Немного «общей теории»
Прежде всего, важно понимать, что речь маленького человека развивается поэтапно. Опытные родители наверняка помнят, что их малыш в первые месяцы жизни произносил нараспев гласные звуки, потом начал гулить, произнося слоги с простыми согласными, потом пошли первые звукоподражания («ам-ам», «ав-ав») и первые слова.
Ближе к году ребенок может говорить «мама», «папа», «баба», «дядя», «дай», возможно, и несколько других слов. А также еще использует «неправильные» слова («куп-куп», «бай-бай»).
С года до двух малыш учится формулировать первые простейшие предложения («буду суп», «папа, дай»). Если синтаксическая структура предложения (подлежащее — сказуемое) прослеживается, на чистоту звуков пока внимания не обращают: артикуляционный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован для этого. Зато семимильными шагами идет пополнение так называемого «пассивного» словаря, начатое в первые месяцы: ребенок учится понимать новые слова, запоминает их произношение и значение, хотя не умеет пока их произносить. Позже они перейдут в его активную речь. Сейчас он уже не просто произносит «словарный набор», но сам прислушивается к тому, как говорит эти слова и звуки в них, в состоянии оценивать, правильно это или нет.
В районе 3 лет ребенок учится повторять небольшие стихи, а также строить сложные предложения со словами «потому что», «который», «чтобы». Чаще всего именно к этому возрасту «созревают» свистящие звуки (С, З, Ц). Но даже если они пока заменяются (например, звуком Т), но при этом интеллект ребенка развивается нормально (он понимает обращенную к нему речь, знает, как зовут родных, или что у животных тоже есть мамы и папы) – тревожиться повода нет.
К 4 годам малыш должен знать обобщающие слова (что такое посуда, транспорт, игрушки, одежда). Произношение пока еще может быть не очень чистым (чаще всего страдают шипящие и Р).
В 5 лет ребенок должен правильно произносить все звуки, поскольку к этому времени отделы мозга, отвечающие за развитие речи, сформированы в достаточной степени, а речевой аппарат достиг нужной «кондиции» (при условии, что с малышом постоянно занимались: сама по себе речь не возьмется «ниоткуда»).
Что именно развиваем?
В первую очередь, конечно, пассивный словарь. Но освоению навыков произношения способствует не только он. Так, давно доказано, что мозговые центры, отвечающие за развитие мелкой моторики и речи, находятся рядом и влияют друг на друга. Поэтому для того, чтобы у малыша не было проблем с речью, важно уделять внимание развитию мелкой моторики. Это могут быть такие занятия, как:
пальчиковая гимнастика или массаж пальцев рук (в самом раннем возрасте);
перебирание круп, мелких пуговиц, орехов;
шнурование, застегивание молний, кнопок;
закручивание крышек на бутылках;
рисование пальчиками по песку, манной крупе, муке;
рисование красками, лепка;
нанизывание больших бусин на веревочку.
Подготовка к постановке звуков
Не нужно дожидаться 5–6 лет, чтобы увидеть, что ребенок не выговаривает какие-то буквы. Очень часто проблему можно предотвратить (к тому же, это гораздо легче, чем потом исправлять). Чтобы научить ребенка говорить какой-либо звук, достаточно лишь систематически выполнять комплекс упражнений, который вместе с артикуляционной гимнастикой поможет органам малыша «понять», как вести себя при произнесении тех или иных звуков. Или букв – многие называют это так (хотя звук – правильнее: буква – это графическое начертание звука).
Итак, логопедические упражнения, которые помогут ребенку выговаривать звуки, могут быть такими.
Укрепляем мышцы языка, чтобы он мог долгое время находиться вверху за верхними зубами в поднятом состоянии. Это определяющий момент для того, чтобы выговаривать звуки [ч], [щ], [ш], [ж], [л] и [р] – проблемные для многих деток. Для этого подойдут речевые игры (лучше проводить их в стихотворной форме, с некоторой театрализацией процесса), в которых малышу придется много раз повторять: «ты-ды» («тын-дын»), «так-так», «ды-ды», «да-да». Это те слоги, при которых приходится поднимать и удерживать язычок наверху. Здесь важно варьировать силу голоса, интонацию, скорость произношения, а также следить, чтобы кончик языка ребенка во время упражнений не опускался к нижним зубам, а все время находился за верхними.
Укрепляем корень языка, чтобы он мог подниматься к нёбу. Это необходимо для произношения звуков [г], [к], [х]. Пусть ребенок представит, что он – меткий стрелок, перед которым находится тир с мишенями. Его задача – «поразить» все «мишени» из ружья (выстрел – это «кх-кх»). «Стрелять» можно, пока ребенок не устанет. Можно воплотить тир в реальность, развесив мишени и дав малышу водяной пистолет. Стрелять он должен с тем же звуком: [кх].
Учим малыша смыкать губы.Аденоиды, неправильный прикус или другие особенности могут стать причиной того, что ребенок не может плотно сомкнуть губы. При этом сильно страдает произношение звуков [п], [б], [м] (это как раз «губные» звуки). Чтобы научить малыша их выговаривать, можно поиграть в барабанщиков или в дождик с громом – главное, чтобы во время такой игры он произносил характерные слоги: «бом-бом», «бум-бум», «бух-бух» и т. д. Нужно следить, чтобы губки малыша при выполнении таких упражнений смыкались очень крепко, даже слегка «переигранно». Так быстрее укрепятся мышцы вокруг рта, и ребенок сможет смыкать губы. Соответственно, будет готов произносить сложные пока что для него губные звуки.
Разрабатываем щечки. С помощью игры в «хомячка» малыш научится работать щеками – они ведь тоже участвуют в произношении. Предлагаем ему надуть щечки, как будто ротик набит едой, и начать сосредоточенно «пережевывать» (щеки надуты, губы сомкнуты). При этом работают также челюсти и практически все мышцы лица.
«Ставим» звуки
Если после таких занятий ребенок не сможет выговаривать какие-то буквы, можно попробовать поставить каждый «западающий» звук с помощью специальных логопедических хитростей. Чаще всего это получается даже без помощи специалиста, в игровой форме.
Звук [с] может получиться, если попросить ребенка поиграть в тишину (произнести «т-ссссс», растягивая «сссс»).
Звук [з] получается аналогично, только нужно добавить голос.
Чтобы произнести [ц], можно изобразить «тревожную тишину» — «тс-тс-тс».
[ш] получится, если во время произношения малышом звука [с] приподнять его язычок с помощью ложечки вверх, к нёбу.
[ж] выходит аналогично, только от звука [з].
Звук [ч] можно услышать, если ребенок будет произносить «ть-ть-ть», а взрослые в это время сдавят пальцами его щечки.
А вот упрямый [р] часто требует помощи логопеда. Но это не страшно: специалист может довольно быстро помочь ребенку (иногда хватает 2-3 занятий).
Для закрепления в речи малыша выученных звуков прекрасно подходят скороговорки и чистоговорки, стихотворения с акцентом на какой-то звук, карточки с изображениями предметов на нужную букву.
Если же малыш, даже несмотря на систематические домашние занятия, не может осилить какой-то звук, следует посетить логопеда. Не исключено, что проблема кроется в каких-либо физиологических особенностях ребенка (неправильный прикус, короткий язык или подъязычная уздечка, дефекты нёба, сильный тонус мышц или другие проблемы). Возможно, малышу нужны индивидуальный подход, курс специального логопедического массажа, лечение у невролога или даже хирургическая коррекция. Но пускать ситуацию на самотек нельзя: пока не будут приняты все необходимые меры, ребенок просто не сможет произносить правильно те или иные звуки.
Начиная логопедическое занятие со своим ребенком, уберите все отвлекающие предметы из зоны обзора, выключите компьютер и телевизор. Разложите рисунки или карточки, которые вам понадобятся для работы (игры!), обязательно возьмите зеркало: так ребенок будет видеть и ваши действия, и свои.
Итак, сами по себе звуки не «посетят» речь малыша. Заниматься развитием артикуляции, словарного запаса, мелкой моторики нужно постоянно. Тогда результаты не заставят себя ждать. Ну а если обнаружатся какие-либо проблемы, своевременное их решение обеспечит ребенку нужный речевой прогресс. Ведь, как было сказано вначале, речь – основное средство коммуникации в нашем обществе.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев