НЕБЕСНОЕ СВЯТИЛИЩЕ – МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ (часть – I)
Доктрина о небесном святилище и о начале служения Христа во втором отделении этого святилища с 1844 года – уникальная по сути, и лежит она в основе адвентистского вероучения. Не понимая эту доктрину, мы не сможем до конца осознать основную концепцию выхода из Вселенского конфликта. Кульминация откровения Божьей любви была явлена на Голгофском кресте, на котором Иисус Христос принес Себя в жертву за грехи мира. Чтобы помочь нам понять значение этой непревзойденной жертвы, Бог установил земное святилище, которое было всего лишь символом небесного – истинного центра присутствия и деятельности Бога во Вселенной. Зачем нужно небесное святилище? Разве со смертью Христа не закончилось спасение человечества и окончательная победа над сатаной? Зачем Христу продолжать какое-то служение? Видите, сколько вопросов возникает сразу же, как только мы касаемся темы о небесном святилище. Эти вопросы задают нам инаковерующие, и некоторые адвентисты тоже, и на них мы должны дать ответ, и притом правильный.
Не знаю, либо эта тема мало освещается, либо она не до конца раскрыта. Хотя, не могу сказать, что у нас мало литературы на эту тему, как о святилище, так и о значении 1844 года. Десять лет назад, в 2013 году, в четвертом квартале, мы проводили уроки субботней школы о святилище. Но почему-то всегда находятся те, которые возражают против этой доктрины; и что удивительно, эти искатели чего-то нового не из другой конфессии, они из среды адвентистов.
В последнее время этот вопрос и обсуждение на эту тему «бурлят» в социальных сетях. После ряда видеозаписей с проповедями одного адвентистского проповедника, накатила огромная волна страстей. Основной вопрос, который остро стоит: находится ли буквальное святилище на небе? Этот проповедник с сарказмом выразил свое отношение к небесному святилищу такими словами: «двухкомнатная обитель неба». Но так ли это на самом деле? Существуют ли буквальные залы и помещения на небе, где происходит служение?
Это одна сторона вопроса, но в связи с этим сразу же возникает другая проблема, которая более чревата последствиями. Второй вопрос стоит более серьезно: сразу после вознесения на небо, Христос вошел в первое или во второе отделение святилища? И предлагается выбрать именно второй вариант. Однако если Христос вошел во второе отделение при вознесении, то это подрывает основу нашей веры, адвентистов седьмого дня, и делает наши убеждения бесполезными; и 1844 год, при таком толковании, теряет свою историческую значимость, оставляя лишь воспоминание о произошедшем в тот год. В таком случае, мы можем ответить на реплику о «двухкомнатной обители неба» встречной репликой об «однокомнатной обители неба», в которой Христос поселился сразу после вознесения на небо. Однако и то, и другое – слишком упрощенное представление о Божьем пребывании.
Вообще-то, эта весть о святилище была забыта христианами, и лишь в середине XIX века она была вновь поставлена на повестку дня; адвентисты седьмого дня заново начали изучать концепцию спасения, и когда на истину о святилище вновь было обращено внимание, это исследование дало ключ, который помог понять тайну разочарования в 1844 году. Святилище и священническое служение Христа в нем по сей день остаются одними из основ веры Церкви адвентистов седьмого дня.
Но печально то, что эта уникальная доктрина, вместе с доктриной о субботе, встречает сильное сопротивление. О чем это говорит? Это говорит о том, что врагу рода человеческого не нравятся эти доктрины, в которых заключена суть взаимоотношений человека с Богом и Божья работа по примирению человека с Собой.
Суббота дает концепцию поклонения Богу, а небесное святилище раскрывает служение Бога человеку. Эту основу сатана через своих агентов пытается расшатать, чтобы вышибить эти доктринальные устои из-под наших ног. Я не сторонник того, чтобы держаться чего-то только потому, что церковь занимает эту позицию уже долгие годы. Нет, я основываю свои рассуждения на экзегетической подоплеке, и подхожу к вопросам вероучения с Библейской аргументацией и со здравым смыслом. Вопроса субботы в этой теме касаться я не буду, а вот тему о святилище я предлагаю рассмотреть более внимательно.
