Согласно открытым документам, «во время разворота судна в акватории порта, капитан парохода В. Г. Марков запросил у поста регулирования движения судов (ПРДС) информацию об обстановке на створах и на рейде. Пост ответил, что на пути судна и на рейде движения в настоящее время нет. Единственное судно, которое подходит со стороны Босфора, - это сухогруз «Петр Васев», следующий в порт под выгрузку канадского ячменя. «Петр Васев» предупрежден о выходе пассажирского парохода и обещал пропустить «Адмирала Нахимова» на выходе из бухты. Постепенно набирая обороты, пароход шел со средней скоростью около 9 узлов.
В это же время к порту Новороссийск на скорости 11,5 узла приближался сухогруз «Петр Васев». В 21 час 30 минут (по судовому времени) на мостик сухогруза поднялся капитан Виктор Ткаченко, принял управление судном на себя и подтвердил, что уступит дорогу «Адмиралу Нахимову». Судоводители обоих судов вели между собой переговоры и договорились разойтись на выходе правыми бортами. Между тем, как позже выяснилось, на капитанском мостике «Адмирала Нахимова» в тот момент находился второй помощник Чудновский, рулевой Смирнов и впередсмотрящий Вышаренко. Сам капитан Марков, который по всем правилам судовождения должен был во время расхождения судов находится на мостике, почему-то отсутствовал.
Ко дну
Позже Геннадий Царев, пожарный матрос с «Нахимова», расскажет:
«Мы постепенно сближались, наш помощник говорил: «Что же вы делаете? Мы же идем на столкновение». Капитан «Васева» в ответ уверял, мол, не волнуйтесь, разойдемся. Наш помощник начал делать самостоятельные отвороты, никого не предупреждая. Потом опять говорит в эфир: «Мы же идем на столкновение». Затем сделал еще один поворот и в результате повернул «Нахимова» боком к «Васеву».
Ошибочными посчитали и действия руководства «Петра Васева», которые полностью доверились средствам автоматической радиолокации и не обратили внимание на приближающееся море огней. Японский прибор оказался с дефектом и мог искажать расстояние до сотни метров.
В итоге, несмотря на переговоры, а также предупреждения диспетчеров, что суда движутся пересекающимися курсами, произошло столкновение. В 23 часа 12 минут «Петр Васев» подводной частью носа врезался в правый борт пассажирского парохода. Эксперты потом установили, что образовалась пробоина размером 9 на 10 метров. «Нахимов» ушел ко дну в течение 7 минут…
Вести с моря
Найти людей, которые в момент катастрофы находились на самом судне, к сожалению, не удалось. Из воспоминаний Сергея Данченко из Геленджика:ТТХ корабля
«Адмирал Нахимов» был один из флагманов Черноморского морского пароходства. Водоизмещение - 23 360 тонн, длина - 174 метра, ширина - 21 метр, скорость - 16 узлов. На борту свободно размещались 1050 пассажиров, которым предлагались высококлассные, по советским, естественно, меркам, сервис и комфорт. В носовой части прогулочной палубы располагался просторный, отделанный полированным деревом салон. Его украшали картины и отлитые из бронзы барельефы полководцев.
«Я был в составе отряда милиции. Мы охраняли тела погибших, которые находились в ж/д рефрижераторах. Несли службу в ночное время с 20.00 до 8.00 4 - 24 сентября 1986 года на 15 причале Новороссийского порта. Примерно около полуночи рыболовный сейнер «Михаил Корницкий» доставлял тела с места затопления «Адмирала Нахимов». Следственная группа распределяла детей, женщин и мужчин по отдельным вагонам-рефрижераторам. Мы непосредственно отвечали за вагоны, принимали тела - на них могли быть кроме одежды, другие личные вещи и драгоценности. Было важно, чтобы родственники могли их по ним опознать».
Комментарии 1