Джона Сингер Сарджент
Работа над картиной
Картина не была заказана, это была личная инициатива Сарджента написать портрет молодой женщины. Просьбу свою он передал Виржинии через их общего друга, в письме которому он писал:
«У меня есть огромное желание написать ее портрет, и у меня есть основания полагать, что она это позволит. Вы можете передать ей, что я имею поразительный талант». Наконец, после двухлетних переговоров через друга, Мадам Гаутро в конце концов согласилась сесть за портрет Сарджента. В процессе написания художник подготовил массу эскизов и зарисовок к основной работе. Сарджент подолгу выбирал нужную позу, жесты, выражения лица и интерьер. Работа продолжалась особенно долго ввиду поведения и самой Гаутро. Сарджент жаловался на её «красоту, которую невозможно изобразить, и ее безнадёжную лень». Действительно, Виржини была крайне не усидчива. Кроме того, ввиду активной социальной жизни ей совсем не хватало времени на позирования художнику. Сардженту понадобилось 2 года, чтобы завершить картину.
Представление в Салоне
Портрет был выставлен в Салоне в 1884 году. Имея внушительный размер (234,85 × 109,86 см) и изящную красоту модели, Сарджент и сама Гаутро надеялись на фееричное представление. Но не тут—то было... Картина ужаснула парижан, она была встречена острой критикой и противоречиями. Публика того времени посчитала картину излишне откровенной и провокационной. И дело вовсе не в мертвенной бледноте кожи, не в алом ушке героини, не в слишком остром носе. Самое главное, что насторожило зрителей — открытые плечи и спущенная лямка. Это было платье, которое вызвало бедствие. Сарджент попытался скрыть личность загадочной Мадам, первоначально назвав картину «Портрет мадам ***». Но, несмотря на все противоречия в оценке картины, ее личность быстро стала достоянием общественности. До того, как картина дебютировала, Гаутро уже была героиней сплетен за ее откровенный стиль и нескромные связи (но об этом не принято было говорить). А «Портрет мадам Икс» буквально обнажил все неприличие ее поведения на публике. Мать Виржини, Мария Вирджиния де Тернант, устроила настоящую сцену художнику, заявляя: «Весь Париж высмеивает мою дочь. Она разрушена ... Она умрет от огорчения». Семья Гаутро была омрачена испорченной репутацией Виржинии и попросила изъять картину из Салона. Сарджент отказался, но предложил исправить свое незавидное положение: он переписал фасон платья и вернул лямку на плечо. Корректировки не спасли ситуацию, даже напротив, после изменений платье стало выглядеть неуклюже.
Нет комментариев