🕊Комментарий на Евангелие от МАТФЕЯ (18 – глава)📜
Продолжаем комментарий на Евангелие от Матфея.
________________________________________
📖 Матфея 18:1–14
Истинное величие, ответственность за «этих малых» и любовь Отца к заблудшим
________________________________________
🔹 Структура отрывка:
1. Стихи 1–5 — Кто больше в Царстве Небесном?
2. Стихи 6–9 — Предостережение от соблазна для «этих малых».
3. Стихи 10–14 — Притча о заблудшей овце.
________________________________________
📜 Стихи 1–5 — Кто больше в Царстве?
1 В то время ученики подошли к Иисусу и спросили: «Кто же больше всех в Царстве Небесном?»
2 Подозвав ребёнка, Он поставил его посреди них
3 И сказал: «Истинно говорю вам: если не изменитесь и не станете как дети, не войдёте в Царство Небесное.
4 Итак, кто умалится, как этот ребёнок, тот и больше в Царстве Небесном.
5 И кто примет одного такого ребёнка во имя Моё, тот Меня принимает.
________________________________________
✒ Комментарий:
🔹 Вопрос о первенстве
Ученики по-прежнему мыслят о внешнем величии (политическом, иерархическом), возможно, ожидая скорого установления земного царства Мессии. В параллельных текстах (Мк. 9:33–34; Лк. 9:46) видно, что они спорили, кто из них будет первым.
🔹 Ответ Христа: ребёнок — образ Царства
• «Если не изменитесь…» — речь о перемене мышления (метаноия), а не о том, чтобы «вести себя по-детски».
• Станете как дети — не в смысле наивности, а в зависимости, доверии и смирении. Дети не претендуют на власть, они принимают заботу, не требуют положения.
🔹 Смирение — путь к величию
«Кто умалится… тот больше в Царстве Небесном» — это переворот представлений о власти.
Истинное величие в Царстве — не в доминировании, а в служении (Матф. 20:26–27).
🔹 Принятие малых — принятие Христа
Подобно словам в Матф. 10:40, Христос отождествляет Себя с «малыми» (см. также Мф. 25:40).
________________________________________
📜 Стихи 6–9 — Предостережение соблазняющим
6 А кто соблазнит одного из этих малых, верующих в Меня, тому было бы лучше, чтобы повесили ему на шею мельничный жёрнов и утопили в самом глубоком месте моря.
7 Горе миру от соблазнов! Конечно, без них не обходится; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.
8 Если рука твоя или нога становится для тебя причиной греха —отсеки её и выбрось. Не лучше ли тебе прожить с одной рукой или ногой и войти в жизнь вечную, чем быть брошенным в огонь вечный с двумя руками и двумя ногами?
9 И если глаз твой соблазняет тебя — вырви его и отбрось от себя. Не лучше ли тебе прожить с одним глазом и наследовать жизнь вечную, чем с двумя глазами попасть в геенну огненную.
________________________________________
✒ Комментарий:
🔹 «Эти малые»
Речь уже не только о детях, но и о духовно незрелых, новообращённых, слабых в вере. Ответственность за влияние на них — величайшая.
🔹 Грех соблазна
• Соблазнить — в греч. σκανδαλίζω, буквально — поставить препятствие на пути, привести к падению.
• Наказание — образно выраженное, но крайне суровое. Мельничный жёрнов — огромный, тяжёлый камень. Иисус говорит: лучше исчезнуть с лица земли, чем погубить чью-то веру.
🔹 «Без соблазнов не обходится»
Это реальность падшего мира (1 Кор. 11:19), но никто не оправдан тем, что «все так делают». Бог осудит каждого, кто стал источником духовной гибели другого.
🔹 Самоотвержение ради жизни
Отрывок напоминает Матф. 5:29–30 (нагорную проповедь). Речь не о буквальном членовредительстве, а об образном призыве к радикальному отвержению греха, даже если это связано с болью или потерей.
Эллен Уайт пишет: «Лучше отказаться от всего, что держит нас в грехе, чем потерять вечность» (Наглядные уроки Христа, гл. 27).
________________________________________
📜 Стихи 10–14 — Притча о заблудшей овце
10 Смотрите, не презирайте ни одного из этих малых, потому что, говорю вам, что ангелы их на небесах всегда имеют доступ к Отцу Моему Небесному и встречаются с Ним лицом к лицу.
11 [Ведь Сын Человеческий пришёл, чтобы найти и спасти погибших].
12 Как вы думаете, если у кого-то есть сто овец и одна из них заблудится, разве не оставит он девяносто девять в горах и не пойдёт искать заблудившуюся?
13 И если он найдёт её — истинно говорю вам — он будет радоваться ей больше, чем девяноста девяти, которые не заблудились.
14 Так и Отец ваш Небесный не хочет, чтобы погиб хотя бы один из этих малых.
________________________________________
✒ Комментарий:
🔹 Ангелы «имеют доступ к Отцу Небесному»
Это утверждение говорит о непрерывной божественной заботе и о том, что даже «малые» (духовно незаметные или слабые) — под особой защитой неба.
🔹 Сын Человеческий — Пастырь
Прямая отсылка к Иез. 34:11–16, где Бог сам ищет овец. Иисус, как исполнение этого пророчества, ищет каждого, кто сбился с пути.
🔹 Радость о заблудшем
Это образ сверхценности каждой души. Бог не смотрит статистикой, Он ищет одного — не как исключение, а как норму любви. Здесь заложен тот же мотив, что и в Луки 15 (три притчи о потерянном и найденном).
🔹 Волей Отца не является гибель даже одного
Это важнейшее утверждение для адвентистского богословия: Бог не предопределяет погибель, но стремится спасти всех. Даже тех, кто кажется «малым» или незаметным в глазах других.
________________________________________
🕊 Адвентистская перспектива:
• Это место особенно ценно для миссии и пасторского служения. Ни одна душа не должна быть упущена или забыта.
• Церковь должна оберегать духовно слабых, не ставить препятствий, не гордиться, а служить в духе смирения.
• Принцип ответственности за влияние — важен в вопросах воспитания, общения, образования, публичного служения.
________________________________________
❓ Вопросы для размышления:
1. Что мешает мне умалиться и принять образ ребёнка в Царстве Божьем?
2. Могу ли я быть источником соблазна для «малых»? Как избежать этого?
3. Забочусь ли я о тех, кто «заблудился» — как пастырь или как равнодушный наблюдатель?
4. Каково моё отношение к «наименьшим» в церкви — вижу ли в них Христа?
________________________________________
Теперь продолжаем:
📖 Матфея 18:15–35
Обличение, прощение и притча о немилосердном должнике
________________________________________
🔹 Структура:
1. Стихи 15–20 — Обличение брата, согрешившего против тебя
2. Стихи 21–22 — Безграничное прощение
3. Стихи 23–35 — Притча о немилосердном должнике
________________________________________
📜 Стихи 15–20 — Обличение согрешившего брата
15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди к нему и поговори с ним с глазу на глаз, скажи ему, в чём его проступок. Если вы сможете разобраться в конфликте и всё уладить, ваши братские отношения восстановятся.
16 Если же он не захочет тебя слушать, возьми с собой ещё одного или двух, чтобы всё было подтверждено показаниями двух или трёх свидетелей.
17 Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и сборщик налогов.
18 Истинно говорю вам: любое решение, которое вы примете на земле, будет признано и на небесах. Любое обязательство, которое вы снимете с человека, будет снято и перед Богом.
19 Ещё говорю вам: если хотя бы двое из вас на земле согласятся просить о чём-то, это будет дано им Отцом Моим Небесным,
20 Ведь где двое или трое собраны во имя Моё — там Я посреди них».
________________________________________
✒ Комментарий:
🔹 Порядок разрешения конфликтов в Церкви
Иисус даёт практическую схему примирения:
1. Личное обличение без огласки
2. При свидетелях (см. Втор. 19:15)
3. Перед церковью
4. Отлучение, если покаяния нет
Речь не о мести, а о цели восстановить отношения и вернуть согрешившего.
Эллен Уайт подчёркивает, что такие шаги должны предприниматься с молитвой и духом любви, а не с критикой или осуждением (Желание веков, гл. 48).
🔹 «Как язычник и сборщик податей»
Не призыв к презрению, а констатация, что он вне общины, пока не покается. Христос Сам проявлял любовь к сборщикам податей и язычникам, но они не считались частью народа Божьего до обращения.
🔹 «Свяжете… разрешите (примете решение… снимете обязательство)»
Это власть церковной дисциплины, но не произвольная, а в согласии с волей Бога. Похожее сказано Петру в Матф. 16:19, теперь же — всей общине.
🔹 Молитвенное единство
Стихи 19–20 подчёркивают, что церковное единство и согласие в молитве имеют силу. Даже два или три человека — это уже Церковь, если они соединены в имени Христа.
________________________________________
📜 Стихи 21–22 — Сколько раз прощать?
21 Тогда Пётр подошёл к Иисусу и спросил: Господи, сколько раз прощать брату, согрешающему против меня? До семи ли раз?
22 Иисус ответил: «Говорю тебе: не до семи, а до семидесяти семи раз.
________________________________________
✒ Комментарий:
🔹 Щедрое предложение Петра
По иудейской традиции, трижды прощать считалось достаточно (основано на Ам. 1:3–6). Пётр думает, что семь — уже щедро. Но Иисус отвечает: не считай вовсе.
🔹 «До семидесяти семи раз»
Это образ безмерного, неограниченного прощения, как у Бога. Подобно 1 Кор. 13:5: «любовь не ведёт счёта злу».
________________________________________
📜 Стихи 23–35 — Притча о немилосердном должнике
23 Вот почему Царство Небесное можно сравнить с тем, как некий царь решил навести порядок в расчётах со своими слугами.
24 Во время проверки выяснилось, что один из них задолжал ему огромную сумму — десять тысяч талантов
25 Но так как он не мог вернуть долг, царь приказал продать его самого, жену его, детей и всё, что он имел, чтобы хотя бы частично покрыть задолженность.
26 Тогда слуга тот пал перед ним на колени и стал умолять: “Господин, потерпи немного, и я всё верну”.
27 Сжалившись над ним, царь отпустил его и простил весь долг.
28 Но, выйдя от царя, слуга тот поспешил к своему товарищу, который должен был ему сто динариев. Схватив его, он стал душить, требуя: “Верни немедленно всё, что ты мне должен!”
29 Тот пал перед ним на колени и стал умолять: “Потерпи немного, и я всё отдам”.
30 Но он не захотел ждать и посадил должника в тюрьму, пока тот не выплатит весь долг.
31 Другие слуги, увидев это, возмутились и рассказали обо всём царю.
32 Тогда царь приказал привести его. Когда тот пришёл, царь сказал: “Ты злой слуга! Я простил тебе твой огромный долг, потому что ты умолял меня.
33 Разве ты не должен был поступить с товарищем так же милосердно, как я с тобой?”
34 В гневе царь приказал жестоко наказать его и держать в заключении, пока он не отдаст весь долг.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если вы не будете от всего сердца прощать друг друга».
________________________________________
✒ Комментарий:
🔹 Размеры долгов
• 10 000 талантов = сумма, практически невозможная для выплаты (эквивалент десятков тонн золота)
• 100 динариев = около трёх месяцев зарплаты простого рабочего
Контраст подчёркивает безмерность прощения, которое мы получаем, и ничтожность того, что требуется от нас.
🔹 Милость и жестокость
Раб получил милость, но отказался проявить такую же. Он не понял, в чём суть благодати — не в выгоде, а в преобразовании сердца.
🔹 Последствия
• Раб отдан истязателям — метафора суда, не буквального ада, но последствий отказа прощать.
• Страшные слова Иисуса: «Так и Отец ваш… если не простит каждый от сердца…»
Эллен Уайт: «Если мы не будем прощать, то навлекаем на себя не только человеческое осуждение, но и потерю Божьей милости» (Наглядные уроки Христа, гл. 21).
________________________________________
🕊 Адвентистская перспектива:
• Прощение — не эмоция, а решение, совершаемое по благодати.
• Церковь должна строго соблюдать баланс: дисциплина и прощение.
• Невозможность простить — признак духовной слепоты к Божьей благодати.
• Прощение — основа настоящего примирения, предвкушение Божьего суда, где милость восторжествует над судом (Иак. 2:13).
________________________________________
❓ Вопросы для размышления:
1. Как я обычно реагирую, когда брат согрешает против меня — с любовью или упрёком?
2. Скольких людей я держу в своём сердце «в должниках»?
3. Прошу ли я Бога дать мне силу прощать так, как Он простил меня?
4. Есть ли во мне дух «немилосердного должника»?
________________________________________
Пастор Александр Серков

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев