Джон Доу. Портрет С.Г. Волконского. Ок. 1823-25 гг.
Неудивительно, что Волконский вел себя так. Удивительно, зачем он вообще женился — ведь он был видным деятелем Южного общества декабристов, готовил восстание против самодержавия и вряд ли мог не понимать, на какую судьбу обречена его семья в случае раскрытия заговора.
Есть даже легенда, что отец Марии, Николай Раевский, потребовал от будущего зятя подписать бумагу, что он прекратит антигосударственную деятельность, но это, скорее всего, все же легенда.
Мария практически не знала, чем занимается Сергей. Осенью 1825-го муж оставил ее, беременную, и уехал в штаб армии. Потом внезапно приехал в декабре, увез жену в имение родителей и немедленно уехал.
О событиях 14 декабря Мария узнала значительно позже. 2 января она родила сына Николая. Роды были тяжелыми, она проболела два месяца. Родные скрыли от нее, что 14 января Сергей был арестован. Но когда правда все же открылась, Мария немедленно написала мужу в Петропавловскую крепость.
«Я узнала о твоём аресте, милый друг. Я не позволяю себе отчаиваться... Какова бы ни была твоя судьба, я её разделю с тобой, я последую за тобой в Сибирь, на край света, если это понадобится, — не сомневайся в этом ни минуты, мой любимый Серж. Я разделю с тобой и тюрьму, если по приговору ты останешься в ней».
Нет комментариев