ВОПРОС:
Вопрос об экуменизме особенно остро растет в нашей среде. Насколько мне известно, экуменизм – это объединение конфессий путем преодоления доктринальных барьеров ради «единства всех верующих». Часто при этом звучат лозунги типа «что нам делить, мы же все верим в одного Христа», «неужели доктрина важнее веры в Бога» и так далее. Вопрос: часто в адрес нашей Церкви звучат обвинения, особенно со стороны реформистов и раскольников, что АСД участвует в экуменизме, что-то там подписывает, не раз замечены наши пасторы в экуменических собраниях. Лично я не сильно верю в это, так как считаю, что участие наших пасторов в таких собраниях еще ничего не доказывает. В связи с этим у меня возникли вопросы: есть ли что-то предосудительное в участии пасторов АСД в межконфессиональных собраниях? Насколько это правда, что служители даже на уровне ГК подписывают какие-либо межконфессиональные документы и какое это оказывает влияние? Эллен Уайт в Избранных вестях рассказывала о случае, когда адвентисткий молитвенный дом сдавался, но я уже не совсем помню, кому, толи пресвитерианам, толи баптистам. Вопрос: должны ли наши храмы отдаваться в аренду другим церковным деноминациям, и не является ли это скрытой формой проявления экуменизма. Спасибо заранее за ответ.
ОТВЕТ:
Вопрос экуменизма – не новый, и он уже много лет находится на повестке дня. Обвинений в адрес адвентистов также немало, например: «присутствовал», «поздоровался», «вот, адвентисты уже отступники»; «они протянули уже руку через пропасть». Эти обвинения были и в отношении Христа, Который ел и пил с мытарями и грешниками. Эти обвинения неизбежно возникают и в отношении церкви последнего времени.
Да, эта тема особенно остро стоит в нашей среде. Дьявол знает, кто его самый главный противник. Как адвентисты вообще относятся к экуменизму? Сливаться со всеми церквами, а значит, с Вавилоном, адвентисты не будут. Мы никогда не пойдем на компромисс. Сделать это – значит пасть. А если она падет, то должно возникнуть какое-то новое движение. А нового движения по пророчеству не должно быть. После лаодикийской церкви другой не будет. Отпадение от истины будет происходить индивидуально.
Однако, несмотря на все это, появляются новые движения, включая реформистов. Их цель – оправдать свое существование, и они ищут, где только возможно, компромат на церковь АСД.
Вот как будет выглядеть индивидуальное отступление. Приведу цитату:
«Когда вокруг субботы разгорится борьба во всем христианском мире, и религиозная власть объединится с государственной, чтобы навязать соблюдение воскресенья, упорный отказ ничтожного меньшинства подчиниться всенародному требованию сделает его предметом всеобщего отвращения. И будет объявлено, что этой кучке людей, сопротивляющихся постановлениям Церкви и закону государства, не должно быть снисхождения, что лучше пострадать им, нежели ввергнуть все народы в смуту и беззаконие» (Великая борьба, стр. 615).
Многие в то время выйдут из отступивших церквей и примут истину. Привожу несколько цитат:
«В видении мне были показаны две армии, ведущие ожесточенную борьбу. Одна армия сражалась под стягами, имеющими мирские знаки отличия, другая – под знаменем, обагренным Кровью Князя Эммануила. Знамена волочились по земле, когда группа за группой из Господней армии переходила на сторону врага, и ряд за рядом из армии врага присоединялся к народу, соблюдающему заповеди Божьи. Ангел, летящий посреди неба, вложил знамя Эммануила во многие руки, в то время как могущественный полководец возгласил громким голосом: "Стройтесь. Пусть все, верные заповедям Божьим и свидетельству Христа, займут свое место. Выйдите из среды их и отделитесь"...» (Отражая Христа).
«Просеивание Божье устранит многих, подобно сухим листьям. (СЦ 4, 89, 1876 г).
«Облака мякины, уносимые ветром, будут в тех местах, где мы видели лишь гумно с богатой пшеницей» (СЦ5, 81, 1882 г).
«Вскоре народ Божий будет испытан в огне страшных испытаний, и большинство из тех, кто теперь нам кажется настоящими и искренними детьми Божьими, окажутся низкопробным металлом. И чем больше религия Христа будет унижаться, и Его закон отвергаться, тем пламеннее должна быть наша ревность и непреклоннее – наша твердость и смелость. Стоять в защиту истины и праведности в то время, когда большинство оставят нас; вести битвы Господни, когда воинов так мало – вот это и будет нашим испытанием. В это время мы должны извлекать теплоту из холодности других; мужество – из их трусости и верность – из их измены и предательства» (СЦ5, 136, 1882 г).
«Будет казаться, что церковь вот-вот упадет, но она не падет. Она будет стоять, пока грешники Сиона не отсеются и не отделятся, как мякина отделяется от драгоценной пшеницы. Это будет ужасное испытание, но, тем не менее, оно должно прийти» (Избранные вести 2, 380 1886 г)» (События последних дней, стр. 180).
Обвинения в том, что наша церковь в экуменическом движении слилась с Вавилоном – это полная ложь от наших недругов. Поймите, мы не можем отделиться от общества и стать сектой. Каким же образом мы, находясь в обществе, можем влиять на него? Лишь общаясь, идя на контакты с другими людьми и организациями. Во Всемирном совете церквей мы, адвентисты, встречаемся с христианами других деноминаций и даем им понять, чему учит Библия, чтобы и они, задумываясь над истиной, боялись Бога. Но мы не являемся членами Всемирного совета церквей. Кроме того, именно наша церковь стояла у истоков создания Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС), целью которой является утверждение принципов религиозной свободы в мире. В эту организацию входят и другие конфессии. Если нужно, мы будем встречаться и с папой – но отнюдь не кланяться ему. Вот наше отношение к экуменизму: «Церковь Адвентистов Седьмого Дня не поддерживает экуменизм как явление, примиряющее истину с грехом. Церковь Адвентистов Седьмого Дня молится за всех людей, живущих на планете, но признает сотрудничество с другими религиями только исключительно в социальной сфере».
Приведу некоторые выдержки из того, что было опубликовано в книге «Pattern for Progress» в главе «Роль и функция церковной организации» Вольтером Раймондом Бичем и Бертом Беверли Бичем, в июне 1985 г. Этот документ был оглашен на сессии Генеральной конференции в Луизиане, Новый Орлеан. Хотя этот материал уже устарел, ему более 30 лет, но он хорошо освещает этот вопрос: «Исполнительный Комитет Генеральной конференции никогда не принимал официального заявления относительно отношения Церкви Адвентистов Седьмого Дня к экуменическому движению. Относительно этого вопроса была написана книга "Экуменизм – благо или зло?" (Б. Б. Бич, изданная Review and Herald в 1974 году), и ряд других статей были опубликованы в течение нескольких лет в различных Адвентистских изданиях, включая Adventist Review. Таким образом, хотя и нет сформулированной официальной позиции Церкви, существует, однако, множество ясных выводов относительно точки зрения Церкви Адвентистов Седьмого Дня по этому вопросу».
Адвентизм, хотя и сеет семена, неизбежно влияющие на общество и политику, не желает быть замешанным в политические противоречия. Господь сказал церкви: «Царство Мое не от мира сего» (Иоан. 18:36). Церковь АСД не желает ни непосредственно, ни косвенно руководить правительством.
Нам следует помнить, что исторически именно наличие власти и принадлежность к какой-либо конфессии нейтрализовали религиозную нетерпимость и способствовали религиозной свободе. Формальное религиозное единство существует только с помощью силы. Таким образом, внутри самого общества уже создается трение между единством и религиозной свободой. Действительно, эсхатологическая картина событий последнего времени – это драматическое живое изображение религиозного притеснения, когда огромные силы апокалиптического Вавилона попытаются втиснуть Церковь остатка в рамки объединенного богоотступничества.
Наконец, будущая перспектива религиозной свободы становится все мрачнее, когда мы осознаем, что определенные активисты экуменического движения довольно легко соглашаются с ограничениями религиозной свободы, задевающими верующих другой религиозно-политической ориентации, которые проявляют то, что принято считать отрицательной общественной позицией. Более того, некоторые лидеры экуменизма в переломных ситуациях согласны ущемить религиозную свободу, называя это «временной приостановкой» с целью обеспечения единства, укрепления нации и общественного блага в целом. Взирая на настоящее, адвентисты видят свою задачу в проповеди Вечного Евангелия всем людям, призывая поклоняться Творцу, проявляя верность Христу и провозглашая, что час суда Его наступил. Некоторые аспекты этой вести не очень популярны.
Как же адвентисты могут преуспеть в выполнении своего поручения? Мы убеждены, что Церковь АСД сможет наилучшим образом выполнить свою миссию – через сохранение своей идентичности, своей мотивации, своего чувства неотложности и своих методов работы.
Должны ли адвентисты сотрудничать в экуменической деятельности? Они должны сотрудничать до тех пор, пока проповедуется истинное Евангелие и удовлетворяются насущные нужды людей. Церковь Адвентистов Седьмого Дня не желает иметь формальных членов в подобных организациях и отказывается от любых компромиссных отношений, которые могут размыть ее ясное свидетельство. Однако адвентисты согласны быть «сознательными коллегами» экуменического движения настолько, насколько позволяет их совесть. Как орган сотрудничества, экуменизм обладает приемлемыми сторонами; как учреждение согласованного единства церквей, он вызывает намного больше сомнений.
Еще в 1926 году, задолго до популярности экуменизма, Исполнительный Комитет
Генеральной Конференции принял важное положение, которое сейчас является частью Рабочего курса Генеральной Конференции. Эта декларация имеет важный экуменический подтекст. Она касается миссионерского поля и взаимоотношений с другими миссионерскими обществами. Однако сейчас влияние ее распространилось и на сотрудничество с другими религиозными организациями. Данное положение утверждает, что Церковь Адвентистов Седьмого Дня «признает каждую организацию частью Божественного плана, которым является возвышение Христа, и высоко ценит христиан других вероисповеданий, которые принимают участие в приобретении душ для Христа».
Что касается отношений с другими церквами, там должны преобладать «христианская учтивость, дружеское отношение и справедливость». Были высказаны некоторые практические соображения во избежание недоразумений и напряженных ситуаций. Однако положение очень четко указывает, что адвентисты имеют особенную задачу указать на Второе Пришествие как на событие, которое «уже у дверей», приготовляя путь Господу, как написано в Писании. Поэтому данное Божественное поручение делает невозможным для адвентистов ограничение их свидетельства любыми рамками и побуждает их привлечь внимание всех народов земли к Евангелию.
В 1980 году Генеральная Конференция учредила Совет межцерковных взаимоотношений с целью предоставления Церкви всеобъемлющего руководства и контроля ее отношений с другими религиозными органами. Время от времени этот совет разрешал переговоры с другими религиозными организациями там, где это казалось полезным. Опыт показал, что самым лучшим отношением к различным советам церквей (национальным, региональным, всемирным) является статус наблюдателя-консультанта. Это помогает Церкви оставаться в курсе событий и понимать тенденции и обстоятельства, знать христианских мыслителей и руководителей.
Итак, резюме по вопросу Эйкумены: Церковь Адвентистов Седьмого Дня не поддерживает экуменизм как явление, примиряющее истину с грехом. Церковь Адвентистов Седьмого Дня молится за всех людей, живущих на планете, но признает сотрудничество с другими религиями только исключительно в социальной сфере. В связи с этим, отвечая на вопрос: «Есть ли что-то предосудительное в участии пасторов АСД в межконфессиональных собраниях?» – можно ответить: «Нет».
В мою молодость мы много общений имели и с баптистами, и с пятидесятниками. Я неоднократно говорил у них проповеди, не цепляя вопросы, режущие их слух. А если наши пасторы сотрудничают на высшем уровне и участвуют в межконфессиональных собраниях, это не говорит о том, что церковь АСД соединилась с Вавилоном. Вспомните еще раз: Иисус ел и пил с мытарями и грешниками, но это не значит, что он шел на компромисс с их грехами.
Стоял и такой вопрос: «Насколько это правда, что служители даже на уровне ГК подписывают какие-либо межконфессиональные документы». Отвечаю: если что-то и подписывают, значит, этот документ в тех рамках, которые не являются конструктивными в вопросе отступничества церкви.
По вопросу аренды церковного помещения инаковерующим. Первый пример: Московская главная церковь, в ней собираются и баптисты, и адвентисты, каждый в свое время. Так что не надо в каждой встрече с инаковерующим, с каждым словом «Здравствуйте» инакомыслящему, с каждым рукопожатием, даже с папой римским, с каждым фотографированием, пусть даже с католиком – видеть уже скрытую форму проявления экуменизма.
Экуменизм – не в присутствии рядом, а в доктринальном компромиссе. Поклонение в субботний день никогда не меняйте на поклонение в день воскресный, вот это то, что дьявол будет навязывать народу Божьему.
С уважением, пастор Александр Серков.
Вопрос №46
ВОПРОС:
Почему Вечеря Господня не отмечается 14 Нисана?
ОТВЕТ:
Потому что нет для этого библейского основания. Да, в разных деноминациях Вечерю Господню отмечают (?), лучше сказать, совершают по-разному, и по количеству раз в году, и в разное время. Чем знаменательна дата 14 Нисана? Это день празднования ветхозаветной Пасхи.
Давайте обратим внимание на некоторые особенности и различия между праздниками ветхозаветными и Вечерей Господней. Ветхозаветные праздники были привязаны к определенным календарным датам в году. Для чего? Они указывали на служение Христа, начиная с Его смерти, потом Его воскресение, Пятидесятница и так далее. Все так и исполнилось: Христос умер на Пасху, потом исполнился праздник снопа потрясения, когда были воскрешены многие и со Христом явились людям. Мы читаем об этом: «И, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» (Матф. 27:53). Затем на пятидесятый день исполнилась Пятидесятница.
Мы и об этом читаем: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1-4). Видите, как все исполнилось. Поэтому Ветхозаветные праздники были привязаны к определенным календарным дням.
Должна ли Вечеря Господня быть привязана к каким-то числам, тем более к 14 Нисану? Говорят, что Христос учредил Вечерю 14 Нисана, значит, и сегодня Вечерю мы должны проводить именно 14 Нисана и, притом, один раз в году. Давайте посмотрим, как все происходило, и сделаем вывод.
Описывая, как происходила Пасха и учрежденная Вечеря Господня, евангелисты не очень-то придерживались хронологии. Но объединив высказывания всех евангелистов по этому проведенному ими вечеру, мы имеем такую картину: Христос дал указание ученикам приготовить пасху. Приготовление, вероятно, включало в себя следующее: осмотр помещения на предмет удаления всего квасного, уборку комнаты и приготовление трапезы. Им пришлось приобрести агнца, заколоть его и испечь. Им также надлежало приготовить пресный хлеб, горькие травы, приправы и вино. Эти приготовления, вероятно, заняли значительную часть дня, и вернуться они могли только под вечер. И вот они собрались в четверг вечером, это в нашем понимании, но так как солнце уже зашло, то это значит, что наступили первые часы пятницы 14 Нисана. Они собрались, чтобы совершить ветхозаветную Пасху.
Согласно Мишне (Талмуд издания Сончино, 532-623), обряд Пасхальной вечери состоял в следующем:
1) Глава семьи, или группы, собравшейся вместе на праздничный ужин, смешивал первую чашу вина и подавал ее другим, произнеся благословение над вином.
2) Затем он совершает обрядовое омовение рук.
3) После этого накрывается стол; яства пасхальной трапезы состояли из пасхального агнца, опресноков, горьких трав, салата и других видов зелени и особого соуса для приправы, состоящего из миндаля, фиников, смокв, изюма, пряностей и уксуса. В это время вкушали зелень, как закуску.
4) Затем по кругу подавалась вторая чаша вина, и глава семьи объяснял значение Пасхи.
5) Следовало пение первой части пасхального «халлеля» Пс.112 и 113.
6) Затем участники вкушали пасхальную вечерю. Глава семьи благодарил, преломлял опресноки и давал каждому участнику по куску. Затем съедали по куску мяса пасхального агнца.
7) Подавалась третья чаша вина, и произносилось благословение над трапезой.
8) Подавалась четвертая чаша вина, после которой все объединялись в пении второй части хеллеля с Пс.144 и 117.
Пасхальную вечерю вкушали руками, при помощи пальцев, и макали кусочком хлеба в соус. Вот мы и читаем, как происходила ветхозаветная Пасха в тот вечер: «Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня (Матф. 26:19-23).
Но вот Христос начинает совершать нечто новое. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Матф. 26:26-30).
Матфей не описывает ногоомовение. А Иоанн и это описывает: «Встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался» (Иоанн. 13:4).
Видите, Христос объединил ветхозаветную Пасху и новозаветное хлебопреломление. «И когда они ели… (ветхозаветную Пасху), а ели они ее, макая кусочком хлеба в соус с горькими травами, Иисус взял хлеб…» – переход от ветхозаветной Пасхи к Новозаветной вечере. А по Иоанну: «Встал с Вечери (Ветхозаветной трапезы), снял с Себя верхнюю одежду…», и приступил к ногоомовению, которое произошло после ветхозаветной Пасхи и до новозаветных учреждений.
Да, это произошло 14 Нисана. Ветхозаветная Пасха была привязана к дате, и 14 Нисана, уже после ночи 14 Нисана, днем 14 Нисана Иисус был распят, и исполнилась Ветхозаветная Пасха в смерти Иисуса Христа.
Новозаветная Вечеря Господня привязана ли к дате? Нет. Апостол Павел описывает это событие так: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (1Кор.11:23-26). Ключевыми являются здесь слова: «когда будете пить…», «ибо всякий раз» и «доколе Он придет». Никакой даты, никакой ограниченности по количеству раз, потому что это событие не указывает на дату Пришествия Христа. Он придет тогда, когда сочтет нужным, и Вечеря Господня ничего не говорит о дате Пришествия, поэтому просто говорится: «всякий раз» мы совершаем это учреждение Христа.
Когда первые христиане совершали Вечерю? Для примера прочтем текст Писания:
«А мы, после дней опресночных, отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней. В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» (Деян. 20:6-7).
Здесь мы имеем явный пример, когда после пасхальных дней, через полторы недели после Пасхи ветхозаветной совершается преломление хлеба. К Пасхе этот обряд не «привязан». Это не аргумент, что если Иисус Христос учредил это 14 Нисана, значит, и мы должны совершать преломление хлеба 14 Нисана.
Позвольте, в таком случае, высказать реплику: а крещение мы должны тоже совершать только в тот день, в который крестился Иисус Христос, ведь это тоже новозаветное учреждение?! Нет, мы этого не делаем, мы крестим тогда, когда есть крещаемые. И Вечерю мы совершаем: «всякий раз». Ее можно совершать и раз в квартал, а можно и чаще, главное: «творите в Мое воспоминание» и «доколе Он придет».
С уважением, пастор Александр Серков.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 12
Иез
20:12дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я — Господь, освящающий их.
Иез
20:20И святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш