Иконография Богоматери Споручницы грешных восходит к гравюре, изданной в Киево-Печерской лавре в 1694 году. Младенец на ней представлен держащим обеими руками правую ладонь Богоматери. На фоне помещены вирши: «Аз споручница грешных ко моему Сыну. Сей дал мне за них руце слышати мя выну. Да тии иже радость выну мне приносят. Радоватися вечне через меня просят».
БОГОМАТЕРЬ СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ Первая половина XVIII века. Москва Дерево, темпера; 34,5 × 30,5 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева
Эта икона относится к самым ранним изображениям Богоматери Споручницы грешных и точно воспроизводит гравюру 1694 года. В одном из них ее сопровождает надпись "Радуйся, Одре Царя Великого", которая присутствует и в этом произведении на верхнем поле. Композиция иконы сложная - Богоматерь с Младенцем находятся в ее центре, являя собой Солнце, от которого исходят лучи. В них в двенадцати малых кругах изображены ветхозаветные прообразовательные символы Богоматери, а в углах находятся символы четырех евангелистов. Вокруг центрального изображения идет стихотворная надпись, давшая название этой иконографии. Позднее символы на таких иконах уже не изображались, но стихотворная надпись, окружающая Богоматерь с Младенцем, сохранялась.
Иконы, повторяющие композицию гравюры, были популярны в украинских и южнорусских землях. Прославление образа, получившего название по первым словам виршей на нем, произошло лишь около середины XIX века. В 1843 году в Николаевском Одрине монастыре в Орловской губернии от подобной иконы стали происходить многочисленные исцеления. В 1846 году представитель монастыря приехал в Москву, чтобы заказать для образа драгоценный оклад. Он остановился в доме подполковника Дмитрия Бонческула, который поместил список с чудотворного образа в своем домашнем иконостасе. Этот список вскоре также начал совершать исцеления и мироточить, в связи с чем в 1848 году его передали в московский храм Николая Чудотворца в Хамовниках.
Почитание образа вскоре распространилось широко за пределами Москвы. Списки с иконы выполняли и мастера иконописных сел Владимирской губернии.
БОГОМАТЕРЬ СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ Середина – вторая половина XIX века. Иконописные села Владимирской губернии (?) Оклад: Центральная Россия Дерево, темпера; металл, чеканка, стекла; 31 x 26,5 см Собрание Музея имени Андрея Рублёва
К их работам, очевидно, и относится икона из музейного собрания, на нижнем поле которой написан текст тропаря 4-го гласа Молебного канона Пресвятой Богородице. На окладе, вероятно исполненном одновременно с иконой, этот текст приведен внизу на прямоугольной дробнице.
БОГОМАТЕРЬ СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ Вторая половина XIX века. Ростов (?) Эмаль на медной основе. 5,3 х 4,4 см Собрание Музея имени Андрея Рублёва
Миниатюрная эмалевая икона из музейного собрания, исполненная во второй половине XIX века как список с московского образа, была предметом личного благочестия и предназначалась для постоянного ношения владельцем при себе.
В Евангелии от Иоанна повествуется о том, что сестры заболевшего Лазаря Марфа и Мария обратились к Христу с просьбой прийти и исцелить их брата. Когда Иисус с учениками пришел к ним, Лазарь был уже мертв и четыре дня, как похоронен. Иисус велел убрать камень, закрывавший вход в погребальную пещеру, и приказал Лазарю выйти. Ко всеобщему удивлению погребенный ожил и вышел из могилы. После этого он присутствовал вместе с Иисусом на трапезе в Вифании. Считается, что в дальнейшем Лазарь стал епископом Китии (ныне Ларнака, Кипр). При императоре Льве VI в 901/902 году на месте древнего храма там была обнаружена гробница с надписью: «Лазарь четырехдневный и друг Христов». Изображ
Сотворение мира и образ Спасителя в иконе «Шестоднев»
Название иконы «Шестоднев» восходит к традиционному обозначению библейского сказания о первых шести днях творения и с существующей в православной богослужебной практике соответствия каждому дню недели определенного праздника или дня памяти святых. Подобные композиции, где соединяются сюжеты библейского Сотворения мира и седмичного Шестоднева, возникают с конца XVIII в. О содержании иконы «Шестоднев» на онлайн-экскурсии с выставки, проходящей в Музее имени Андрея Рублева до 2 июня, рассказывает научный сотрудник А.Е. Тарлыкова.
