Портрет Марии Ивановны Кочубей. художник М. А. Болеславский
Мария Ивановна прожила короткую жизнь, её смерть была большим горем для матери – Марии Фёдоровны, которая в честь погибшей дочери основала благотворительные учреждения в помощь женщинам и детям.
Мария родилась 05.12.1818 года в семье Ивана Ивановича Барятинского и Марии Фёдоровны, урождённой графини Келлер. Мать была женщиной очень красивой, до преклонных лет сумевшей сохранить привлекательность. Её красоту унаследовали дочери, в том числе и Мария.
Семья Барятинских была многодетной, у супругов родилось 7 детей. Их жизнь проходила в имении отца в селе Ивановском под Курском, а затем в построенной там же усадьбе Марьино.
Предположительно изображение Марии
Детство Марии было шумным, веселым, хотя из всех детей Барятинских она отличалась застенчивостью и спокойным характером. Но сестры и братья могли и Марию заставить смеяться.
Мария получила домашнее образование, достаточно хорошее. Родители заботились, чтобы дети были прекрасно воспитаны и образованы, как и подобает будущим придворным.
Мария стала фрейлиной императрицы Александры Фёдоровны. Произошло это примерно в 1838 -1839 годах. Она была очень красивой девушкой из знатной и богатой семьи, поэтому пользовалась большим вниманием противоположного пола на балах и приемах.
"Княгина Мария Ивановна Кочубей", Густав Карл Юстус
Вот что пишет о ней В.Соллогуб:
«Две девушки в то время занимали мое воображение: княжна Мария Ивановна Барятинская и графиня Софья Михайловна Виельгорская; княжна Барятинская вышла замуж за князя Михаила Кочубея, я женился на графине Виельгорской».
Красоту Марии замечала и императрица, зная любовь Николая I к фрейлинам, она хотела, чтобы Мария вышла замуж как можно скорее.
При дворе у Марии сложились дружеские отношения с великой княжной Ольгой Николаевной, та искренне полюбила Барятинскую.
Ольга Николаевна писала о Марии:
«После начала поста был конец всем празднествам. Только немногие приглашенные собирались по вечерам у Мама в зеленом кабинете, где по большей части читали вслух. Между этими гостями часто бывали княгиня Барятинская со своей дочерью Марией. Ее застенчивость и скромность показались мне родственными, и вскоре мы подружились. Она была серьезной и глубоко верующей. Дружба между нами была такой, о какой я всегда мечтала: она облагораживала наши натуры. Мы обе были полны идеалов соответственно нашему возрасту и при всей нашей сдержанности очень мечтательны. Мы особенно ревниво оберегали наши желания, мысли и идеи от постороннего взгляда».
«Мария Барятинская была блондинка с черными бровями, ее взгляд, если она кому-нибудь симпатизировала, был полон тепла, которого я не встречала ни у кого, кроме Императрицы Марии Александровны (жены Императора Александра II), возможно потому, что я искренне любила обеих».
«Ростом Мария Барятинская была такая же, как я. Когда она распускала волосы, они покрывали ей колени, косу же она обвивала три раза вокруг головы и скрепляла ее золотой шпилькой. Я вспоминаю одно празднество в день рождения Папа в Петергофе. Несмотря на то, что Барятинские жили в девяти верстах оттуда, она приехала со свежими цветами в волосах. Большинство цветов было еще в бутонах, и в тепле, во время танца, они распустились».
09.07.1841 года Мария вышла замуж за князя Михаила Викторовича Кочубея, который бал на 2 года старше своей невесты.
Художник Кристина Робертсон
Михаил на тот момент находился на службе в чине штабс-ротмистра.
По одним данным пара жила счастливо, много путешествовала. Другие же говорили, что и путешествовали они лишь потому, что не могли ужиться вместе, «задыхались» друг с другом. Мария «чахла» на глазах, из цветущей девушки она превратилась в тень себя прежней.
фото Михаила
20.01.1843 года Мария умерла от лихорадки в Италии, куда они с мужем уехали в надежде на то, что Марии там станет лучше. Но не вышло, Мария умерла в возрасте 24 лет.
Барон М. Корф писал в дневнике:
«Умерла неожиданно в Италии молодая княгиня Кочубей, свадьбу которой, с жалкими ее последствиями, я записал в 1841-м году. Злые языки уверяют, что она и умерла — девицею. Как бы то ни было, но до свадьбы она цвела здоровьем, а потом скоро начала чахнуть, так что принуждены были искать для нее спасения под синим небом Италии… Она была одною из прелестнейших женщин нашего двора».
Похоронена Мария на кладбище Сергиевой Приморской пустыни.
Великая княжна Ольга Николаевна, узнав о смерти подруги, написала:
«Как коротка была наша дружба! Но след ее остается неизгладимым в моей душе...В Марии я нашла отголосок меня самой, и эта четырехлетняя дружба была прекрасна».
Михаил долго не мог оправиться от смерти супруги, спустя 12 лет после смерти Марии он познакомится со своей будущей второй женой Марией де Брессан.
Больше всех о смерти Марии переживала её мать – Мария Фёдоровна Барятинская, она долго не могла прийти в себя, и решила отдать все свои силы благотворительности.
В 1843 году Мария Фёдоровна открыла заведение для воспитания бедных детей, которое назвала «Мариинский приют», в честь погибшей дочери.
В 1846 году Мария Фёдоровна основала в своем доме приют для дневного пребывания малолетних детей, потом приют для вдов, послуживший началом мариинской богадельни, первую в России общину сестер милосердия для больных и бедных (впоследствии Община сестер милосердия во имя Христа Спасителя) и, наконец, — вдовий дом в отдельном здании, которое приобрела для этих целей.
После смерти дочери Мария Фёдоровна одевалась только в черное, а в торжественные дни облачалась во все белое.
Марии Фёдоровны Художник Кристина Робертсон.
Сохранился портрет Марии Фёдоровны в трауре по дочери Марии. Иногда указывают, что это портрет Марии Кочубей, поскольку женщина на изображении молода, но Мария Фёдоровна долгое время выглядела намного моложе своих лет.
После смерти Марии Фёдоровны финансирование открытых её благотворительных учреждений стало семейным делом князей Барятинских.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев