«Тайные радости» великого композитора. Почему женщины, любившие Чайковского, были несчастны.
Наденька Фроловская, дочь помещика Смоленской губернии, была выдана замуж совсем юной - в 1848 году ей было неполных семнадцать лет, и она была на десять лет моложе своего супруга. Карл Фёдорович фон Мекк давно подыскивал себе жену - окончив Петербургский институт путей сообщения и теперь будучи на государственной службе (его высокий профессионализм отмечал сам Сергей Витте), он нуждался в простом человеческом счастье и хотел иметь большую семью. Большая семья, действительно получилась: Надежда Филаретовна родила супругу восемнадцать детей, из которых одиннадцать благополучно дожили до совершеннолетия. Это были шесть дочерей и пять сыновей, появившиеся на свет в период с 1848 по 1872 год. Сам Карл Фёдорович в какой-то момент решил оставить государственную службу, чтобы, говоря современным языком, заняться бизнесом. А через несколько лет, работая на строительстве железнодорожной линии Москва — Коломна — Рязань, он уже заработал первые серьёзные деньги, став настоящим миллионером.
К сожалению, ни финансовое благополучие, ни большая разросшаяся семья отнюдь не гарантировали супругам фон Мекк семейного счастья. Надежда Филаретовна была женщиной замкнутой и, по сути, несчастной. Дети её совершенно не понимали, муж работал практически круглосуточно, и ему и в голову не приходило, что жена нуждалась в его участии. Безумно уставшая от нескончаемой череды беременностей и родов женщина, полностью посвятившая себя детям, спустя почти тридцать лет брака поняла, что так и не смогла полюбить мужа. «Я смотрю на своё замужество как на неизбежное зло, которого нельзя было избежать», - писала в одном из своих писем Надежда фон Мекк.
«Неизбежное зло» закончилось 26 января 1876 года, когда Карл Фёдорович скоропостижно скончался от тяжёлого сердечного приступа...
Таким образом, в неполные 45 лет Надежда Филаретовна осталась вдовой с четырьмя более или менее удачно пристроенными детьми и семью остальными, оставшимися на её попечении. Но зато с огромным капиталом, акциями, земельными угодьями и многочисленными домами в России и в красивейших городах Европы. Другими словами, у неё было всё, что нужно для полного счастья, вот только самого счастья не было.
⠀
К тому моменту 36-летний Пётр Ильич Чайковский был профессором Московской консерватории, автором двух опер, балета и трёх симфоний. Его охотно принимали в лучших домах России, его любили, им восхищались, но в материальном плане жил он весьма трудно. До той поры, пока в конце 1876 года он не получил письмо от некоей незнакомки, которая извещала талантливого композитора о том, что намерена ежегодно посылать ему по 6000 рублей, чтобы он не отвлекался на побочные заработки и мог спокойно творить, не заботясь о хлебе насущном. И это была огромная по тем временам сумма! Когда Чайковский прочитал это письмо, то долго не решался написать ответ, хотя медлить с ним означало потерять прекрасную возможность целиком посвятить себя музыке.
⠀
Этой странной незнакомкой оказалась Надежда Филаретовна фон Мекк. Её отец, Филарет Фроловский, был человеком, близким к музыкальным кругам, и неплохо играл на скрипке, — именно он начал с детства прививать дочери любовь к серьёзной музыке. В доме фон Мекк учителем детей служил юный Клод Дебюсси, а музыку Чайковского Надежда Филаретовна ставила на одну ступень с классическими произведениями давно признанных авторитетов. Однажды через скрипача Иосифа Котека, ученика и близкого друга Петра Чайковского, она узнала о материальных затруднениях композитора и решила ему помогать - каждый год посылать те самые 6000 рублей. В письме она заверила Чайковского в том, что «он может рассчитывать на неё в любой ситуации», а он в ответном письме уверил её в том, что будет «вести спокойную жизнь, и это, наверное, хорошо отзовётся на его музыкальной деятельности».
В самом деле, для Надежды Филаретовны с её недвижимостью и миллионами 6000 рублей — это был сущий пустяк, а вот Пётр Ильич, и не подумавший отказываться от предложенной помощи, смог позволить себе оставить профессуру в Московской консерватории, чтобы сосредоточиться исключительно на творчестве. Более того, благодаря этим деньгам он смог путешествовать по Европе, ведя там вполне преуспевающий образ жизни.
⠀
С тех пор Надежда Филаретовна и Пётр Ильич начали переписываться - их переписка продлится 13 лет, и за все эти годы они увидятся только однажды - случайно, буквально на несколько секунд. Что интересно, практически все их письма сохранились и были позже опубликованы. С её стороны это были очень искренние и нежные письма, в то время как Чайковский в своих словах был более сдержанным. В одном из писем Надежда Филаретовна выразила готовность помогать не только Петру Ильичу, но и его брату Модесту. И надо сказать, что Чайковский охотно принимал помощь от любившей его (а это с некоторых пор стало очевидно) женщины. Благодаря ей, например, он впервые побывал в Париже и Ницце и восторженно описывал свои впечатления в письмах. Да, со временем Надежда Филаретовна действительно искренне полюбила своего подопечного, а вот он не мог ответить ей взаимностью...
⠀
Пётр Чайковский был родом из простой семьи и рос очень нежным и чувствительным ребёнком, болезненность которого особенно обострилась после смерти любимой матери. Впрочем, болезненность — это мягко сказано. Он часто находился на грани настоящего сумасшествия. Вечно издёрганный, легковозбудимый, полный комплексов, он то сгорал в огне творчества, то впадал в состояние глубочайшей депрессии. По ночам его мучили видения, днём с ним нередко случались истерические припадки, которые мог вызвать даже такой пустяк, как грохот проехавшего мимо экипажа. Заснуть ему мешало всё — даже мерное тиканье настенных часов.
От всех этих ужасов его спасала только музыка, а ещё, как это часто бывает, — алкоголь. Он сам признавался: «Я не чувствую себя спокойным, пока слегка не выпью […] Я уже так привык к этому тайному пьянству, что испытываю что-то вроде радости от одного взгляда на бутылку, которая у меня всегда под рукой. Считается, что пьянство вредно, с чем я охотно готов согласиться. Но человек, измученный нервами, просто не может жить без алкогольного яда...»
⠀
Но была в жизни Чайковского и ещё одна «тайная радость», напрямую связанная с состоянием его психики. Без этого он тоже не мог жить, но считал это самым страшным своим грехом. В самом деле, Чайковский душераздирающе стыдился своих гомосексуальных наклонностей, начавших проявляться с детских лет. В христианской традиции гомосексуализм всегда однозначно порицался, и мучимый страхами и страстями, Чайковский казнил себя: «Какое я всё-таки чудовище! Боже, прости мне мои греховные чувства!»
⠀
Но ладно сам Чайковский. А ведь было ещё его ближайшее и не совсем окружение, которое не только осуждало и всячески порицало всё нетрадиционное, но больно ранило тонкую натуру композитора своими бесконечными сплетнями. Поэтому Чайковскому во что бы то ни стало нужно было заткнуть рот сплетникам (чтобы «зажать рты разной презренной твари, мнением которой я вовсе не дорожу, но которая может причинить огорчения людям мне близким», как писал композитор), а для этого следовало сделать совсем немного — жениться.
⠀
Известно, что Чайковский предлагал руку певице Дезире Арто, которая была ученицей Полины Виардо и во многом природно была с ней схожа: такая же талантливая, такая же умная и такая же некрасивая, однако она была большой актрисой с изумительным голосом. Она была примадонной итальянской оперы, в тот год приехавшей в Москву. Как пишет Н.Берберова в своей книге «Чайковский», «Дезире была некрасива: полна, красна телом и лицом, запудрена, завешана драгоценностями; она была блестяще остроумна, находчива и самоуверенна в разговоре. Приём, оказанный ей Россией, поразил её, у шлейфа её белого платья оказались московские купцы и музыканты. Но она была суховата в обращении с поклонниками».
Когда дело уже шло к свадьбе с этой «великолепной особой», как называл её Чайковский, кто-то из «доброжелателей» предупредил невесту о не совсем стандартной ориентации композитора, и она ему отказала. Говорили, что Чайковский впал в такое отчаяние, что хотел покончить счёты с жизнью.
⠀
Потом было ещё одно неудачное сватовство — к Марии Владимировне Бегичевой. Летом 1876 года Чайковский вновь был полон решимости переделать себя путём женитьбы. «Я должен это сделать, и не только для себя. Но и для тебя… Для тебя в особенности», — признавался он брату Модесту. А в конце года он вдруг получил то самое первое письмо от Надежды Филаретовны фон Мекк и передумал жениться. Избавившись с помощью неожиданно появившейся в его жизни миллионерши от материальных проблем, Чайковский почувствовал себя на творческом взлёте: он создал симфоническую поэму «Франческа да Римини» и начал работу над Четвёртой симфонией…
⠀
А в мае 1877 года композитор вдруг получил любовное письмо от совершенно незнакомой ему особы. Автором письма оказалась некая Антонина Ивановна Милюкова, и оно было написано «так искренно, так тепло», что он решился на него ответить.
⠀
Второе письмо от неё пришло через несколько дней, и, прочтя его, Чайковский пошёл спросить Лангера, преподавателя консерватории, не помнит ли он такую (Антонина Ивановна написала, что она тоже музыкант и училась у Лангера). Лангер долго перебирал в памяти своих бывших учениц, а потом коротко ответил:
— Вспомнил. Дура.
⠀
А тем временем Антонина Ивановна продолжала писать Чайковскому: «Хоть я и не вижу Вас, но утешаю себя мыслью, что Вы в одном со мной городе. Но где бы я ни была, я не буду в состоянии ни забыть, ни разлюбить Вас. То, что мне понравилось в Вас, я более не найду ни в ком, да, одним словом, я не хочу смотреть ни на одного мужчину после Вас». Дело в том, что встретив Чайковского на одном из концертов в консерватории, Антонина Ивановна была очарована им, а потом три года любила его тайно и лишь после этого (в мае 1877 года), наконец, решилась открыться ему в своём чувстве.
«Могу Вас уверить в том, что я порядочная и честная девушка в полном смысле этого слова и не имею ничего, что бы я хотела от Вас скрыть. Первый поцелуй мой будет дан Вам и более никому в свете. Жить без Вас я не могу, а потому скоро, может быть, покончу с собой. Еще раз умоляю Вас, приходите ко мне… Целую и обнимаю Вас крепко, крепко». И таких писем было много.
⠀
И тут Чайковский подумал: жениться на ней? А почему бы и нет? Милюкова вполне подходила на роль доброй и верной жены. К тому же в одном из писем она упомянула о крупной сумме денег, которую может принести в бюджет будущей семьи. И далее события стали разворачиваться так стремительно, словно их специально подхлёстывала какая-то невидимая сила. И прежде всего, Чайковский посетил семью своего давнего друга В. Шиловского, весьма удачно женившегося на женщине одиннадцатью годами старше себя и получившего приличное состояние. К своему удивлению, композитор обнаружил, что женитьба, оказывается, вовсе не страшна и нисколько не помешала его другу жить той же жизнью, которую он вёл раньше, испытывая природную склонность к своему же полу. Короче говоря, этот самый Шиловский в откровенной мужской беседе посоветовал Чайковскому сделать то же самое…
⠀
20 мая 1877 года Чайковский пришёл в гости к Антонине Ивановне, а 23 мая уже сделал ей официальное предложение, предупредив, что сможет подарить невесте лишь «любовь брата», и что они будут жить, как брат и сестра. Невеста с восторгом бросилась к нему на шею, даже не подозревая, в какой омут она ныряет...
⠀
Венчание состоялась 6 июля 1877 года в церкви Святого Георгия на Малой Никитской. Невесте было 28, жениху - 37 лет. Свидетелями со стороны Чайковского были его брат Анатолий и близкий друг Иосиф Котек. Как говорят, уже в церкви произошёл неприятный инцидент: когда нужно было поцеловать невесту, Чайковскому стало дурно, и он с трудом удержался, чтобы грубо не оттолкнуть ту, которая должна была через минуту стать его женой.
Надежде Филаретовне Чайковский потом написал:
«Я сказал ей всё откровенно, что не люблю её, но буду ей, во всяком случае, преданным и благодарным другом. Я подробно описал ей свой характер, свою раздражительность, неровность темперамента, своё нелюдимство, и наконец, свои обстоятельства».
⠀
Всё это самым беспощадным образом сломало жизнь Антонины Ивановны. Конечно, сначала Пётр Ильич старался держаться. Своему брату он даже написал: «Не понимаю, каким образом это случилось! Как бы то ни было, но с этого момента внезапно всё вокруг просветлело, и я почувствовал, что какая бы ни была моя жена, она моя жена, и что в этом есть что-то совершенно нормальное, как и следует быть… Жена моя нисколько мне не противна…»
Однако уже после 13 июля, то есть через неделю, он сделал жуткое признание: «Жена моя в физическом отношении сделалась, безусловно, мне противна. Она мне ненавистна, ненавистна до умопомешательства... Это омерзительное творение природы».
⠀
После свадьбы молодые поехали погостить под Клин, где жила мать Антонины Ивановны. И пробыли здесь неделю. «В мещанском домике им была предоставлена всего одна комната, и в ней — огромная, пуховиком крытая, постель с шестью подушками […] Антонина Ивановна несколько раз выходила к утреннему кофе с заплаканными глазами. [...] Один раз, вечером, с Чайковским сделались какие-то конвульсии: он сидел в кресле перед окном, и Антонина Ивановна неожиданно вспорхнула к нему на колени. Он успел только сказать, отстранившись: я предупреждал вас, я поступил вполне честно… Но она, изогнувшись, как кошечка (что, впрочем, шло к её миловидной внешности), осыпала лицо его жаркими поцелуями. Он с силой отбросил её от себя, и его свела долгая судорога, после чего мокрое от слёз лицо он закрыл руками и просидел так с час, пока Антонина Ивановна, с внезапным бешенством, рвала на мелкие кусочки платочек, вуаль, какое-то кружево, всё, что попадалось под руку. Ей было 28 лет, она знала из романов и от замужних подруг, что такое брачная ночь, которой до сих пор у неё не было. Ей казалось, что человек, который называется её мужем, робок и целомудрен, — и только. Себя она считала женщиной со скрытым вакхическим темпераментом. Впрочем, рассуждать она не была обучена и про себя думала, что главного добилась: она была замужем, она была женой Чайковского» (из книги Н.Берберовой «Чайковский»).
⠀
Однако долгого брака из этой затеи не получилось: Чайковский, не долго думая, просто сбежал от жены, что повергло Антонину Ивановну в состояние, близкое к помешательству. Убитая горем, она вернулась в Москву, откуда написала письмо брату Чайковского, Модесту Ильичу: «За всю мою любовь и преданность Петя мне отплатил тем, что сделал меня своею ширмою пред всею Москвою, да и Петербургом. Где же эта доброта его, про которую так много говорили? Такой страшный эгоизм не может соединиться с добротою». Поначалу Антонина делала из себя жертву, пытаясь всеми силами вернуть мужа, а когда поняла, что он к ней больше не вернётся, решила мстить. Она знала, что у неё против него есть одно убийственное оружие и что этим оружием пора воспользоваться.
⠀
Поначалу она написала Петру Ильичу, что, если он не вышлет ей нужную сумму денег, то она расскажет отцу его и сестре всю правду о нём. Не дождавшись никакого ответа, она так и сделала: написала Илье Петровичу (правда, письмо перехватили) и открылась во всём Александре Давыдовой (сестре композитора): в письмах Антонина Ивановна называла его обманщиком, женившимся на ней только для того, чтобы замаскироваться, и что она ужасается его порокам, за которые ссылают в Сибирь… А ещё она грозила ославить Чайковского на всю Россию.
⠀
И близкие друзья Чайковского начали борьбу против Антонины Ивановны, добиваясь от неё развода. Да и сам композитор делал, что мог: однажды он даже признался жене в супружеской неверности, которой никогда не было, только для того, чтобы подвигнуть её к разводу. Ничего не помогало. В итоге они так и не развелись — до Февральской революции развестись в России было не так просто. Требовалось согласие Священного Синода, и Чайковский обращался в Синод, но безрезультатно. Таким образом, Антонина Ивановна до конца жизни сохранила такое почётное и такое горькое звание жены великого композитора.