Как-то один шестилетний ребенок задал довольно-таки наивный вопрос: «Где живет Бог?» Но этот вопрос оказался слишком сложным для взрослых. Ребенку можно ответить конечно так, как мы всегда отвечаем: «Он живет на небе», при этом указательный палец мы направляем вверх к небесам. В то же самое время другой родитель на противоположной стороне земного шара, отвечая на этот же вопрос своему сыну, тычет пальцем хотя тоже на небо, но совершенно в противоположном направлении. Ребенок удовлетворен таким ответом, многие взрослые тоже, но кто-то задумается: так где же на самом деле Бог? Далеко-далеко на небе над Америкой или в противоположной стороне, на небе над Россией?
Мыслящий человек отвергает эти примитивные тыканья указательным пальцем и заявляет: «Бог обитает в неприступном свете» и ссылается на текст 1 Тимофею 6:16. Но есть и другое место в Писании. Я цитирую его:
3 И мужчин и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы они не оскверняли станов своих, среди которых Я живу (Числа 5:3).
Евреи, читая этот текст, считали, что Бог живет в стане Израильском. И они были правы, хотя это слишком узкое представление о местопребывании Бога. Недаром другие люди спорили с ними и говорили: «Нет, Он живет вот где», и приводили такой текст из Писания:
15 Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святой имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных (Ис.57:15).
Кто из них правильно понимает? При решении этого спорного вопроса подключаются третьи лица и, улыбаясь, заявляют: «Читайте Новый Завет, в котором говорится», и цитируют:
49 Небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих» (Деян.7:49).
Вот оно, оказывается, как: Бог сидит на престоле на небе, а ноги Его на земле. В таком случае, на параллельный вопрос: а как ангелы перемещаются с неба на землю и обратно? – нам приводят текст из Писания:
12 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее доходит до неба; и вот, Ангелы Божьи восходят и нисходят по ней (Быт. 28:12).
«Так написано, – говорят они, – и от факта никуда не денешься»! Ну, представьте: с земли на небо стоит длинная-длинная лестница, и одни ангелы по ней поднимаются, а другие по ней же спускаются. Но что говорит Новый Завет? Может быть, в наши дни Бог дал ангелам какой-то эскалатор, чтобы они могли быстрей спускаться с неба на землю и помочь бедному человеку по его молитвенной просьбе? Мы читаем:
51 И сказал ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо открытым и Ангелов Божьих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Иоан.1:51).
Вот так дела, все так же, как и в Ветхом завете, и никакого эскалатора. Они все так же восходят и нисходят пешком.
На какую мысль наталкивают нас эти тексты? Мы приходим к выводу: небесное нам не понять точно так же, как чайнику или утюгу не «поймать» волну с выступлением, например, президента какой-либо страны. Скажите, если Бог живет в каком-то месте, то как Он может быть везде? И вообще, нужно ли Богу место жительства, и для чего оно Ему? Нам людям оно нужно, чтобы было где переночевать и куда стяжать богатство, которое моль будет потихоньку поедать. А Богу зачем хоромы для жительства?! Нам, мыслящим людям, пора оторваться от тех примитивных представлений о Боге, хотя Он дает нам – «чайникам», на нашем чайниковом понимании, и место Своего жительства и паломничество ангелов по лестнице, поставленной на земле и опертой на облаках небесных.
Нам пора понять, что небесные реалии нам не постижимы, и они представлены поэтому наглядными примерами. Что же нам нужно понять раз и навсегда? Нам необходимо не рассматривать небо как объект, а увидеть служение, которое там происходит, и понять, для чего оно нужно. Сегодня, критикуя предметы небесных реалий, люди отвергают и само служение Христа в небесном святилище, но это глубокое заблуждение, о котором мы поговорим в этой теме.
Да, Писание ясно показывает, что небесное святилище – это реальное место, благодаря которому мы можем узнать многое о характере Бога в Его служении. Так, на что же нам следует обращать особое внимание – на само место или на служение, которое там происходит?
Вопрос о двухкомнатной обители на небе не зря возник, потому что многие наши представления о небесных реалиях действительно абсурдны. Это происходит потому, что нам, людям с ограниченными возможностями, невозможно понять то реальное, что существует на небе, и как происходят взаимоотношения человека с Богом и с ангелами. Мы живем в разных измерениях, и это нужно учитывать и принимать во внимание при наших размышлениях.
Вокруг нас существуют тысячи радио- и телеволн, интернет, телефонные разговоры. Они существуют в другом измерении, и поэтому мы не видим, не слышим и не ощущаем их. Чтобы попасть в их измерение и поймать нужную волну, нам нужна точная аппаратура, например, телевизор, антенна или спутниковая тарелка; компьютер и сим-карта, а также оплаченная абонентская плата. И вот то невидимое и неслышимое, что мы не можем уловить при помощи утюга или чайника, внезапно оживает у нас в телефоне: «Алло, мама, это ты?» Мама находится за тысячи километров от нас, и она отвечает: «Да, это я, как у тебя дела?» Удивительно, не так ли? Все эти волны существуют вокруг нас, но мы не видим и не слышим их без особых приспособлений.
Что делает Бог, чтобы до нас, до «чайников» и «утюгов», хоть как-то донести определенную весть? Он прибегает к образам. А что делаем мы? Мы начинаем представлять образы буквально. А это уже не здраво с нашей стороны. Когда-то Моисей захотел своим ограниченным человеческим естеством увидеть Бога, Который фактически существует совершенно в другом измерении. Что сделал Бог? Что Он показал, Свои параметры: руки, ноги, туловище, голову? Моисей именно это и хотел увидеть, но Бог раскрыл перед ним Свой характер. Что для нас необходимо знать – физиологические параметры самого Бога, дворец, в котором Он живет, офис, где Он работает по спасению душ человеческих или дано познать Его характер? Физиологические параметры Бога и Его территориальное окружение, во-первых, нам и знать не надо; во-вторых, если бы Бог и захотел нам что-то объяснить в этом плане, Ему не удалось бы, потому что нам не понять то, что находится за пределами наших закономерностей, в которые поместил нас Бог. Приведу элементарный пример. Хоть он может показаться наивным, но он не наивней, чем мы пытаемся представить небесные реалии своим ограниченным умом и именно так, как они нам представлены в символах.
Пример такой. Представьте себе, мы приехали из своей цивилизации к каким-то диким племенам, которые до сих пор огонь добывают при помощи трения деревяшек. Как мы объясним им действие, например, электричества? Мы можем рассказать им, что при помощи электрического тока мы можем кипятить воду и гладить рубашки, потому что у нас утюг нагревается от электричества и электроплита становится красной от нагрева. Но это только начало, так как есть и сложные электроприборы, которые работают от электроэнергии. Однако, мы понимаем, что им вообще невозможно вникнуть в то, как работает наш ноутбук или смартфон, которые мы привезли с собой и которые работают от аккумуляторной батареи, которая, в свою очередь, является источником электроэнергии. И вот мы говорим дикарям, показывая им наш ноутбук или смартфон, что мы, приехав к себе домой, будем смотреть, как вы тут живете, если мы заснимем сейчас вашу жизнь.
Попробуйте объяснить им, как работает ваш ноутбук или телефон. Поймут ли они нас и нашу цивилизацию в этом плане? Мы можем предложить им то, что для них будет сущей сказкой. Например, мы можем сказать, что если мы направим эту штучку (наш телефон) с таким вот глазком в их сторону, то они останутся в ней, а мы сможем увезти с собой всю информацию о них. Вы уже задумались, как Вы будете объяснять работу Вашего ноутбука или телефона и что такое электричество? Я пытаюсь это сделать, но после моего мнимого рассказа о каких-то электромагнитных волнах и цифровой технологии у дикарей я ничего не увижу, кроме широко открытых глаз и рта, естественно, от удивления.
Тогда я попытаюсь объяснить им другим методом, чтобы они хоть как-то поняли нашу цивилизацию. Я нарисую им образ тысячи рабов, которые идут плотно друг за другом, неся в сосудах энергию. Но им не понятно, что такое энергия. Тогда я объясню, что каждый из них несет горючую жидкость в сосуде, похожую на молнию, и мы постепенно расходуем это вещество. Электроэнергия нагревает металлическую пластину электроплиты до красна, и на ней можно закипятить воду и приготовить пищу. Но им не понятно, что такое металлическая пластина на электроплите и металлический утюг. Тогда я пытаюсь объяснить им, что металл – это твердое вещество, которое нельзя прокусить зубами. Нам может быть смешно, но как им это объяснить? Вот только как-то так. Я утрирую этот пример с дикарями, сегодня таких примитивных племен уже нет, но это для того, чтобы нам хоть как-то понять эту проблему нашего понимания Божьих реалий.
Как Бог мог объяснить человеку небесные реалии, которые находятся далеко за пределами нашего человеческого понимания? И мы начинаем спорить и приводить библейский пример: на небе есть образное изображение лона Авраама, где находятся все его потомки. Однако, мы осознаем, что это изображение не может быть буквальным, и что все потомки Авраама физически не могут разместиться на его животе. Мы предполагаем, что «лоно Авраама – это символическое представление места на небе, где потомки Авраама, в данном случае евреи, находятся. Они могут быть изображены как лежащие на какой-то поляне, что соответствует обычаям и представлениям того времени и народа, которым было дано это учение. Некоторые неправильно истолковывают это место Писания, понимая его буквально и заявляя, что так написано в Библии, ведь сам Иисус Христос об этом говорил.
Тогда мы с недоумением спрашиваем их: «А как же Лазарь, находящийся на лоне Авраама, мог в ад, который, по их же представлению, находится в центре земли, мокнув палец в воде, увлажнить губы богачу, находящемуся там в аду? Здесь возникает такая дилемма, что ее невозможно разрешить в течение всей вечности, если не внести некоторые коррективы в наше понимание. Либо у Лазаря палец огромной длины, чтобы он мог достать с рая (с лона Авраама) этим пальцем до центра земли и увлажнить губы богачу. Либо, в таком случае, лоно Авраама и ад находятся где-то рядом, подобно тому, как мы можем подойти к соседу, живущему на нашей улице, и увлажнить его губы водой. Здравый смысл подсказывает, что притча, она и есть притча.
Мы же понимаем иносказательные жанры повествований, такие как сказки и басни. В сказках и баснях звери и птицы разговаривают и при том на русском языке, а у киргизов птицы разговаривают даже на киргизском языке. Однако, читая басни, мы же понимаем, что не детали сюжета играют роль, и мораль басни имеет существенное значение. А какова цель притчи? Не в том, чтобы мы разбирали детали притчи буквально, а в каждой притче есть своя концептуальная идея или определенная мораль. Лазарь из притчи Христа не буквально находится на лоне Авраама, а богач в аду. Христос этой притчей хотел сказать, что наша вечная судьба решается во время жизни, а после смерти ничего изменить уже невозможно. В этой притче именно это имеется в виду, и больше никакого детализированного значения.
Давайте, углубляясь в наши размышления, приблизимся к проблеме, которую обозначили. Как Бог мог объяснить нам, людям, план спасения и роль Небесных Представителей в этом плане? Если мы не сможем объяснить действие электрического тока дикарям и попытаемся использовать образы рабов для объяснения, то не вынужден ли и Бог открывать нам небесное служение через символы и образы? Он давал пророкам видения и в этих видениях показывал что-то образное, а мы берем эти образы и детализируем их, разбирая каждую деталь, как нечто реальное. Это похоже на то, как дикари представляют, что где-то там в другой части земли рабы ходят цепочкой и носят в глиняных сосудах энергию электричества. Ну, дикарей понять еще как-то можно, но зачем нам уподобляться им, заявляя: «Так в Библии же об этом написано, такой-то и такой пророк видел это на небе».
И что очень интересно, если образы были показаны Эллен Уайт, скептики раскритиковывают их и тут же заявляют: «Она лжепророк, она лгунья, где такое написано в Библии?» Они не видят, что в Библии у пророков, таких как Даниил, Иезекииль, Иоанн, сплошные символы. Если бы Бог показал Эллен Уайт такие символы, какие Он давал пророкам древности, то ее кости, наверное, сегодня из могилы достали бы и сожгли на костре. Но для Библейских пророков это вполне допустимо, а для нее почему-то нет. Вот что значит читать и даже изучать труды Эллен Уайт с заранее намеренным замыслом, поймать ее на слове и обвинить в лжепророчестве.
И некоторые наши богословы уже приходят к выводу, что пророчества древних пророков можно цитировать в проповеди, а вот приводить цитаты из книг Эллен Уайт – это уже, по их меркам, какое-то кощунство. Якобы уже никто из адвентистов не делает это. Вот до чего докатились некоторые видные адвентистские богословы.
На деталях, как в трудах Эллен Уайт, так и в пророчествах древних пророков, мы еще остановимся. Да, пророки видели интересные картины, от этого никуда не денешься, но что они видели? Они были что ли на небе, ходили там, как на экскурсии и видели все своими глазами, или это было видение? А в видении что ли все дается реально, как оно буквально существует на небе, или пророкам дается все в символах, так, чтобы мы как-то могли представить небесные реалии, как и мы объяснили бы дикарям принципы цивилизации? Подумайте над этим вопросом.
Давайте возьмем пророческий текст Писания и проанализируем его:
«Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь» (Дан. 7:9).
Был ли Даниил на самом деле на небе и видел реальную небесную жизнь там? Давайте прочитаем сначала первые строки:
1 В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения головы своей на ложе своем. Тогда он записал этот сон, изложив его смысл (Дан.7:1).
Таким образом, становится ясно, что это был сон, и во сне Даниил видел пророческие видения. Текст ясно указывает на это:
2 Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море,
3 И четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого (Дан.7:2-3).
Затем Даниил начинает описывать символы, которые он видел: первый, второй, третий, четвертый зверь, рога, маленький рог. И вот мы подходим к тексту, который я привел вначале: видение о поставленных престолах и о Ветхом днями. Даниил понимал, что это не буквальное, что за всеми этими символами скрывается что-то реальное, и он пишет:
15 Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем, и видения головы моей смутили меня.
16 Я подошел к одному из предстоящих и спросил у него об истинном значении всего этого, и он стал говорить со мною, и объяснил мне смысл сказанного (Дан.7:15-16).
И вот ангел объясняет ему значение этого видения. Но мы, когда говорим о зверях, понимаем, что, да, это символы, и они имеют какое-то значение. Но когда в этом же видении говорится о престолах, мы как-то хотим это детализировать и представить в реальном плане эту картину. Что у нас получается? «Были поставлены престолы». Престол – это в нашем понимании очень удобное кресло. Были поставлены кресла и Ветхий днями, в нашем понимании это Бог Отец, сел в это кресло. Мы – люди садимся в кресло, в котором есть еще подлокотники, и нам удобно, сев, мы можем начинать заседание. Только разница в том, что у нас креста деревянные и на поролоне, а Даниил видел огненный престол. Как вы это представляете? Вы представляете, что это происходило буквально или Даниилу было показано образно?
Люди сидят на заседании в креслах, и нам, людям, Бог явлен как садящийся на огненный престол (в огненное кресло). Мы садимся для чего? Чтобы не устать. А для чего Бог сел? Что хотел сказать Бог через пророка этим видением? Посмотрите, люди, как в деталях происходит на небе суд, или заострить внимание на том, что там что-то происходит, без расшифровки деталей происходящего? Вот тут адвентисты разделились в мнениях на два лагеря, я имею в виду: присутствие буквального помещения, буквальных престолов огненных на небе, буквальных двух комнат или это образное описание небесного служения.
Этот материал не простой для понимания, но он очень важен, поэтому охватить его полностью и сразу просто невозможно. Я представлю эту тему в трех частях. (Конец первой части).
С уважением пастор Александр Серков

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев