https://vk.com/circasbook
) 2 августа 1940 г. я прибыл в Черкесск и узнал о происшедшей реорганизации тамошнего научно-исследовательского института. Теперь он стал называться Институтом языка и литературы. Исторические дисциплины не были представлены в нем из-за отсутствия соответствующих кадров. Директором стал черкес М. М. Сакиев, а научными сотрудниками черкес А. М. Гукемух, абазин М. А. Нипа и ногаец А. К. Мурзабеков, все лингвисты и фольклористы. Шла подготовка к фольклорной экспедиции. 3 августа осматривал музей. Как и в прошлом году, в нем бедно и уныло. Небольшая археологическая экспозиция состоит из вещей, случайно обнаруженных около хут. Дружба. Среди них примечательны каменный шлифованный и бронзовый топорики, бронзовые фибулы, колечки, спиральные браслеты и деталь с изображением поясной фигурки человека, железные удила и поясные пряжки, каменные зернотерка, кусок жернова и грузила, различная керамика. М. А. Нипа сообщил, что в сел. Чегем II (в Кабарде) есть квартал, носящий название Абазинского, так как в нем живут окабардинившиеся абазины. Один ногаец рассказал, что в 1927 г. он лечил свою сломанную ногу тем, что, по предложению лекаряногайца, стругал стружку с медной монеты и с водой выпиБал. Он же сообщил, что ногайцы иногда пользуются колечками от кольчуги в качестве амулета от болезней. Ногайские женщины и теперь нередко закрывают лицо при посторонних мужчинах. В Черкесской автономной области существует семь ногайских аулов: Эркен-Юрт (Эркин-Юрт — «Просторное селение» или «Вольное»; бывш. Ураковский, Орак-Авыл — «Селение жнецов») ; Эркен-Халк (Эркин-Халк — «Вольный народ»; бывш. Нижнемансуровский, Алакай-Авыл — «Селение Алакая»); Адиль-Халк (Адел-Халк — «Справедливый народ»; бывш. Шабазовский, Шабаз-Авыл — «Селение Шабаза»); Икон-Халк (Икьон-халк; бывш. Тохтамышевский, Тохтамыс); Кизил-Юрт (Кызыл-Юрт — «Красное селение»; бывш. Верхнемансуровский); Кубан-Халк («Кубанский народ»); Кизил-Тогай (Кызыл-Тогай — «Красный луг»). Оба последних основаны при Советской власти. Под г. Армавиром есть ногайский аул Карамурзинский (Карамырзай), а под Минеральными Водами — Канглы (Кумы — «Кумский»). 10 августа в Черкесск приехали из Ростова проф. Г. П. Сердюченко и его жена М. К. Милых для участия в фольклорной экспедиции и для руководства ею. Я решил присоединиться к Абазинскому отряду этой экспедиции. На другой день мы разъехались по области. Абазинский отряд составили Г. П. Сердюченко (начальник), М. А. Нипа, журналист П. Цеков и я. В Инжичкуне мы провели четыре дня. Из селения хорошо видна башня Адиюх, которую абазины называют Кайдух (Къайдыхв). 5 Л. И. Лавров 65 Один из жителей уверял, что это — название не башни, а урочища, где она находится. Башня же, по его словам, называется Къайдыхва-Сын — «Памятник Кайдухский». Некоторые говорили, что Кайдух — имя проживавшей там жены нарта Саусрука, и рассказывали уже записанную мною легенду про Саусрука и его светлорукую жену. Согласно ей, башню строил великан, который при этом стоял на коленях и, не сходя с места, за версту доставал нужные для постройки камни. Слышал новый вариант сказания о гибели Саусрука. По нему, когда Саусрук привез к Сатенай голову убитого им нарта Шибатенука, она промолвила: «Такого могучего нарта убивать не следовало!». И тут же приказала Саусруку отвезти голову к матери Шибатенука. Саусрук исполнил это приказание, и мать Шибатенука сказала ему: «Без советов Сатенай ты не убил бы моего сына!». С этими словами она бросила в Саусрука ножницы. Они вонзились в единственную незакаленную часть его тела — ногу, отчего он и умер. Старики утверждают, что Инжичкун неоднократно менял свое место. Причем считают, что причиной перехода его на правый берег р. Малый Зеленчук, где селение находится и сейчас, послужило желание черпать из реки воду правой, а не левой рукой (воду черпают обычно против течения). Могилы на местном кладбище отмечены земляной насыпью и каменным памятником, на котором лишь в редких случаях есть арабские надписи. Даты на них не выходят за рамки конца XIX— начала XX в. Под надписями часто изображены кинжал, револьвер, сапог и пр., если это могила мужская, или предметы рукоделия и туалетные принадлежности, если она женская. Большая же часть памятников украшена только тамгой. На кладбище нет фамильных участков. Например, могилы Цековых (Цекъваа), представителей наиболее распространенной в Инжичкуне фамилии, разбросаны по всему кладбищу. Лишь князья Лоовы похоронены вместе за общей каменной оградой. Фамилия Цековых в настоящее время представлена 63 хозяйствами: 60 из них находятся в Инжичкуне, а три — в сел. Малоабазинском. Одна часть здешних домов глинобитная, а другая сложена из необожженных кирпичей (самана). Все они снаружи и внутри беленые. Дома состоят из трех комнат и, кроме того, сеней. Старинные очаги имеются уже не в каждом доме. Причем устроены они у фасадной стены и дымоход часто выступает наружу. 14 августа мы переехали в абазинское сел. Эльбурган. Говорят, что в 5—6 км от него есть две естественные пещеры (х1атшпы). Та, что побольше, населена дикими голубями и называется Х1вых1втара («Голубиное место»), а та, что поменьше, именуется Хъабыг1втара — «Место черепов», так как в ней были найдены человеческие кости и черепа. 15 августа я познакомился с проживающим в Эльбургане зачинателем национальной абазинской литературы Т. Табуловым (То66 быль). Это 58-летний высокий и худой человек, скромный и обаятельный. Он одет по-городскому, но в папахе и с кавказским поясом. Работает в здешней средней школе учителем абазинского, языка. В Черкесии Табулов известен как поэт, прозаик и драматург, пишущий на кабардинском и абазинском языках, а также как автор и переводчик на абазинский язык ряда школьных учебников. Ему принадлежит пособие по синтаксису абазинского языка. Т. Табулов сообщил мне некоторые детали миграций абазинского народа в прошлом, историю некоторых фамилий и .существующую точку зрения на происхождение абазинских княжеских фамилий от общего предка. Что касается абазинского народа в целом, то, по мнению Табулова, он происходит от того же корня, что и адыгейские племена шапсугов и абадзехов, а все вместе они не имеют генетической связи с кабардинцами. Вернувшись в Черкесск, я познакомился с приезжим музыковедом Авраамовым, изучающим кавказские народные мелодии. Кабардинская народная музыка, по его словам, очень близка к музыке других коренных народов Кавказа, а балкарская обнаруживает некоторые среднеазиатские и даже монгольские элементы. В Черкесском краеведческом музее имеются следующие подлинные историко-этнографические экспонаты: щит с персидскими надписями и несколькими изображениями солнц, налокотники, шлем, остатки кольчуги, два железных наконечника копий, старое лезвие кинжала, две булавы, кремневое ружье, два кремневых пистолета, колокольчик (который вешали на корову), двухструнный музыкальный инструмент (пхъэпшынэ) со смычком, вышитая настенная сумочка для мелких предметов женского обихода, коврики, циновки, деревянные лопатка с арабским алфавитом на одной стороне и текстом молитвы — на другой, ручная мельница, посуда и утварь, медные кувшины, черкески, бешметы, папахи, женская шапочка и принадлежности прядильно-ткацкого дела. Выставлены и неподлинные экспонаты, сделанные специально для музея. Это костюмы, оружие, ковры и предметы домашнего обихода. Есть в музее план земельного участка М. Заурумова, составленный в 1912 г., с объяснительной запиской Н. С. Иваненкова, который известен как автор ряда статей по этнографии и вопросам землевладения в Кубанской и Терской областях.1 1 О нем. см.: Косвен М. О. Материалы по истории этнографии Кавказа в русской науке. — КЭС, 1962, т. 3, с. 240. Вернувшийся из Эльбургана Г. П. Сердюченко рассказал, что ему и Б. Цекову посчастливилось записать три старинные абазинские песни. Дело в том, что теперь абазины своих песен не имеют и поют только кабардинские и русские. 20 августа я отправился в Нальчик. До Пятигорска ехал в легковой машине с молодым карачаевским лингвистом Алиевым 5* 67 Умаром. Проезжали через ст-цу Суворовскую, состоящую из больших дворов с белыми турлучными домами под соломенными крышами. Дворы огорожены то камнем, то плетнем с очень небрежным косым плетением. В Пятигорском музее представлены геология, палеонтология, растительный и животный мир района, а также изделия местной промышленности. Есть и художественный отдел. В археологическом обращают на себя внимание каменные топоры-молоты и наконечники стрел, необожженная керамика, бронзовые топор кобанского типа и украшения, кольчуги, холодное и огнестрельное оружие, расписная керамика из Маджар, пять или шесть каменных «баб», четыре деформированных черепа и мумифицированная голова из наземного балкарского склепа. Продолжаю путь в Нальчик. В Залукокуадже, населенном кабардинцами, многие дома крыты черепицей и, кажется, уже не имеют очагов. В тех случаях, когда очаг есть, он расположен у передней стены дома. Около сел. Малка немало курганов. За этим селением объезжаем эффектную возвышенность КъуббаТэпэ — «Мавзолейная возвышенность». Однако мавзолеев там уже не сохранилось. В домах сел. Кызбурун III очаги расположены то в заднем углу, то посередине боковой стены, то в центре фасадной. В сел. Чегем II много однотипных домов из необожженного кирпича, построенных в недавнее время. Они из двух-трех комнат, без очага. В домах же старой постройки очаг расположен в заднем углу или посередине фасадной стены. Таково же местонахождение очагов и в домах сел. Чегем I. Перед сел. Шалушка я заметил несколько курганов. Нальчик С[ 1936 г. заметно вырос, в нем появился ряд новых зданий. Проживающие в городе балкарцы рассказали о мифических балкарских князьях Рачикаовых (Рачыкъавлары), что они сильно угнетали народ, например заставляли женщин сгребать сено не вниз по склону, а вверх. О человеке, допустившем потраву чужого посева, до сих пор говорят, что он поступает, как Рачикаовы. После уничтожения последних спаслась лишь их беременная невестка, и от ее сына произошла фамилия Тудуевых (Тудилары). Балкарец из фамилии Теппеевых (Тёппе) рассказал такое семейное предание. Их предки жили прежде в Карачае, и семья состояла тогда из 81 человека. Среди них была красивая и храбрая девушка по имени Налджюз («Сто подков»), которая носила черкеску с кинжалом, ездила верхом и отлично стреляла. Один из кабардинских князей Атажукиных влюбился в нее и стал к ней свататься. Налджюз решила бежать и ночью отправила часть семьи на восток. То же проделывала она и каждую следующую ночь. Когда дома уже не оставалось никого, кроме нее самой, прискакал Атажукин с товарищами. Но Налджюз стала стрелять и, убив несколько товарищей Атажукина, убежала следом за своей родней. По дороге она подверглась новому нападению, но и на этот раз сумела скрыться. В поисках защиты от Атажукина Налд68 жюз и ее семья отдались князьям Кучуковым в рабство, и те поселили их на р. Гунделене, а затем перевели в Актопрак. С тех пор Теппеевы были кулами Кучуковых. Монгольский счет годов по 12-летним животным циклам, оказывается, хорошо известен и карачаевским старикам, которые, говоря о чьем-либо возрасте, обычно называют год его рождения именем животного из этого цикла. * * * Полевые и литературные исследования 1936—1940 гг. позволили подготовить, а потом и частично издать обобщающие очерки о прошлом абазин, балкарцев и карачаевцев. Очерку об абазинах суждено было стать, хотя и краткой, но первой по времени работой о бытовых особенностях и исторических судьбах этого народа. Собранные материалы заставили пересмотреть господствовавшее представление о том, что абазины будто бы являются отколовшейся частью абхазского народа. Оказалось, что предки абазин были издавна особым и довольно многочисленным народом, обитавшим северо-западнее абхазов, и что некоторые адыгейские «племена» являются абазинами, сменившими свой язык на адыгейский.2 Дальнейшие поиски привели к выводу, что абазины — это потомки племени абазгов, известного на Черноморском побережье Кавказа с начала нашей эры, что они играли крупную роль в политической жизни Западного Кавказа в средние века; в частности, их феодалы положили начало династии абхазско-грузинских царей VIII в. и династии кабардинских князей XV в.3 2 Лавров Л. И. Абазины. — Там же, 1955, т. 1. 3 ЛавровЛ. И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Л., 1978, с. 41—47. 4 ЛавровЛ. И. 1) Происхождение балкарцев и карачаевцев. — КСИЭ, 1959, вып. 32; 2) Карачай и Балкария до 30-х годов XIX в. — КЭС, 1969, т. 4. Впервые были подытожены факты исторического развития балкарцев и карачаевцев до их фактического вхождения в состав России в начале XIX в. Удалось опровергнуть ошибочные гипотезы о том, что они являются то ли потомками угров или туркмен, то ли аборигенами, то ли татарами, переселившимися в XVII в. из Крыма. Источники позволили заключить, что карачаевцы и балкарцы образовались в результате смешения аланов, проживавших в Приэльбрусье, с массами половцев, которые в XIII в. укрылись там от монгольских полчищ. Значительный слой тюркской топонимики в Кабарде и Пятигорье склоняет к предположению, что до XIII в., когда эту территорию заняли кабардинцы, на ней могли обитать половецкие предки нынешних карачаевцев и балкарцев. С другой стороны, некоторые географические названия Карачая и Баксанского ущелья указывают на былое, видимо временное, присутствие там сванов.4
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев