«За центральным столом начинают подписывать документ. Подписывают Жуков, Теддер, Спаатс, последним Делатр де Тассиньи. Пока они подписывают документ, лицо Кейтеля становится страшным. В ожидании секунды, когда придёт очередь подписывать ему, он сидит прямо и неподвижно. Высокий офицер, стоящий за его креслом по стойке смирно, плачет, не двигая при этом ни одним мускулом лица.
В это мгновение Жуков встаёт и говорит:
– Германской делегации предлагается подписать акт безоговорочной капитуляции.
Переводчик переводит это по-немецки, и Кейтель где-то уже в середине перевода, поняв смысл его слов, делает короткое движение руками по столу, к себе, выражая этим согласие на то, чтоб им дали сюда, на этот стол, акт для подписания. Но Жуков, продолжая стоять, коротким движением протягивает в сторону немцев руку и, поведя ею от них по направлению к столу, за которым сидят союзники, говорит жёстко:
– Пусть подойдут подписать сюда.
Первым встаёт Кейтель. Он подходит к узкому концу стола, садится в стоящее там пустое кресло и подписывает несколько экземпляров акта. Вслед за ним идут подписывать Штумпф и Фридебург...
Жуков встаёт и говорит:
– Германская делегация может покинуть зал.
Немцы встают. Кейтель делает жезлом такое же движение, которое сделал, когда вошёл, поворачивается и выходит. Остальные выходят следом за ним. Двери закрываются.
И вдруг всё накопившееся в зале напряжение исчезает. Исчезает так, словно все надолго задержали воздух в груди и разом выпустили его. Капитуляция подписана. Война кончилась».
Из воспоминаний писателя, военного корреспондента, полковника РККА Константина Симонова
#МБУАМЦБС #библиотекиасино #абонементБЭЦ #вехипобеды#великаяотечественнаявойна #писателиовойне #книжныецитаты
Нет комментариев