влияние переселений и диффузии на исторический
процесс развития Северного Кавказа
Возникновение трех обособленных групп кавказского
древнего населения являлось не только результатом внутреннего, локального развития аборигенных типов, населявших регион с древнейших времен. Немалое значение приобретают переселенческие процессы. Выше уже говорилось
о том, что;кавказский этнический мир в антропологическом и
язьбковом отношении обращен к (огу — к Передней Азии,
и это дает основание иным исследователям предполагать
миграционные процессы на Северном Кавказе уже в раннеметаллическую эпоху. Значение фактора миграции особенно заметным становится для более поздних периодов
истории Северного Кавказа, когда население региона часто
оказывается втянутым в процессы этнической и антропологической интеграции с разными пришлыми группами.
Эпоха раннего металла на Северо-Западном Кавказе
начинается более пяти тысяч лет назад. Названия племен,
живших здесь в то время, неизвестны. Условно в археологии их называют по форме погребального сооружения.
В .лорных районах Северо-Западного К авказа и по Черноморскому побережью с середины III тыс. до н. э. сложилась
дольменная культура, получившая свое название от своеобразных погребальных памятников в виде наземных склепов, сооруженных из огромных каменных плит, известных
в научной литературе под названием дольменов.
Культура дольменов существовала до последней четверти II тыс. до н. э. Западнокавказскую дольменную куль55
туру многие исследователи связывают с абхазо-адыгакими
племенами. Например, интересная попытка соотнесения
дольменной культуры с культурой далеких предков абказо-адыгов предприняга недавно археологом В, И. МаркоВ1ШЫМ
«Ареал распространения кавказских дольменов и есть
в основном «первоначальная» родина абхазо-черкесских
племен,— пишет Ш. Д. Инал-Ипа.— С этим ареалом совпадает и распространение целого ряда других, общих для
абхазов с черкесами, этнографических признаков (круглое
конусообразное жилище, нартский эпос, аталычество,
двухструнные смычковые инструменты и др.)»®Г
По мнению 3. В. Анчабадзе, эпоху процветания дольменной культуры следует рассматривать как периои формирования протоабхазско-адыгской этнической общности
Одновременно с дольменной в Прикубанье существовала майкопакая археологическая культура. Майкопская
раннебронзовая культура несомненно имеет местное происхождение на основе дальнейшего развития неолитической
и, может быть, палеолитической культур. Но эта культура
обнаруживает достаточно широкие связи с древними очагами культуры Ближнего Востока. Многочисленные аналогии
вещевым комплексам из пышных майкопских погребений
среди памятников Месопотамии и других очагов древней
цнЕилизации общеизвестны. Месопотамско-северокавказские связи настолько выразительны, что появились гипотезы археологов, предполагающие переселение части населения именно из этой древней страны на Северный Кавказ.
В эпоху развитой бронзы во II тыс. до н. э. в П рикубанье бытовала так называемая северокавказская культура, представленная в основном курганными комплексами
и генетически связанная с майкопской культурой. Но уже
в конце III тыс. и особенно в течение II тыс. до н. э. на
Северном К авказе наблюдается важный процесс — установление этнокультурных связей местного населения с племенами ямной, а затем катакомбной культур степей Северного Причерноморья, Подонья, Поволжья и Северного
Предкавказья. Предполагается даже инфильтрация «катакомбников» в местную среду®®.
В это Бремя исчезают богатые курганы майкопского
облика, некрополи становятся менее дифференцированными по погребальному инвентарю, совершенно исчезают поселения, что, видимо, говорит об усилившейся подвижности
северокавказских племенВозможно, уже в то далекое
время в языках северокавказских автохтонов начали откла56
ды ваться элементы индоевропейской лексики. Отмечены
случаи «индоиранизмов» в северокавказских язы ках. И с
следователи, например, предполагаю т наличие древних
ирэнизмов в западнокавказских (абхазо-ады гских) Языках. По мнению некоторых лингвистов, это результат не
просто культурных контактов, но и субстратных отнош ечиц'".
Некоторым археологам каж ется, что переход к эпохе
средней бронзы на Северном К авказе носил этнически
многокомпонентный характер и вклю чал в отдельных рапо
нах элементы наследия ранней бронзы, черты воздействия
степных пространств севера ‘*®. Но в любом случае, носите-
(ЛИ северных культур ассимилировались в этнической среде
местного населения, оставив все ж е след в археологии региспа, выразивш ийся в некоторых изменениях м атериальной культуры, погребальных обрядов (ш нуровая орнаменташ ш керамики, скорченные и на спине захоронения и др.).
При изучении этногенетических процессов на С еверо-Западно.м К авказе (к ак и на Северном К авказе), особенно
следует учесть то обстоятельство, что К авказ на протяже
НИ!', всей истории играл роль своеобразного моста, который
к древнейш их времен связы вал Переднюю .Азию с причерноморскими степями и всей Ю го-Восточной Европой.
К авказ, примыкая к Передней Азии, находился в непосредственной близости от так назы ваемой области пло
дородного полумесяца, в первую очередь, от Загроса, ко
торый считается одним из древнейш их очагов мирового
земледелия. Возможности для возникновения и развития
зем леделия и скотоводства на К авказе были весьма благоприятны. Здесь сущ ествовали необходимые палеоботаннче
ские ус.повия для доместикации различных видов злаковых.
И склю чительно благоприятные экологические условия и
такой важ ны й стимулирующий ф актор, как соседство и
связи с Ближ ним Востоком, способствовали окончательно
му сложению производящ его хозяйства по крайней мере к
началу V тыс. до н. э.
З ап адн окавк азская неолитическая культура такж е бы
ла тесно связана с Передней Азией. О пределенное влияние
с юга положило начало и здесь развитию самобытной р а н
неземледельческой культуры. Н е исключено, что уже в
конце каменного века произош ло так ж е и перемещение с
юга определенной массы населения.
С ранне.металлической эпохи контакты с югом стали
более тесными. С III тыс. д о н. э. население П рнкубанья
установило культурно-экономические связи с народами
57
районов древнейш их цивилизаций, преж де всего с культурами народов, населявш их М есопотамию, М алую Азию,
Восточное Средиземноморье.
Б лагодаря южным связям в эпоху бронзы в культурном
отношении Северный К авказ являлся более передовым
районом, чем вся Европа
Но, как уже отмечалось, с первой половины II тыс. дс и. э.
в жизни племен Северо-Западного К авказа все большую
роль начинают играть северные племена Европейского ЮгоВостока. В указанное время в П рикубанье начинают проникать племена катакомбной культурно-исторической общ
ности. Пришельцы хоронили своих покойников в подкурганных камерны х гробницах, получивших название катаком б.
П лем ена катаком бной культуры оказались в тесном контакте с аборигенным населением.
С течением времени, в эпоху раннего ж елеза (I тыс.
до н. э.), начиная особенно с V I I I — V II вв. до н э. и
позднее, в археологических памятниках всего Северного
К авказа наблю дается ещ е большее включение элементов
степных культур. С этого времени и вплоть до позднепЕ
средневековья территория Северного К авказа служ ила
своеобразным историческим коридором, по которому проходили различные пароды. Это вело к некоторому ку,льтурному синкретизму в отдельных областях региона. А рхеологические и древние письменные источники указываю т,
что уж е в V III в. до н. э. через Северный К авказ двигались
мощные орды киммерийских (теперь их считают потомками
племен катаком бников), а в V II в.— скифских ираноязы чных племен. Пути киммерийцев и скифов (могущественных
народов, обитавш их в степях Причерноморья) на Ю жный
К авказ и в Переднюю Азию проходили и по территории
Северо-Западного К авказа. И при возвращ ении назад в
начале V I в. до п. э. скифы могли надолго задерж аться в
отдельных местах П рикубанья, о чем свидетельствуют
всемирно известные скифские курганы, изученные на тер
ритории Северо-Западного К авказа, в частности в Адыгее.
В этот ж е период начинается древнегреческая колонизация Северного и Восточного Причерноморья.
В это время история Боспора теснейшим образом переплетается с историей местных племен П рикубанья, и это
время наибольш его благоприятствования в этнической
истории адыгов.
■ . П римерно с III в. до н. э. по Северному К авказу прокатилась новая волна пришельцев, так ж е ираноязычных
племен сарматов. С III — II вв. и особенно в конце 1 в.
58
до н. э. на Кубань проникает одно из сарматских племен — сираки.
А с первых веков н. э. начинается ещ е более массовая
миграция на Северный К авказ родственных сарм атам
воинственных кочевников аланских племен. В восточные
районы П рикубанья аланы начали проникать со второй
половины I в. н. э. Продвиж ение их на К убань усиливается
во II в. н, э. Под их давлением местное население вынуж
дено было покидать насиженные места по правобережью
реки Кубани и переселяться в Закубанье. Н аиболее в аж
ный по своим историческим последствиям этап аланской
миграции на Северный К авказ начался в конце IV в.,
когда масса алан, живш их в Прикаспии и междуречье В олг и — Д она, под давлением гуннов отхлынула в предгорья
Ц ентрального К ав к аза” .
В результате ираннзация культуры предков адыгов была достаточно сильной, но процесс не ограничился лишь
культурными контактами, имело место и биологическое
смешение. И все ж е более значительное влияние приш ельцы оказали на Ц ентральное П редкавказье (носителями
древних традиций здесь были племена — создатели кобан^
сксй позднебронзовой культуры, далекие предки осетин,
балкарцев и карачаевцев). В срединной части Северного
К авказа массовое и последовательное проникновение и раноязычных элементов в кавказскую среду заверш илось
ассимиляцией местных автохтонов, а в конечном итоге
сф орм ировалась осетинская народность. Определенное
воздействие оказал иранский элемент и на процесс ф орм ирования балкарцев и карачаевцев, о чем свидетельствует
иранский пласт в язы ках этих народов.
И з древних этнических процессов в пределах Северного
К авказа наиболее существенным, несомненно, явилось движение североиранских племен и как следствие этого — становление здесь ряда ираноязычных народов, но в дальнейшем, с конца IV в. н. э., важ ны е изменения на этнической
карте региона стали вызывать пришедшие сюда тюркоязычныс кочевники (гунны, болгары, хазары , кыпчакн).
Н еоднократные включения тюркских элементов в местную
аборигенную среду приводят в конечном итоге к тю ркизации отдельных областей края. Н аиболее крупные изменения происходят в XI — XVI столетиях. Катастрофические
монгольские наш ествия в первой половине X III в. кладут
конец гегемонии алан на обширном пространстве от верховьев Кубани и почти до Д агестана и господству кыпчаков в Восточноевропейских степях. Особенно существенным
.59
это событие оказалось, опять-таки, для центральной части
Северного К авказа, где примерно в ХП1 — XVI вв, в горах происходит концентрация тю ркоязычных балкарцев и
карачаевцев, восточнее — осетин и как следствие — движ ение части адыгов на восток


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1