Древнейшим орнаментальным изображением на кахатлеже Тыгакочипэ
можно считать двойной кромлех у подножия холма над могилой Майкопца
III-го тысячелетия до н.э. В обобщенном виде это четырехлепестковая
тринадцатиугольная розетка. Тринадцать сторон внешнего круга, отмеченные
по углам более крупными булыжниками, символизируют тринадцать месяцев
лунного календаря, а четыре сектора внутреннего круга - четыре времени года,
совпадающие со странами света.
О луннопоклонничестве у майкопцев свидетельствуют случаи
исполнения лунарных мегалитических сооружений, подобных кромеху в виде
полумесяца вокруг «Майкопского» погребения в Кишпекском кургане в
Кабардино-Балкарии5
. Позже, в 1-й половине II-го тысячелетия до н.э. в
Хеттском царстве неподалеку от его столицы Хаттусы, в городе Циплянда
существовало святилище божества луны Каску, которое стояло на горе Дах,
возвышавшейся на берегу одноименной рекиб
.
Сооружение сложного кромлеха с культово-мемориальной целью
привело к созданию произведения монументально-декоративного характера с
центрично-солярной композицией, внутреннюю основу которой составляет
крест.
Эта центричная солярная композиция на кресте продолжается и
развивается в период средней бронзы, что иллюстрирует сероглинянная
крышечка с изображениями двух оленей. Понятно и логично расположение
креста в круге, как начертание солнца с оптимальным количеством лучей. Но
размещение скачущих оленей с определенным количеством отростков на
ветвях рогов 7
и заполнение широких лучей креста елочками рождает вопрос.
С елочкой сомнения разрешаются довольно легко. Такой вариант елочки с
возвышающимися ветвями ближе к колосу злака (к примеру ячменя,
57
пшеницы). В рисуночном письме Ура (Месопотамия), в более позднем
пиктографическо-клинописном и ранневавилонском клинописном, которое
заимствовали ранние хетты начала II-го тысячелетия до н.э., такой знак
обозначал хлеб, зерно. Поэтому лучи креста на крышечке символизируют
земледельческое плодородие закубанских хаттов. Солнце, которое из круга
крышечки с четырьмя лучами составляет основу композиции и,
одновременно, обеспечивает теплом и светом урожай, плодородие, изобилие.
Но как трактовать оленей с семью ветвями на рогах?
Здесь без этнографии адыгов не обойтись. У западных адыгов
существовал культ Созериса - бога плодородия, изобилия. Символом его
была ветвь боярышника, вечно плодоносящего дерева, с семью сучьями7
(у
некоторых племен вместо боярышника - груша или орех). У восточных
адыгов земледельческим богом был Тхьагъэлидж, символом которого было
изображение кузнечика8
. Но, по описанию праздника сева адыгским
писателем прошлого века Адиль-Гиреем Кешевым, частью церемониала была
стрельба в деревянного оленя передней арбы в кавалькаде возвращавшихся с
сева. Этот олень представляется иммитацией рогов оленя с семью
отростками. Тут божества языческого пантеона различных флангов адыгского
этноса соединяются. Несомненно, Созерис представляется более
распространенным культом, хотя бы из-за созвучия с древенеегипетским
Озирисом. Тхагалидж - это чисто кавказский бог древнейших атыхов.
Можно привести зоологическое объяснение символа в виде
семиветвистого оленя: цветущий возраст оленя - семь лет. Почти закономерно
и определенно то, что каждый год у оленя отрастают рога с добавлением
одного отростка. Поэтому у семилетнего оленя - семь отростков на каждой
ветви рогов.
Вот в таком контексте изображение оленя вплетается в культ изобилия,
плодородия. Но это изобилие, думается, не касается равнинного
хлебопашества хаттов, а связано с горно-лесным изобилием и плодородием
атыхов.
58
Не случайно бог природы и леса, покровитель охоты у адыгов Мэзытхь
представляется некоторыми племенами (кабардинцами) в виде существа с
серебряным туловищем слона и головой оленя.
Однако древнее всех перечисленных моментов семерка. Судя по
мегалитической архитектуре, прослеживаемой на территории Черкесии с
эпохи энеолита, семерка Созериса или Тхагаледжа тесно связана с
созвездием «Жъуагьозэщыбл» (Большая медведица), т.е. семью звездными
братьями. Предполагается, что в астрологических расчетах древних атыхов
Черкесии точка* движения этого созвездия и его положение в северном
полушарии звездной карты стратегически влияли на определение урожайных
лет в природе. Поэтому форма ковша Семибратного созвездия, с его ручкой
слева, отразилась в древнем портальном дольмене протомайкопцев, где
трапецевидный план дольмена не оправдывается ни конструктивно, ни
функционально. Учитывая эти соображения, не так наивно видеть в
перевернутом ковше «жьуагьозэщыбл» ковш плодородия, из которого
Тхагалидж или Созерис высыпают или выливают на человечество всякие
блага (дары) природы.
В заключение самантического анализа изображения крышечки следует
логический вывод: в орнаменте крышечки символически отражен круг
солнца с четырьмя лучами. Лучи, делят круг на четыре сектора,
соответствующие временам года. В полосах лучей - символ изобилия
земледельцев - хаттов, колосья злаков. Секторы были заполнены фигурами
скачущих оленей с семью ветвистыми рогами. Это символ Тхагалиджа и,
возможно, Мэзытха. Судя по двум секторам, во всех четырех фигурах олени
были нарисованы по-разному. Возможно положение и декорировка каждой
фигуры из четырех символических соответствовала своему времени года.
В таком случае, перед нами - солнечный календарь древних атыхов и
хаттов западной Черкессии средней бронзы.
В отличие от изображения крышечки, где соединяются символы
равнинных земледельцев хаттов и горных скотоводов и охотников атыхов, в
59
погребении №30 нартской эпохи кахатлежа Тыгакочипэ, которое датируется
примерно серединой VIII в. до н.э., эти символы разделены. На дне кубка
также круг с четырьмя секторами. Но два противолежащих сектора заполнены
хаттскими символами изобилия. В одном - три колоска с
разнонаправленными усиками, в другом - текстура «пуаблэ», плетеной
циновки из болотной травы, атрибута хаттского равнинного дома (Табл.
XXIV-4). На ковше крупного размера по трехлучевому кресту выгравированы
на стенках корпуса три крестовых композиции, обрамленные лунарными
фигурами в виде четырехлепестковой розетки (Табл. XXIV-5). В центре
креста - кружок, а по концам лучей - т1ыбжьэ (бараньи рога). На венчике
награвирован Фриз в виде зигзага, символизирующего цепь горных
остроугольных вершин и разнонаправленных 4 «лучей», посылаемых
восходящим или заходящим солнцем из-за склонов вершин.
Лунарный символ в этом погребальном комплексе подкрепляется еще
лунницей-наносником одной из двух лошадей, сопровождающих
погребенного нарта-копейщика (Табл. XXIII).
Поскольку все перечисленные символы встречены, хотя и на разных
предметах, но в одной могиле, правомерно сказать, что по-прежнему
главным божеством у адыгов является солнце, а за ним следует бог изобилия
(земледелия и скотоводства - т1ыбжъэ и ушки ручки), далее, божество луны,
затем, возможно, Шыблэ, который в Хеттском царстве назывался Телепину
(громовержец), а в адыгском пантеоне ближе к нему бог - кузнец Тлепш,
мастер огненных дел и любимый бог нартов. Его символ «джора» - крест.
Нельзя не учитывать и форму ковша. Профиль его в перевернутом виде
вторит форме «жъуагьозэщыбл». Это, во-первых: несомненно продолжение
традиции атыхов-дольменщиков. О ее непрерывности свидетельствует
материал поздней бронзы и даже древнемеотского (нартского) периода
(Геленджикские дольмены9
), встречающийся в дольменах. Но, поскольку в
нартскую эпоху адыги уже не строили дольменов, а возвратились к
додольменному каменному ящику в горах, а на равнине - к прямоугольной
60
грунтовой яме, культ плодородия и изобилия Тхагалиджа-Созериса, который
так ярко и изобразительно выражал портальный дольмен с портальной
стеной слева10, теперь выражает ковш-черпак.
Важно заметить, что ковш или кружка с возвышающейся ручкой над
венчиком встречается еще в поздней бронзе у всех окружавших народов: у
кобанцев Центрального Кавказа, у колков Западного Закавказья, у белозерцев
в Северном Причерноморье. Имеются ковши в памятниках поздней бронзы и
переходного к раннему железу периода (IX - VIII вв. до н.э.) в равнинном
Центральном Закубанье (Краногвардейское поселение №1 и №2).
Но форма трапецевидного ковша с ручкой острого завершения и
рожковидным навершием характерны только для восточного крыла
Черкессии, для предгорной и низкогорной части его и не ранее середины VIII
в. до н.э. Имеются ковши и в могильниках переходного периода (Псыбэ,:
Николаевском). Два ковша Николаевского кахатлежа переходного периода
орнаментированы шевроном, имеют высокую ручку петлей, но ни одного
рожковидного навершия ручки, ни трапецевидного профиля у них нет.
Подобная керамика на Тыгакочипэ имеется из погребений и находок именно
этого времени. На таблице XV, рис. 1 - реконструкция амфоры, украшенной
трехрядным шевроном. Этот орнамент создает также образ горных хребтов
из острых вершин, а поперечная параллельная штриховка вызывает
ассоциацию с растительным миром и далее - с земледелием. Второй сосуд
показан на таблице ХХ-3. Здесь отражена форма ковша, но без ручки. По
пропорциям и профилю эта чашка очень близка меньшему Николаевскому
ковшику, но орнаментирована восемью сосцевидными налепами. Более
поздние чаши Тыгакочипэ имеют обычно четыре налепа по кресту, что
образно можно представить как молочник, иммитирующий вымя коровы с
четырьмя сосками. Но чашка из погребения 29 со своим скульптурным
декором ассоциируется с рядами мелких сосков на животе свиноматки. И это
очень подходящий символ плодородия - ведь всем известна плодовитость
свиньи.
61
Таким образом, корчаги, чаши и горшки с налепами, поставленные в
погребениях 16, 29, 31, 32, 33, 36, комплекс №9, подчеркивают роль
домашнего скотоводства в жизни погребенных. Но там, где парные налепы по
кресту, надо видеть символы мелкого рогатого скота (овцы, козы с двумя
сосками на вымени) и, возможно, наличие отгонного скотоводства, а также
солярный символ (крест) или огнепоклонничества.
Орнаментация ковшей более универсальна. На них символически
отражен смешанный уклад хозяйства нартов. На венчике показывается
географическая привязка - Кавказские горы в виде различных вариантов
зигзага - тут же и земледельческая специфика в виде сеток, заштрихованных
Фестонов, наклонных лучей-»щеток», волновой частой штриховки.
На корпус спускаются три или четыре зооморфных мотива по кресту,
символизирующих скотоводство, вероятно, еще охоту и, часто, усложненные
солярно-орнаментальные элементы. Таковы ковши из погребения 16, где по
корпусу пущен фриз из мотива «астральный баран» (Табл. XLIX), погр. 36
(Табл. XXVII), комплекса №7 (Табл. LVII). Следует отметить особо удачные и
сложные варианты синтеза культовых символов.
Солярно-скотоводческим зооморфным образом наделен ковш из
погребения 15 (Табл. XLVIII). Звериные моменты - в рожковидном навершии
ручки и во всем облике профиля сосуда, который смотрится как голова
рогатого зверя с двумя глазами - крестовидными солнцами на корпусе.
Нижняя линия венчика - линия горизонта, из-за которой сияют солнца с
семью и пятью лучами. Здесь и явная трапеция с «Жьуагьозэшибл», и семерка
Созериса и солнце, двояко выраженное, и тамга какого-то Касожского рода
(фамилии), сохранившаяся у балкарцев и мегрелов Апшила.
Все ковши Тыгакочипэ, кахатлежей Ясеневая поляна, Фарсовского,
«Полигона», Псекупса, Пшиша имеют рожковидные навершия у ручек. Это
представляется своеобразным этническим (племенным) символом, возможно
связанным с древнейшим родовым тотемом. Какого зверя эти рожки и ушки
обозначают, неизвестно. Можно предполагать лису, собаку, волка, мышь и
62
др. Адыгский археолог А.А.Тов предполагает видеть в этом раздвоении уши
лошадей. Но самые ранние примеры зооморфных ручек ковшей на Кочипэ,
Псекупсе и периода поздней бронзы ковшей соседней Колхидской культуры
не подтверждают образ лошади, а больше напоминают стилизованную
голову тура или козла.
Но несколько сосудов Тыгакочипэ, «Полигона» и Фарсовского
кахатлежей орнаментированы оригинальными мотивами, неподдающимися
описанной семантике.
Имеются в виду ковши погребения I «Полигона», корчага того же
памятника с волнистыми орнаментам, горшок формы «аля-Майкоп» из
комплекса 4 Тыгакочипэ и несколько ковшей Фарсовского кахатлежа с
волнами на венчике. Легче всего объяснить волнистый орнамент как символ
жидкости, что часто не противоречит функции сосуда. Сложнее определить
семантику геометрических фигур, составленных из сопрягающихся
треугольников на плечиках корчаги из погр. I «Полигона» (Рис. 12-2). Если бы
не внутренняя штриховка треугольников, можно было бы увидеть иероглиф
оружия из древнесемитского письма, что, в общем, для погребения нарта
вполне уместно. Подобный знак, напоминающий в профиль песочные часы, у
осетин-дигорцев, соседей-кабардинцев с юго-востока, является родовой
тамгой, но опять же без штриховки. Такой же тамыгьэ у мегрелов Чичагуа и
карачаевцев Айсандуровых. Геральдический смысл знака на корчаге из
«Полигона» объясняется декором корчаги из Фарсовского кахатлежа. На
плечиках последней в орнаментальный фриз из культовых символов
(полусолнц) включены три тамги (Рис. 12 - 5, 6).
В заключение обзора декоративного искусства нартов киммерийской
эпохи необходимо представить эту часть духовной жизни древних адыгов в
международном плане. Хотя отмечаются оригинальные формы и приемы
нартских металлургов и керамистов древне- и раннемеотского периодов, но
творчество их легко вписывается в художественные явления эпохи мирового
порядка. В первую очередь нартское искусство выглядит вполне органично и
63
синхронно в мире искусства народов Циркумпонтийской зоны. Звериный
геометрический стиль господствовал в позднегомеровскую эпоху в
декоративно-прикладном искусстве Древней Греции, в искусстве Ново-
хеттских городов-государств, Фригии и Лидии в Малой Азии, в соседних
Колхидской и Кобанской культурах Кавказа, у тавров Крыма, киммерийцев и
ранних скифов Северного Причерноморья. Да это и естественно. Адыгские
нарты начала раннего железного века были очень мобильны за счет
наездничества. Часто бывая в походах за Таной на Севере, «за семью морями
на Западе», «за семью хребтами на Юге» и за Индылем на Востоке, они
активно общались и обменивались с окружающими народами не только
предметами вооружения, конской сбруи, украшений, но и достижениями
духовного порядка. Но особо надо отметить для адыгских нартов значение
южных культурных центров в Малой Азии, откуда адыги постоянно
пополняли свою культуру различными достижениями.
Но вот киммерийская волна и мода окончательно прошла в Древней
Черкессии. Исчезают ковши и роговидные корчаги раннемеотской керамики,
кинжалы т.н. пятигорского типа, бронзовые наконечники копий и детали
конской сбруи. Появляются корчаги Кобанского типа грушевидной формы,
железные кинжалы типа скифских акинаков и железные трехлопастные
наконечники стрел, вместо ковшей в погребениях воинов встречаются
кружки с витой ручкой биконической формы, в погребальной керамике стали
фигурировать миски и гончарные кувшины. Керамика совсем не имеет
графических украшений, но скульптурные детали сосудов и немногие
культово-геральдические обозначения активно используются; витые ручки
кружек (Табл. LIX - 7, 9), сосцевидный налеп (Табл. LXI - 1), рельефные
тамгообразные знаки (Табл. 11X1-3), горизонтальные плоские ручки-
поддержки кастрюль (Рис. 19-11).
По-прежнему встречаются бронзовые украшения в женских могилах. Но
их формы, орнаментальные мотивы меняются. Бронзовые перстни, редко
встречавшиеся в VI в. до н.э., в раннемеотский период увеличиваются в
64
количестве, сохраняя овальную форму щитка (Табл. L - 8).
Плоские с продольными желобками бронзовые массивные браслеты
заменяются круглыми (в сечении) с драконоголовыми окончаниями и
декоративно-рельефной разработкой на внешней части (Рис. 19 - 3, 4).
Появляются плоские, крупных размеров бронзовые зеркала, вначале
импортные Малоазийские, а в конце V - начале IV веков - местные - фатейско-
меотские (Рис. 19-1).
В V в. до н.э., несомненно, происходят серьезные изменения на
территории всей Черкесии. Если следовать М.И.Артамонову, из потомков
киммерийцев на Тамани формируется государство синдов и, естественно, с
этого времени по данным археологии, наблюдается имущественная
дифференциация (расслоение). В первую очередь бросается в глаза резкое
различие в погребальных сооружениях и погребальном инвентаре. Большие
богатые курганы, типа Келермесских, Костромского, Уляпских с гекатомбами
и сложными деревянными гробницами имеют захоронения военно-
демократических вождей. Однако концентрация курганов в
Красногвардейском и Шовгеновском районах ранне- и среднемеотского
периода вокруг Уляпа и довольно сложная социальная картина на
Келермесском некрополе позволяет предположить на пространстве Майкоп -
Уляп нечто более развитое, нежели военная демократия. Очевидно и в
Майкопе, и в Уляпе были городские центры, а вокруг них концентрировались
курганные кахатлежи аристократии. Б пользу городского центра в Уляпе
говорят и признаки ювелирной мастерской12. Но, конечно, это были города не
античного типа и даже не такие, как синдский Шанджир, а, видимо,
адыгского типа, подобные позднесредневековым по Ла-Мотрэ13
.
Наличие подкурганных усыпальниц в Центральном Закубанье, не
уступавших синдским Семибратним, говорит в пользу процесса
классообразования и создания государства у касков и хаттов (фатеев) в V - IV
вв. до н.э. Этот процесс противоречил жизненным принципам героической
нартской эпохи. Поэтому здесь нартская эпоха заканчивается, что образно
65
передает адыгекий вариант конца нартов. Появляются какие-то карлики
«ц1ыфыпэцый», под которыми в шапсугском диалекте подразумеваются
коллективисты14, умные, предприимчивые, хитрые и вытесняют нартов с их
индивидуальным богатырским героизмом15
.
Но это прозаический конец нартов. В нартском эпосе есть более
романтический вариант финала нартской эпохи. Интересно этот вариант
отражен в осетинских нартовских сказаниях16; Суть его сводится к тому, что
нарты, почувствовав признаки вырождения и деградации, вызвали на бой
богов, чтобы героически умереть, соответственно их славе. Конечно, они все
погибли в борьбе с небожителями.
Подобный финал был и у гомеровских греков, выразившийся в сюжете
Гигантомахии. Какое-то сходство с этим имеет финал киммерийцев по
рассказу Геродота. Киммерийцы, услышав об угрозе далеких скифов
завоевать их страну (Северное Причерноморье), стали совещаться, и мнения
разделились. Народ, не желая воевать и погибнуть, хотел добровольно
оставить свою землю скифам и уйти в другие края. Цари же не хотели терять
славу самых героических и пожелали погибнуть на своей земле. Народ не
допустил безжалостной гибели своих любимых царей. Решено было сразиться
царям между собой и погибнуть. Когда это произошло, народ похоронил с
большими почестями царей в больших богатых курганах. Но этого кладбища
никто еще не нашел.
Возможно допустить на этом основании, что это трагическое событие
произошло уже в Закубанье, т.е. по Артамонову М.И. Действительно,
погребальные сооружения под большими курганами, сопровождающиеся
массовыми захоронениями лошадей, нехарактерными ни для скифов, ни для
северокавказцев. Вероятно, это результат совместного творчества -
протоадыгов и киммерийцев.На основании сказанного, можно смело предположить, в отличие от
«Гигантомахии» по А.М.Лескову, в сюжете фриза золотой пластинки на
серебряном ритоне из Уляпского кургана №4 можно вдеть последний бой
66
киммерийских царей, на взгляд современного историка и фольклориста-
нартоведа, можно считать и -последним боем адыгских нартов, (фOTO
РИС.13).
А.М.Лесков не видит в этом шедевре древнего искусства никакой связи
с адыгской культурой и считает, что ритон попал в могилу местного вождя в
качестве трофея17. Но так ли это?
Во-первых, ритон, хотя и греческого названия (индоевропейского/
английского), но как питейный рог характерен для конного воинства и
горного пастушества (охотничества) Ирана, Малой Азии, Кавказа и
Скифского Причерноморья.
Во-вторых, протома коня, которой завершается, внизу Уляпский ритон,
более близка кавказскому наездничеству нартов, но не гомеровским героям -
Гераклу, Одисею, Ясону, бороздившим воды Средиземного и Черного морей
на кораблях.
В-третьих, протома Уляпского коня изображает Северокавказскую
породу лошади с горбатой мордой и коротко подстриженной гривой.
Подобных лошадей мы знаем только в Кобанской и Прикубанской пластике.
Все греческие, скифские, иранские и хеттские лошади нарисованы и изваяны
с идеально ровными, под линейку мордами.
В-четвертых, мифический конь Пегас, с которым А.М.Лесков быстро и
легко связал уляпского крылатого коня, в Древнегреческой мифологии, так
же, как у нартов, до III-го в. до,н.э. был боевым другом героя Белерофонта и,
подаренный герою Зевсом, помог Белерофонту победить Химеру.
Но в древнегреческую мифологию Пегас заимствован из хеттско-
хаттского языческого пантеона, где под именем крылатого коня Пехассасиса,
он осуществлял функции бога ветра и погоды18. Кстати, у боевых лошадей
кавказских (адыгских) нартов тоже вырастают крылья, когда они взмывают в
небо. Это Чемдэжь - нарта Карашауея Тхожий-Саусруко, Тхакарапца-
Патэрэза, Дуль-Дуль-Шабатныко и др.
В-пятых, тип лиц, сражающихся «гигантов» видится как явно кавказский
67
(Рис. 14). В развертке чеканного фриза опубликованной А.М.Лесковым, в
двух каталогах выставок 1935 и 1987 гг., крайний слева поверженный старец-
бородач напоминает по-хаттски мудрого понтийца нарта Насрен-жаче. В
одной из центральных пар сражается с клещами бог Гефест или нартский
кузнец Тлепш. Все бойцы, кроме одного молодого воина и женщины в
центре, бородатые старцы. Вспомним адыгских нартов Насрен-жаче, Жинду-
жаче, Тлегуц-жаче. У одного старца-бородача, сражающегося с молодым
богом у правого локтя изображен знак, подобный тамге кабардинцев
Агубековых - « »19, а еще ближе Гоовых и Вармаховых
Комментарии 10
Типы, прекрасно изваянные древним чеканщиком в духе высокой
классики Перикловой эпохи, настолько разнообразны, что позволяют
представить этническую ситуацию Черкессии в киммерийскую эпоху. Здесь
и типичный кавкасионец, наподобие кабардинца, свана или хевсура (Рис. 14,
верхняя прорисовка), и понтиец, явно хаттско-малоазийского типа (нижняя
прорисовка), и индоевропеец-киммериец (противник молодого бога) с мечом
киммерийско-скифского типа (см. кинжал на рис. 16-5), и грек с
каноническим профилем, избивающий «хаттского мудреца». Можно
допустить, что кавказские нарты бьются с богами, но почему с греческими?
Для ответа на этот вопрос предлагается следующая реконструкция.
В последнем походе «за семь хребтов на Юг» один из нартских вождей,
потомок киммерийца, чувствуя упадок героического духа эпохи и желая
увековечить этот дух, заказал древнегреческому ювелиру ритон, снабдив его
добытым в походе драгметаллом. Зака
...ЕщёТипы, прекрасно изваянные древним чеканщиком в духе высокой
классики Перикловой эпохи, настолько разнообразны, что позволяют
представить этническую ситуацию Черкессии в киммерийскую эпоху. Здесь
и типичный кавкасионец, наподобие кабардинца, свана или хевсура (Рис. 14,
верхняя прорисовка), и понтиец, явно хаттско-малоазийского типа (нижняя
прорисовка), и индоевропеец-киммериец (противник молодого бога) с мечом
киммерийско-скифского типа (см. кинжал на рис. 16-5), и грек с
каноническим профилем, избивающий «хаттского мудреца». Можно
допустить, что кавказские нарты бьются с богами, но почему с греческими?
