:
сей
соорудил». (Рис. 46, 3). Безусловно, это место посетил Флавий
Арриан и оно отмечено каким-то крупным строительством
римлян. Находка исчезла после смерти Чернявского и лишь на
основании сфотографированной надписи известный русский
академик, эпиграфист М. Ростовцев подтвердил точность
перевода».
В той же западной части Сухумской крепости, примерно там,
где находился ресторан «Диоскурия», был найден еще один
письменный памятник, который по словам ныне покойного
профессора Г. Турчанинова, читается на дрещиеабхазском языке.
Текст в его чтении звучит примерно так: «Пород (крепость) его
соорудил в Акуа Саулах, царь* великий из Лыхны. Страна гор».
109
Находки, свидетельствующие о времени существования
Себастополиса.
По данным археологических раскопок, к началу н.э. относится
сооружение многих фортификационных объектов в Сухуме,
прежде всего на набережной. Земляные работы археологов
1958-1959 гг., вскрыли многие постройки, в том числе, восточную
часть крепости, состоявшую из основной стены с башнями и
укреплениями (контрфорсы) I века. Эта же дата была
подтверждена нашими раскопками в крепости, где вскрыли слой
с деревянным настилом начала н.э. Выясняется, что западное
укрепление, стыкующееся с восточной стеной, выходит далеко
за пределы набережной, в сторону моря.
Еще М. Трапш доказал, что в восточном укреплении
прослеживаются остатки бани с керамическим полом. В целом
же длина комплекса древних стен превышает 200 метров, при
толщине 2,25 м., а стены башен имеют толщину 3 м. К югу, на
морском дне крепости водолазами найдены остатки многих
других сооружений. Среди находок - жернов от ручной
мельницы, каменная ступа, остатки амфоры и другой
керамической и каменной посуду, особенно из устьевой части
р. Гнилушка (по-абхазски «Дзяпщ»), где многие, включая зимний
шквал 1998 года, рыбаки находят целые и частично
фрагментированные амфоры местного характера (некоторые
из них хранятся в Абхазском институте).
Раскопки прежних лет в западной части Сухумской крепости
дали материалы I-III вв. Это отдельные фрагменты южно-
черноморских амфор с включениями черных частиц, правда,
их не всегда отличишь от местных, колхидских амфор. Есть еще
амфоры с белым ангобом и гофрированными стенками
(импортные), синопские изделия, краснолаковая посуда (миски,
чашки, блюда, кубки), множество монет республиканского и
имперского периода, первых веков н.э. На одном кубке -
изображения сцены охоты на цаплю, дельфина, рыб, птиц; на
другом импортном сосуде - люди в масках, виноградные листья
с гроздьями и т.д. Подобные-изображения имеются на
-драгоценной Пицундской чаше I в. из золота и серебра, открытой
нами в 1960 году и хранящейся в сейфе Абхазского госмузея.
110
В слое I-II вв. Сухумской набережной обнаружены часть
помещения из булыжников на известняковом растворе, жилой
дворик с хозяйственным помещением, колодец, облицованный
булыжниками, также на известковом растворе. (Кстати,
известковый раствор - изобретение римлян, только в их пору
его начали применять в строительном деле в античном мире и
одними из первых здесь были древние сухумцы). В этом слое
найдены остатки водостока», внутри которого лежали ручки
косской амфоры I в. н.э. Под ними - материалы более раннего
периода, т. е. на этом участке Сухумской набережной мы имеем
неоднократные примеры смены культурных слоев эпохи
Диоскурии - Себастополиса. Во время раскопок М. Трапш в
крепости была найдена целая гончарная печь для обжига
керамической посуды, равной которой пока еще нет на всем
Кавказском Причерноморье. Печь имела ширину 6,25 метра при
длине 5 метров, из окрестностей печи происходят глиняные
светильники, на одном из них - изображение «трех граций».
Находка экспонируется в одном из залов античной археологии
Абхазского госмузея. (Рис.47, 2).
Слои рубежа новой эры, т. е. раннего этапа истории
Себастополиса, иллюстрирует вымостка на деревянных
столбиках. К первым векам н.э. относятся в крепости косточки
персика, скорлупы грецкого ореха, а из памятников искусства -
статуэтка человека по пояс с лентовидной портупеей через
правое плечо и круглым предметом на руке (рис. 45, 29). По
нашему мнению, эта оригинальная скульптура принадлежит
местному мастеру.
Но этим не ограничивается строительное дело периода
Себастополиса. На северо-западной окраине Сухума, на участке
гр. Одинец, в 1959 г. М. Трапш раскопал сторожевую башню
начала н.э. Она в плане квадратной формы, ориентированная
по сторонам света, внутренний размер 5,47х
5,4 м., снаружи -
6,45 х 6,30 м. Толщина стен одинаковая - 0,9 м. Кладка сложена
из булыжника и ломанного камня на известковом растворе с
примесью толченного кирпича. Башня стоит прямо на грунте,
без фундаменте; сохранившаяся часть стен по углам имеет
111
затирку швов. От башни в разные стороны отходят стены. Внутри
башни, во втором культурном слое, среди прочих находок
выявлены четыре светильника местной работы. Один из них- с
надписью на древнегреческом язык$: «Странник, поклоняйся
владыке Гермесу- Меркурию ради спасения» (рис. 47,17). Если
учесть, что Гермес и Меркурий являлись охранявшими
путешественников божествами торговли, соответственно, греков
и римлян, то следует полагать, чтр.светильник принадлежал
проживавшему в Себастополисе греческому или
грецизированному[, местному (гениохийскому?) купцу, которому
приходилось разъезжать по чужим странам. (Интересно
вспомнить, что еще Чернявский, местный краевед XIX века,
видел в горах Абхазии указательные стрелы с буквенными
знаками). Не следует забывать, что диоскуры являлись в то же
время покровителями моряков и мореплавателей.
Продолжая разговор о находках^ этой башне, надо отметить,
что под материалами римской эпохи шли более ранние
предметы: чернолаковые сосуды, обломки местных пифосов,
амфор и др. Как видно, и на этом прослеживается связь
культурных слоев Диоскурии и Себастополиса
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев