🐏 Комментарий на книгу ЛЕВИТ (5 – глава)
Мы дошли до Левит 5:1–13 — первая часть пятой главы продолжает тему жертвы за грех, но касается уже конкретных жизненных ситуаций, когда человек согрешает.
________________________________________
📖 Библейский текст (Левит 5:1–13)
1 Если кто согрешит тем, что, будучи свидетелем, слышал произнесённое проклятие и сам видел или знал, но не сообщил — понесёт грех.
2 Если кто-нибудь прикоснётся к чему-то нечистому — будь то труп нечистого зверя, нечистого домашнего животного или пресмыкающегося — и не заметит этого, он становится всё равно нечистым и виновным.
3 Или если он прикоснётся к нечистоте человека — к любой нечистоте, из-за которой он становится нечистым, — то, даже если он не сразу узнал об этом, он виновен.
4 Или если кто-нибудь необдуманно поклянётся сделать что-либо — доброе или злое, — то, даже если он не сразу осознал, что поклялся необдуманно, он виновен.
5 Если человек станет виновным в одном из этих грехов, он должен признаться в том, в чём согрешил.
6 И за совершённый грех пусть он принесёт Господу жертву за вину. Пусть принесёт молодую овцу или козу в жертву за грех; и священник совершит искупление его греха.
7 А если он не в силах принести овцу, пусть принесёт Господу в жертву за вину двух горлиц или двух молодых голубей: одну птицу в жертву за грех, а другую во всесожжение.
8 Пусть принесёт их к священнику, и тот возьмёт одну птицу для жертвы за грех и надломит ей шею, не отрывая головы.
9 Пусть покропит кровью жертвы за грех на стенку жертвенника, а остальная кровь пусть вытечет к основанию жертвенника; это жертва за грех.
10 А другую птицу пусть принесёт во всесожжение в соответствии с предписаниями. Так священник совершит его искупление, и грех будет прощён.
11 Если же он не в силах принести двух горлиц или двух молодых голубей, пусть принесёт в жертву за грех десятую часть ефы пшеничной муки; пусть он не добавляет к ней масла и не кладёт ладана, потому что это жертва за грех.
12 Пусть принесёт её священнику, и священник возьмёт полную пригоршню как часть, представляющую всю жертву, и сожжёт её на жертвеннике поверх приношений Господу, сжигаемых на огне; это жертва за грех.
13 Так священник очистит его от греха, который он совершил в чём-то из этого, и грех будет прощён. Остальное будет принадлежать священнику, как и хлебное приношение».
________________________________________
🧐 Подробный комментарий к Левит 5:1–13
🔎 1. Новая грань темы жертвы за грех
В предыдущей главе речь шла о разных категориях людей (первосвященник, общество, начальник, обычный человек). Теперь же внимание переключается на разные типы грехов, совершаемых по неведению или невнимательности.
Эта глава показывает, что даже неосознанные проступки делают человека виновным перед Богом.
________________________________________⚖️ 2. Перечень ситуаций (ст. 1–4)
1. Молчание свидетеля (ст. 1).
— В древнем правосудии требовались свидетели. Если кто-то знал правду, но умолчал, он сам становился виновным.
— Этот принцип показывает, что грех — это не только делать зло, но и не делать добро, когда оно необходимо (ср. Иак. 4:17).
2. Нечистота от мёртвого (ст. 2).
— Прикосновение к мёртвому животному (зверю, скоту или пресмыкающемуся) делало человека нечистым. Даже если он не заметил этого сразу, факт оставался фактом.
— Это иллюстрирует идею: грех влияет на человека независимо от осознания.
3. Нечистота от человека (ст. 3).
— Прикосновение к любому источнику ритуальной нечистоты (например, болезнь, выделения, смерть) делало виновным.
— Здесь подчеркнуто, что святость требует внимательности и чистоты во всех сферах жизни.
4. Опрометчивая клятва (ст. 4).
— Слова тоже могут стать грехом. Если человек пообещал (даже в добром намерении), но не исполнил, он виновен.
— Это напоминает о словах Иисуса: «Да будет слово ваше: “да” — да, “нет” — нет» (Мф. 5:37).
________________________________________
🙏 3. Обязательное исповедание (ст. 5)
Ключевая фраза: «пусть исповедует, в чём он согрешил».
• Жертва не работает механически — необходимо признание и покаяние.
• Уже здесь Бог учит принципу, который в Новом Завете выражен так: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам» (1 Ин. 1:9).
________________________________________
🐑 4. Гибкая система жертв (ст. 6–13)
Здесь впервые мы встречаем снисхождение Божье к материальным возможностям человека:
• Овца или коза (ст. 6). Нормальный уровень жертвы.
• Две горлицы или два молодых голубя (ст. 7–10). Для бедных, у кого нет скота.
• Десятая часть евы муки (ст. 11–13). Для самых бедных. Без масла и ладана, чтобы подчеркнуть, что это не просто хлебная жертва, а заменитель жертвы за грех.
👉 Эта градация подчёркивает: никто не лишён возможности получить прощение. Бог учитывает социальное положение, и жертва доступна каждому.
________________________________________
✝️ 5. Христианский прообраз
Все эти варианты указывают на Христа:
• Он стал жертвой за всех: богатых и бедных.
• Его кровь очищает от любого греха, будь он «велик» или «мал».
• Как птица или горсть муки заменяли жертву за грех, так и крест Христа заменил всю систему жертв.
________________________________________
📌 Богословские акценты
1. Даже незнание закона не освобождает от ответственности.
2. Бог требует исповедания, а не просто внешней формы.
3. Прощение всегда связано с заместительной жертвой.
4. Милосердие Бога видно в том, что каждому доступен путь к очищению.
________________________________________
❓ Вопросы для размышления
1. Почему Бог считает виновным человека, даже если он согрешил «по неведению»?
2. В каких случаях мы сегодня можем быть «свидетелями молчащими» и нести за это вину?
3. Что для нас значит принцип гибкой системы жертв: богатый приносил больше, бедный — меньше, но Бог принимал всех?
4. Как личное исповедание связано с истинным прощением?
________________________________________
Продолжаем пятую главу. В предыдущем отрывке (Лев. 5:1–13) речь шла о жертве за грех в случаях невольных проступков. Теперь (Лев. 5:14–19) начинается новый блок — жертва за вину (’ашам). Это особый тип жертвы, связанный не только с самим грехом, но и с ущербом, нанесённым Богу или ближнему, и требующим возмещения.
________________________________________
📖 Библейский текст (Левит 5:14–19)
14 Господь продолжил говорить Моисею:
15 «Если кто-нибудь нарушит верность Богу, ненамеренно согрешив против посвящённого Господу, он должен принести Господу в жертву повинности барана без изъяна по твоей оценке, в серебряных шекелях, по шекелю священному.
16 Пусть возместит ущерб, причинённый святыне, и прибавит к тому пятую часть стоимости; отдаст всё это священнику, чтобы тот совершил его искупление, принеся барана в жертву за вину, и грех будет прощён.
17 Если кто-нибудь согрешит, сделав что-то из того, что запрещено Господом, то, даже если он этого не осознавал, он всё равно виновен и ответит за свой грех.
18 В жертву за вину он должен привести священнику барана без изъяна по твоей оценке в жертву повинности. И священник совершит над ним обряд очищения за ошибку, которую он совершил ненамеренно, по незнанию, и будет прощён.
19 Это жертва повинности: он, несомненно, виновен перед Господом».
________________________________________
🧐 Подробный комментарий к Левит 5:14–19
⚖️ 1. Отличие «жертвы за вину» от «жертвы за грех»
• Жертва за грех (хаттат): акцент на самом грехе и его очищении.
• Жертва за вину (’ашам): акцент на ущербе (Богу или ближнему) и необходимости возмещения.
👉 Жертва за грех упрощённо можно назвать «жертвой ради прощения», а жертву за вину — «жертвой ради справедливости».
________________________________________
🙏 2. Грех против святыни (ст. 15–16)
• «Нарушить то, что посвящено Господу» — это могло включать:
o непреднамеренное использование посвящённых предметов,
o неуплату десятин и обетов,
o невнимательное обращение с жертвенными дарами.
• Требование:
1. Принести барана (животное более ценное, чем овца или коза, используемые в обычных жертвах за грех).
2. Возместить ущерб.
3. Прибавить пятую часть (20 %) сверху — как знак искреннего раскаяния и восстановления справедливости.
👉 Это принцип: грех требует искупления (жертва) и исправления (возмещение).
________________________________________
🔎 3. Грех по неведению (ст. 17–18)
• Даже если человек не знал, что нарушает заповедь, он всё равно виновен.
• Но Бог открывает путь: приносится баран как жертва повинности, и священник совершает очищение.
Здесь снова подчёркивается: незнание не освобождает от ответственности. Но вместе с этим Бог проявляет милость, предоставляя путь прощения.
________________________________________
🐏 4. Символика барана
• Баран в жертве повинности связан с более высокой ценой (в отличие от козы или овцы в жертве за грех).
• Это намекает, что грех против святыни Божьей требует особого искупления.
• В пророческом смысле баран указывает на Христа, принесшего совершенную жертву, восполняющую и наше нарушение по отношению к Богу, и ущерб, причинённый ближним.
________________________________________
✝️ 5. Христианский прообраз
• Христос стал не только «жертвой за грех», но и «жертвой повинности».
• Он восполнил всё, что мы должны Богу:
o исполнил Закон,
o заплатил ценой Своей крови,
o восстановил разрушенное грехом.
• В Нём соединены оба аспекта: прощение и возмещение.
________________________________________
📌 Богословские акценты
1. Грех всегда несёт последствия, за что нужно прощение и восстановление справедливости.
2. Бог требует возмещения ущерба — это показывает, что истинное покаяние включает практическое исправление.
3. Даже непреднамеренные грехи делают человека виновным.
4. Прощение связано с заместительной жертвой, но также и с послушанием — «возмести и добавь пятую часть».
________________________________________
❓ Вопросы для размышления
1. Почему Бог требует возмещения ущерба, если грех был совершен по неведению?
2. Как в нашей жизни можно применить принцип «возмести и прибавь пятую часть»?
3. Что значит для нас, что Христос стал «жертвой за вину»?
4. Можно ли говорить, что настоящее покаяние без исправления — неполное?
________________________________________
Пастор Александр Серков

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев