Стефан Цвейг (28 ноября 1881, Вена — 23 февраля 1942, Петрополис, Бразилия) — австрийский писатель, эссеист, драматург, переводчик, баловень судьбы, чья жизнь окончилась трагически. Его мир был утрачен, силы - истощены.
«Вы знаете, какую усталость от жизни испытывал я с тех пор, как потерял свою родину, – писал он издателю. – Мир моего родного языка перестал существовать, а родная Европа уничтожила себя». (С. Цвейг)
Немного об авторе
Писатель родился 28 ноября 1881 года в Вене, в семье богатого фабриканта и наследницы состоятельной банкирской семьи. Старший брат унаследовал дело отца, а Стефану было предоставлено право учиться в университете и строить жизнь по своему желанию.
Еще будучи студентом, он увлекся поэзией, начал писать стихи и в двадцать лет на собственные средства издал дебютный сборник «Серебряные струны». Книга неожиданно понравилась не только простым ценителям поэзии, но и критикам.
Макс Редер и Рихард Штраус написали музыку к нескольким стихотворениям из «Серебряных струн».
Время, в котором вырос писатель, до Первой мировой войны, он назвал "Золотым веком безопасности".
Штраус, незадолго до начала Второй мировой войны, предложил Цвейгу вместе написать оперу. В 1933-м работа над постановкой «Молчаливой женщины» была закончена. Но приход к власти нацистов перечеркнул будущее спектакля. Не могло быть и речи, чтобы автором либретто выступал еврей. Цвейг, чтобы труды не пропали даром, даже посоветовал Штраусу убрать его имя из программки, но музыкант наотрез отказался. Тем не менее премьера все-таки состоялась, Адольф Гитлер лично допустил спектакль к показу . Но позже было принято решение о снятии постановки.
В библиографии Цвейга почти нет крупных произведений. Австриец отдавал предпочтение новеллам и биографиям.
Цвейга считали баловнем судьбы и «психологом страстей».
Автор многих новелл, пьес, стихов Цвейг полюбил русскую литературу ещё в гимназические годы, а затем внимательно читал русских классиков в период учёбы Венском и Берлинском университетах.
До войны Цвейг был самым успешным немецким автором. Его книги издавались во всем мире, в литературной среде он считался мультимиллионером.
Стефан Цвейг был любимым автором Ромена Роллана, другом Рихарда Штрауса и Райнера Рильке.
В конце 1920-х годах в Советском Союзе было выпущено собрание сочинений С. Цвейга в 12 томах. Автором предисловия был Максим Горький.
Во время Первой мировой войны Цвейг был служащим Министерства обороны, имел доступ к документам. И постепенно превратился в пацифиста, сочинял статьи, пьесы, новеллы антивоенной направленности. Писатель верил, что первая мировая война лишь недоразумение, что она останется последней войной в мире. И ошибочно полагал, что вместе с немецкими писателями-антифашистами он сумеет предотвратить новое мировое побоище.
В сорок лет у него появляется иррациональный страх - страх старения и немощи. А в 50 он признается: «Я не боюсь ничего — провала, забвения, утраты денег, даже смерти. Но я боюсь болезней, старости и зависимости».
Писатель, несмотря на свою национальность, не спешил высказываться против нацистского режима. Но и не выступал за него, предпочитая оставаться в стороне. Ему, ярому пацифисту, претили даже упоминания о войне и насилии.
Последние годы жизни писателя превратились в годы скитаний. В Австрию пришли фашисты и он, будучи евреем, не мог оставаться в стране. В 1935 году писатель переезжает в Лондон, но не чувствует себя защищенным. В 1940 году покидает континент и оказывается в Латинской Америке, в бразильском городе Петрополис (пригород Рио-де-Жанейро).
Находясь в другой части света, не имея возможности общаться с друзьями, он испытывал острое чувство одиночества. Видимо, это и привело к непоправимому — 23 февраля 1942 года Цвейг и его жена приняли смертельную дозу снотворного.
Стефан Цвейг отослал рукопись своей последней книги, напечатанную его женой Шарлоттой, своему издателю ровно за один день до того, как супруги покончили с собой в феврале 1942 года.Эту книгу "Мир вчерашнего дня. Воспоминания европейца" Цвейг писал восемь лет.
В посланиях близким людям он извинялся за свой уход и выражал уверенность, что лучшие времена обязательно настанут – просто сам он слишком устал и больше не имеет сил их ждать: «После шестидесяти требуются особые силы, чтобы начинать жизнь заново. Мои же силы истощены годами скитаний вдали от родины. К тому же я думаю, что лучше сейчас, с поднятой головой, поставить точку в существовании, главной радостью которого была интеллектуальная работа, а высшей ценностью — личная свобода. Я приветствую всех своих друзей. Пусть они увидят зарю после долгой ночи! А я слишком нетерпелив и ухожу раньше их», — таковы были последние слова, с которыми Стефан Цвейг обратился к миру.
Дом в Петрополисе, где жил Цвейг, превратили в музей.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев