Василий Перов
Василий Перов родился 2 января 1834 в Тобольске, будучи незаконнорожденным сыном барона Григория Карловича Криденера. Несмотря на то, что вскоре после рождения мальчика его родители обвенчались, Василий не имел прав на фамилию и титул отца. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты. Дьяк был восхищен усердием и умелым владением пером своего ученика, поэтому решил отметить эту черту мальчика уже известной всем поклонникам фамилией. После окончания курса в Арзамасском уездном училище он был переведен в художественную школу им. Александра Ступина, также расположенную в Арзамасе. В 1853 году он был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у ряда известных художников.
В 1862 году Перов получил золотую медаль и право на оплачиваемую государством поездку за границу. Художник отправился в Западную Европу, посетив несколько немецких городов, а затем Париж. В это время он создавал картины, изображающие сцены европейской уличной жизни.
«Тройка»
1860-е годы - это период лучших жанровых работ в творчестве Василия Григорьевича Перова. Он провел 30 лет своей жизни на развитие главного своего направления - жанровой живописи. И самой масштабной, эмоциональной и выразительной картиной в этом векторе стала знаменитая «Тройка» 1866 года. Лица детей направлены на зрителя. Они раскрывают усталость, робость и страдания детей. Полотно затрагивает очень серьезную тему детского труда, оно призывает зрителей и в целом общество к состраданию. С другой стороны, эта картина - призыв пересмотреть ситуацию и ответственнее отнестись к теме семьи и детства в крестьянской среде.
Среда на картине
Призыв на картине слышен всеми возможными способами, в том числе природой, которая буквально передает несправедливость описанной ситуации. Зритель слышит гул порывистого ветра, треск повозки на морозе, слышит лай собаки, словно взывающий к помощи. Дети, худые и голодные, тянут повозку наперекор холодному ветру, который, так некстати, дует прямо в их маленькие лица. Эти глаза уже не наивны, жизнь не позволила им сохранить свою детскую непосредственность. Эти глаза отражают страдания всех крестьянских детей в их тяжелых многострадальных судьбах. Мрачные стены монастыря создают настроение безнадежной тоски. Название картины напоминает ветхозаветную Троицу. Возникает символически обобщенный образ несправедливого мира, который художник своим полотном отвергает.
Герои картины
Насколько серьезна тема крестьянских детей, настолько кропотливой проходила подготовка Перова к началу работу. Множественные зарисовки, эскизы, пробы различных жестов и позиций героев. С огромным усердием художник отнесся к поиску лиц для детей. Двое мальчиков и девочка, с огромным усилием тянущих за собой большую бочку с водой. Это лютая и морозная зима, сопровождающаяся вьюгой и ветром. На улице настолько холодно, что вода в бочке застыла и зритель даже видит ледяные сосульки. Детей сопровождает их верный друг - собака.
Нет комментариев