Для ответа на этот вопрос предлагается следующая реконструкция.
В последнем походе «за семь хребтов на Юг» один из нартских вождей,
потомок киммерийца, чувствуя упадок героического духа эпохи и желая
увековечить этот дух, заказал древнегреческому ювелиру ритон, снабдив его
добытым в походе драгметаллом. Заказ предполагал все перечисленное, в том
числе и Фриз с последним боем нартов. А.М.Лесков предположил, что это
произведение искусства исполнено в Иранской или Малоазийской
мастерской. Последняя могла быть в Синопе, где в середине V в. до н.э. по
карте Ж.Де-Моргана (Рис.15) обитали «халибы». Халибами древние греки
называли хаттов, как изобретателей железа 21. Но к тому времени халибы,
видимо, были уже основательно эллинизированы. Потому талантливый
хаттский ювелир из Синопы, воспитанный греческой философской и
68
изобразительной школой, отчеканил и нартов и богов в стиле греческой
классики, романтически возвышенно и театрально идеально, но
антропологически, анатомически и этнографически документально точно.
Как
истинный сын своей эпохи и продукт античной культуры он изобразил и
богов, и нартов по гречески антропоморфными, прекрасными, обнаженными
атлетами. Если бы он изобразил адыгско-нартских богов, то это была бы
битва атлетов с насекомыми и зверями, подобными египетскому пантеону.
Вот каким образом могло появиться это произведение высокого
искусства, отразившее синтез одновременных разноэтничес-ких культур.
Поэтому фриз на ритоне из Уляпского кургана №4 можно
рассматривать как иллюстрацию из жизни древних адыгов, киммерийцев и
эллинов.
Не противоречит этому определению и орнаментика ритона. На первый
взгляд, это чисто эллинский декор. Б верхнем регистре золотого
пластинчатого подвенцового фриза вычеканен ряд вытянутых листьев,
похожих на лепестки лотоса. Средний регистр составлен из
разнонаправленных лировидных фигур с пальметками в центре. Нижний ряд
составляют свисающие листья аканфа. (см.об
...ЕщёКак
истинный сын своей эпохи и продукт античной культуры он изобразил и
богов, и нартов по гречески антропоморфными, прекрасными, обнаженными
атлетами. Если бы он изобразил адыгско-нартских богов, то это была бы
битва атлетов с насекомыми и зверями, подобными египетскому пантеону.
Вот каким образом могло появиться это произведение высокого
искусства, отразившее синтез одновременных разноэтничес-ких культур.
Поэтому фриз на ритоне из Уляпского кургана №4 можно
рассматривать как иллюстрацию из жизни древних адыгов, киммерийцев и
эллинов.
Не противоречит этому определению и орнаментика ритона. На первый
взгляд, это чисто эллинский декор. Б верхнем регистре золотого
пластинчатого подвенцового фриза вычеканен ряд вытянутых листьев,
похожих на лепестки лотоса. Средний регистр составлен из
разнонаправленных лировидных фигур с пальметками в центре. Нижний ряд
составляют свисающие листья аканфа. (см.обложку).
Над золотой пластиной с рельефным изображением битвы расположен
редкий ряд высоких «пальметок», сюжетную основу которых составляет
лировидная фигура, усложненная многочисленными декоративными
элементами - спиральками, трилистниками, пальметками. Вниз от накладной
фризовой пластины свисают подобные пальметки несколько упрощенного
рисунка.
Таким образом, видно, что основной мотив, на базе которого
выполнено узорочье ритона, это т.н. лировидная, а точнее, сердцевидная
фигура, усложненная парными бараньими завитками наверху и внутри нее.
Такой мотив популярен в современном и средневековом орнаменте адыгов.
По-адыгски он называется «трам».
В освобожденном от всяких «арабесков» виде трам довольно широко
69
использовался в карнизных досках довоенных деревянных построек
«адыгэунэжъ» - адыгейских домах старинного стиля. Такой карнизный фриз
способом сквозной резьбы по дереву исполнялся в чередовании
разнонаправленных «трамов» как раз так, как в среднем регистре
подвенцового фриза уляпского ритона
На золотом ритоне из того же уляпского кургана №4 изгиб
перепоясывает фриз, организованный из рельефных «трамов», но не с
«тыбжьэ» (бараньими завитками) наверху и в центре, а с четырехвитковыми
парными спиральками.
В кургане №5 Уляпского некрополя мотив «трам» также занимает
заметное место в орнаментике находок IV-гo в. до н.э. Этот мотив
использован в ажурных бронзовых наносниках22 и золотых штампованных
бляшек23 . В том и другом случае «трам» получен из S-видных фигур,
спаренных в меньшей или большей близости.
Иной пример показывает золотая бляшка из того же ритуального
комплекса кургана №5 в виде парных листьев плюща на ножках, отходящих
от центрального ствола24
.
В кургане №2 Уляпского некрополя найдены бронзовые псалии,
оканчивающиеся фигурой «трам»25. Все перечисленные художественные
изделия IV-ro века до н.э. из Уляпа изготовлены местными каскейско-
меотскими бронзолитейными металл
...ЕщёНа золотом ритоне из того же уляпского кургана №4 изгиб
перепоясывает фриз, организованный из рельефных «трамов», но не с
«тыбжьэ» (бараньими завитками) наверху и в центре, а с четырехвитковыми
парными спиральками.
В кургане №5 Уляпского некрополя мотив «трам» также занимает
заметное место в орнаментике находок IV-гo в. до н.э. Этот мотив
использован в ажурных бронзовых наносниках22 и золотых штампованных
бляшек23 . В том и другом случае «трам» получен из S-видных фигур,
спаренных в меньшей или большей близости.
Иной пример показывает золотая бляшка из того же ритуального
комплекса кургана №5 в виде парных листьев плюща на ножках, отходящих
от центрального ствола24
.
В кургане №2 Уляпского некрополя найдены бронзовые псалии,
оканчивающиеся фигурой «трам»25. Все перечисленные художественные
изделия IV-ro века до н.э. из Уляпа изготовлены местными каскейско-
меотскими бронзолитейными металлургами и «тыжьынашьэ» (среброделами-
ювелирами), что подтверждается находками в этом некрополе штампов для
производства бляшек.26
В итоге, можно было бы сделать вывод о своеобразном уляпском
декоративном стиле IV-гo в. до н.э., если бы анализируемый мотив не
встречался бы в орнаменте ювелирных изделий других памятников
Закубанья. Когда дело доходит до изображения более сложной фигуры, чем
круг и крест, художники-торевты прибегают к мотиву «трам», обладающему
композиционными возможностями бесконечного усложнения и развития. Его
можно использовать и как отдельную фигуру на площади овального,
70
прямоугольного, ромбического и квадратного предмета и в горизонтальном
фризе, и в вертикальном стержне.
В Курджипском кургане, например,
лировидная фигура со сложными декоративными добавлениями
отштампована на золотой пластинке квадратной формы. На поясных
украшениях из того же памятника лировадные фигуры, выполнены из
золотой проволоки, парно сблокированы способом «гераклового узла». На
круглой бляшке в крестовидной композиции между четырьмя лепестками
розетки, завершающимися «тыбжъэ» вписаны четыре чистых фигуры «трам»
в виде листьев плюща, инкрустированных стеклянными вставками27
.
Касаясь генетической стадии развития мотива «трам» в адыгской
теревтике меотской эпохи, следует заметить следующее: лировидная фигура и
мотив «трам» имеют полигенное формирование. Он может получиться из
рогов быка при сближении их концов подобно рогам золотого бычка из
Майкопского кургана. В готовом силуэтном виде «трам» видится в листе
плюща. Этот мотив может родиться и антропоморфным образом, как
геометризованная
...ЕщёВ Курджипском кургане, например,
лировидная фигура со сложными декоративными добавлениями
отштампована на золотой пластинке квадратной формы. На поясных
украшениях из того же памятника лировадные фигуры, выполнены из
золотой проволоки, парно сблокированы способом «гераклового узла». На
круглой бляшке в крестовидной композиции между четырьмя лепестками
розетки, завершающимися «тыбжъэ» вписаны четыре чистых фигуры «трам»
в виде листьев плюща, инкрустированных стеклянными вставками27
.
Касаясь генетической стадии развития мотива «трам» в адыгской
теревтике меотской эпохи, следует заметить следующее: лировидная фигура и
мотив «трам» имеют полигенное формирование. Он может получиться из
рогов быка при сближении их концов подобно рогам золотого бычка из
Майкопского кургана. В готовом силуэтном виде «трам» видится в листе
плюща. Этот мотив может родиться и антропоморфным образом, как
геометризованная форма человеческого сердца. Но вероятнее всего фигура
трам имеет зооморфную природу. Ее можно встретить полученной из
геральдически расположенных лебединых шей, а чаще всего из геральдически
спаренных изображений пантер, до предела схематизированных и
стилизованных под S-видную фигуру.
В Кобанской и Колхидской торевтике Центрального и Западного
Кавказа поздней бронзы и раннего железа самым популярным орнаментом с
обрамляющей функцией является т.н. в археологии «бегущая спираль»,
«бегущая волна» или бордюр, из отдельных S-видных фигур.
Изобразительная часть Кобанского искусства изобилует изображениями
пантеры, поскольку кавказская фауна того времени была богата кошачьими.
Николаевские и Пшишевские кинжалы
Но спаренных S-видных фигур в искусстве указанные кавказских
культур не встречается. Зато лировидная фигура, заканчивающаяся вверху
парными спиралями, а также браслеты с такими же завершениями
71
встречаются28
. А на рукоятках бронзовых кинжалов VIII-VII вв. до н.э. из
Николаевского и могильника Пшиш в Адыгее S-видные фигуры уже спарены в
мотив «трам» (Рис. 7а)
Однако легче всего представить формирование Фигуры «трам» в
декоративном искусстве Малой Азии в период поздней бронзы, т.е. в конце
истории Хеттского государства, а затем в самом раннем железном веке в
постхеттских образованиях. Что фигура «трам» основана из спаренных S-
видных знаков, видно по геральдике народов Черкесии, из которых тамговая
система адыгов самая многочисленная и развитая.
Так, тамга абазин Трам представляет собой традиционную
орнаментальную фигуру «трам» в перевернутом виде. Тамга карачаевцев
Трамовых представляет собой ту же фигуру, но с разомкнутыми окончаниями
в виде тыбжъэ, т.е. лировидную фигуру. Тамга абазин Мазовых, родственных
с одной стороны, Магажоковым с тамгой в виде лировидной фигуры с другой
- Маковым, чья тамга в виде «трам» с хвостиком, представляет собой
спаренные, но не сомкнутые S-видные фигуры.
Тамга кабардинцев Кудашевых в своей конструктивной основе
напоминает
...ЕщёОднако легче всего представить формирование Фигуры «трам» в
декоративном искусстве Малой Азии в период поздней бронзы, т.е. в конце
истории Хеттского государства, а затем в самом раннем железном веке в
постхеттских образованиях. Что фигура «трам» основана из спаренных S-
видных знаков, видно по геральдике народов Черкесии, из которых тамговая
система адыгов самая многочисленная и развитая.
Так, тамга абазин Трам представляет собой традиционную
орнаментальную фигуру «трам» в перевернутом виде. Тамга карачаевцев
Трамовых представляет собой ту же фигуру, но с разомкнутыми окончаниями
в виде тыбжъэ, т.е. лировидную фигуру. Тамга абазин Мазовых, родственных
с одной стороны, Магажоковым с тамгой в виде лировидной фигуры с другой
- Маковым, чья тамга в виде «трам» с хвостиком, представляет собой
спаренные, но не сомкнутые S-видные фигуры.
Тамга кабардинцев Кудашевых в своей конструктивной основе
напоминает пальметку нижнего регистра декора Уляпского ритона,
свисающего от пластины с изображением боя29
.
Конечно, трудно представить себе, что орнамент с тамговой основой
продержался в районе Уляпа с V-гo в до н.э. по XIX век одним и тем же
адыгским племенем. Но как бы-то ни было, тамга главного князя
кемиргоевского племени, занимавшего до Кавказской войны район в
левобережье Кубани между реками Лабой и Шха-гуаще (Белой), т.е. место,
где находится селение Уляп, представляет собой лировидную фигуру.
Итак, выясняется, что генезис популярной фигуры в орнаменте древних
и средневековых адыгов под названием «трам» в местном материале виден с
VIII в. до н.э., но широкое применение этого мотива в .искусстве закубанских
адыгов начинается с середины V-гo в. до н.э. Очень важно, что уже на первом
предмете, появившемся здесь по мнению А.М.Лескова, способом
72
привезенного трофея и сделанного то ли в Малоазийском, то ли в Иранском
ювелирном центре (Уляпский ритон с протомой крылатого коня)
демонстрирует принципиальные признаки традиционного орнамента адыгов,
но не эллинов)
Это свободно расположенная на чистом фоне ясно читаемая фигура,
исполненная непрерывной полосой равномерной ширины без пересечения и
разрывов. Судя по тому, что такой стиль и мотив «трам» нехарактерны ни для
иранского искусства Ахеменидов, ни для древнегреческого искусства
периода классики, его можно выводить из Малой Азии, где в то время
продолжались традиции хеттского искусства, поддерживаемые
хаттоязычными племенами вроде синопских халибов и государствами типа
«Великого хатти» в Кархемише.
Но и в непосредственной близости от каскейско-фатейских памятников
Закубанья V-гo в. до н.э. почти одновременных, им, обнаружены примеры
использования лировидной фигуры именно в том самом «Уляпском стиле». В
столице Боспорского царства г.Пантиьсапее найдено каменное надгробие
второй половины V-гo в. до н.э. с изображением перевернутой лировидной
фигуры с пальметкой30
.
Это рельефное изображение очень похож
...ЕщёЭто свободно расположенная на чистом фоне ясно читаемая фигура,
исполненная непрерывной полосой равномерной ширины без пересечения и
разрывов. Судя по тому, что такой стиль и мотив «трам» нехарактерны ни для
иранского искусства Ахеменидов, ни для древнегреческого искусства
периода классики, его можно выводить из Малой Азии, где в то время
продолжались традиции хеттского искусства, поддерживаемые
хаттоязычными племенами вроде синопских халибов и государствами типа
«Великого хатти» в Кархемише.
Но и в непосредственной близости от каскейско-фатейских памятников
Закубанья V-гo в. до н.э. почти одновременных, им, обнаружены примеры
использования лировидной фигуры именно в том самом «Уляпском стиле». В
столице Боспорского царства г.Пантиьсапее найдено каменное надгробие
второй половины V-гo в. до н.э. с изображением перевернутой лировидной
фигуры с пальметкой30
.
Это рельефное изображение очень похоже на раппорт чеканного пояска
золотого - ритона Уляпского кургана №4. Вообще же в боспорской надгробной
литопластике и живописи активно использовались спаренные S-видные
фигуры, из которых как раз и получается адыгский «трам».
Поэтому невольно закрадывается мысль: так ли уж далеко был
расположен центр античной торевтики от Уляпа. Очень просто уляпскому
вождю, похороненному в кургане №4, было заказать ритон с изображением
Пехассасиса в боспорской мастерской.
А вот другая картина древней жизни немного более позднего времени.
На рис. 17 - увеличенная развертка золотого колпачка из Курджипского
кургана. Это изображение не числится среди шедевров древнего искусства.
Напротив, все исследователи считают его примитивным и неумелым. Но оно
73
оказывается не менее ценным в историческом и художественном смысле, чем
фриз Уляпского ритона. В
смысле же информативности курджипский
колпачок намного его превосходит. Важна и незаменима этнографическая
часть с одеждой и оружием. Важна информация по истории гидронима и
политических перепитий IV-гo в. до н.э. в Древней Адыгее. Ценна
антропологическая сторона, так как символически метко дает представление
о физическом облике двух древних адыгских племен, а также эпическая
нагрузка, так как позволяет судить о достоверности сведений адыгского
фольклора. Велико значение этой чеканки, потому что эта, фактически,
графическая композиция, единственная от того далекого времени, дает
полное представление о стиле, вкусе и эстетическом отношении художника к
окружающей общественной действительности.
В то время, когда во всех странах Циркумпонтийской зоны человек
изображается реалистически, в основном греками или по-гречески, ювелир из
Майкопа (Курджипский курган стоял в низовьях р.Курджипс недалеко от
впаден
...Ещёсмысле же информативности курджипский
колпачок намного его превосходит. Важна и незаменима этнографическая
часть с одеждой и оружием. Важна информация по истории гидронима и
политических перепитий IV-гo в. до н.э. в Древней Адыгее. Ценна
антропологическая сторона, так как символически метко дает представление
о физическом облике двух древних адыгских племен, а также эпическая
нагрузка, так как позволяет судить о достоверности сведений адыгского
фольклора. Велико значение этой чеканки, потому что эта, фактически,
графическая композиция, единственная от того далекого времени, дает
полное представление о стиле, вкусе и эстетическом отношении художника к
окружающей общественной действительности.
В то время, когда во всех странах Циркумпонтийской зоны человек
изображается реалистически, в основном греками или по-гречески, ювелир из
Майкопа (Курджипский курган стоял в низовьях р.Курджипс недалеко от
впадения его в Шхагуаще) рисует людей идеографически, т.е. в
общеизвестном древнеегипетском стиле. Это же был и стиль малоазийских
хатто-хеттов до V-гo в. до н.э. Но когда синопский или горгипийский торевт в
середине V-гo в. чеканил Уляпский ритон, древнехаттский стиль в Анатолии
уже не применялся. Да и в самом Закубанье в IV в. до н.э. уже был
распространен реализм в скульптурографике. Об этом можно судить по
золотой пластине из Карагодеушха3 1
, статуям из-под Преградной
Краснодарского солярия, пластине из Мерджан.
Почему местный торевт, несомненно, из племени хатти вспоминает
давно забытые принципы изображения человека, ясно. Этот архаический
ретроспективно-хаттский стиль позволяет скупыми художественными
средствами рассказать все то, что было перечислено по части
информативности. И, конечно, это произведение в таком смысле исполнено
вполне грамотно, уверенно и глубоко национально, ибо выражает элементы
культуры и целый комплекс идеологических представлений меотско-
74
хаттской эпохи.
В едином ключе выдержаны пропорции фигур,
безукоризненно уравновешенна полная динамики геральдическая
композиция, даны меткие физические типы, несмотря на метафорические
акценты и даже даны яррсие, живые, индивидуальные характеры.
В таком отношении Курджипской колпачек для адыгов является
бесценным шедевром древнего Черкесского искусства.
Но и это еще не все. Древне-хаттский ювелир предстает в этом
произведении еще и как просветитель-летописец и эпический джегуако. Он
использует одежду четырех воинов как папирус и исписывает их ста знаками
линейно-иероглифического или псевдоиероглифического письма, к которому
Г.Ф.Турчанинов отнес Майкопскую плиту и Сухумскую надпись. С первого
взгляда мелкая пуантильная чеканка на костюмах воинов воспринимается как
декоративное канфарение фона. Со второго взгляда это воспринимается как
текстильная или аппликативная декорировка костюма. Затем, замысловатые
знаки кажут
...ЕщёВ едином ключе выдержаны пропорции фигур,
безукоризненно уравновешенна полная динамики геральдическая
композиция, даны меткие физические типы, несмотря на метафорические
акценты и даже даны яррсие, живые, индивидуальные характеры.
В таком отношении Курджипской колпачек для адыгов является
бесценным шедевром древнего Черкесского искусства.
Но и это еще не все. Древне-хаттский ювелир предстает в этом
произведении еще и как просветитель-летописец и эпический джегуако. Он
использует одежду четырех воинов как папирус и исписывает их ста знаками
линейно-иероглифического или псевдоиероглифического письма, к которому
Г.Ф.Турчанинов отнес Майкопскую плиту и Сухумскую надпись. С первого
взгляда мелкая пуантильная чеканка на костюмах воинов воспринимается как
декоративное канфарение фона. Со второго взгляда это воспринимается как
текстильная или аппликативная декорировка костюма. Затем, замысловатые
знаки кажутся тамгами родов, которые участвовали в битве. И лишь
четвертый взгляд убеждает в том, что перед нами памятник палеографии
адыгов античной эпохи.
Археологическое и эстетическое представление об этом периоде
(среднемеотский) в г.Майкопе дает некрополь Майкопского кирпичного
завода №2, исследованный П.А.Дитлером и опубликованный в местном
археологическом сборнике в 1979 г.32
.
Заключительная фаза истории кахатлежа Тыгакочипэ в декоративном
плане представлена скудно. Керамика из позднемеотских погребений,
состоящая из двух кувшинов, миски и двухручной чаши, украшена
желобками (3-5) и сильно стилизованными зооморфными ручками (кувшины
погребений 13 и 14, Табл. LXIV, LXV, LVIII-4, чаша из погребения 10
кургана №1 - табл. ХП-4).
Эти декоративные элементы, видимо, могут рассматриваться как
символ каких-то астральных культов, например, культа пятерицы звезд,
появившегося на Кавказе со времени походов Александра Македонского 33
75
(пяти желобками), и тотемизма, сопутствующего скотоводческим и
охотничьим занятиям закубанцев и особенно популярного в меото-
сарматский период. Некоторые археологи склонны считать зооморфные
ручки керамических сосудов этническим показателем сарматов, но в данном
случае справедливее рассматривать их как возрожденческий момент из
древнемеотского и раннемеотского периодов.
То же самое можно сказать о малых зеркалах из высоковолокнистого
сплава. Одно из таких зеркальц найдено в погребении 13. Часто они украшены
на тыльной стороне центричным орнаментом с солярными, зооморфными и
тамгообразными элементами. Эти зеркальца тоже считаются сарматскими, но
весь материал культового и декоративного смысла, используемый в их
декоре, кавказский. К этому надо прибавить, что в раннем средневековье,
когда эти предметы исчезают у фатейско-меотских племен, их культовая и
геральдическая нагрузка в таком же композиционном виде перемещается на
днища раннекасожских сосудов и существует в таком виде до конца
средневековья.
Изображенное на Табл. LXIV зеркальце украшено солярно-зооморфными
мотивами: в центре круг с шишечкой, от него отходят по прямому кресту
лучи с трилистниками на концах, упирающиеся во вторую окружность, в
секторах - одинарные, влево направленные завитки рогов барана, образующие</
...ЕщёТо же самое можно сказать о малых зеркалах из высоковолокнистого
сплава. Одно из таких зеркальц найдено в погребении 13. Часто они украшены
на тыльной стороне центричным орнаментом с солярными, зооморфными и
тамгообразными элементами. Эти зеркальца тоже считаются сарматскими, но
весь материал культового и декоративного смысла, используемый в их
декоре, кавказский. К этому надо прибавить, что в раннем средневековье,
когда эти предметы исчезают у фатейско-меотских племен, их культовая и
геральдическая нагрузка в таком же композиционном виде перемещается на
днища раннекасожских сосудов и существует в таком виде до конца
средневековья.
Изображенное на Табл. LXIV зеркальце украшено солярно-зооморфными
мотивами: в центре круг с шишечкой, от него отходят по прямому кресту
лучи с трилистниками на концах, упирающиеся во вторую окружность, в
секторах - одинарные, влево направленные завитки рогов барана, образующие
в совокупности с малым кругом фигуру свастики. Если исключить
центральный кружок, то мы получим тамгу темиргоев Хачемизовых. Если же
внимательно вглядеться в фигуру, образуемую вокруг малого круга
боковыми лепестками трилистников, можно увидеть крест с широкими
лучами. Таким образом, в орнаменте зеркальца знакомая по древнемеотским
ковшам традиционная символика: начертание солнца из трех
концентрических окружностей с оптимальным количеством лучей и свастика -
вращающийся вариант солярного символа. Широкий крест - джора, символ
Шибле и Тлепшо - огнепоклоннических богов. Бараньи завитки - возможно
символ скотоводческого плодородия, изобилия, в данном случае бога Емыша,
76
покровителя мелкого рогатого скота
Еще одним аргументом в пользу возрождения элементов нартской
культуры киммерийской эпохи является обычай (факт) помещения коня в
погребение, причем именно в таком положении, в каком они были у
древнемеотских нартов (слева от погребенного). Исключение составляет
женское погребение №14. Кроме того очень убедительное выражение
возрожденческой идеи - форма железных удил в погребении 13 со
стремявидными окончаниями (Табл. LXIV-3).
Таким образом, материал позднемеотских погребений Тыгакочипэ
иллюстрирует второй этап развития нартской культуры адыгов в первые века
нашей эры.