27 апреля в 14:30 - лекция «Иконография Страстной седмицы»
Страстная неделя – завершающий этап подготовки к празднованию Воскресения Христова. Во время этой предпасхальной недели особенным образом вспоминаются последние дни земной жизни. Они наполнены надеждой, скорбью и болью предательства Иуды в Великую среду, таинственным совершением первой Литургии – Тайной вечерей в Великий четверг, Распятием в Великую пятницу, тишиной Великой субботы. Все эти события нашли отражение в памятниках иконографии Византии и Древней Руси, составив законченный цикл повествования о последних днях земной жизни Спасителя. Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени Андрея Ру
Священномученик Антипа (I век) упоминается в Апокалипсисе как верный свидетель Христа (Откр 2, 13). Согласно его житию, проповедовавшего христианство Антипу языческие жрецы обвинили в том, что из-за него боги оставили Пергам. Правитель города потребовал, чтобы Антипа отрекся от своей веры, но безуспешно, после чего святого бросили в раскаленного медного быка, где тот скончался с молитвой на устах. В V веке над могилой священномученика возвели храм. Согласно источникам XI-XII столетий, при императоре Феодосии Великом (IV век) в Константинополь был перенесен медный бык, послуживший орудием казни святого. С IX века там существовал посвященный Антипе Пергамскому
XIV столетие было трудной эпохой в истории Руси. Шла постоянная борьба русских княжеств за выживание, и потому светлые образы христианского искусства имели огромное образовательное и просветительное значение. В последней трети XIV века Феофан Грек создает в Новгороде и в Москве замечательные произведения, которые в Новое время получили мировую известность. Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени Андрея Рублева, декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков.
Праздник Похвалы Богоматери был установлен в 625 году в память спасения Константинополя от аваров и отмечается в субботу пятой недели Великого поста. На службе в этот день поется Акафист Богородице и Благодарственный канон Иосифа Песнописца. В основе иконографии лежит текст канона «Свыше пророцы тя предвозвестиша», в котором перечисляются ветхозаветные прообразы Богородицы. Смысл изображенного – прославление Богоматери, послужившей таинству предсказанного ветхозаветными пророками Боговоплощения. На иконах праздника изображается Богоматерь с Младенцем в окружении пророков со свитками с текстами пророчеств и прообразовательными символами в руках. На Руси эта иконография изве
18 апреля - международный день памятников и исторических мест.
Музей имени Андрея Рублева, единственный государственный музей древнерусского искусства, - это и архитектурный ансамбль Андроникова монастыря XV-XIX веков. Выдающийся памятник является уникальным местом в ландшафте Москвы. Музей внесен в список особо ценных объектов культурного наследия России.
Экспонат недели из собрания Музея имени Андрея Рублева
ПРАЗДНИКИ НА КРЮКОВЫХ НОТАХ Последняя треть XIX века Бумага, чернила, киноварь, краски. Полуустав 156 л. 2° (33,9 × 21,7 см) Заставка-рамка, заставки, большие инициалы, украшение на поле – орнамент гуслицкого стиля. Переплет последней трети XIX века. Доски в коже с золотым и слепым тиснением, 2 застежки; обрез тонирован КП 6287
Преподобный Иосиф Песнописец († ок. 886) родился на Сицилии, затем вместе с семьей бежал в Грецию от арабского нашествия, где в Солуни принял монашеский постриг. Им был основан монастырь святого Варфоломея в Константинополе, а в конце жизни святой стал хранителем священных сосудов в Софийском соборе. Прославился как автор многочисленных гимнографических текстов, особенно канонов. В один день с ним отмечается память второго изображенного на иконе святого — преподобного Георгия Малеина (V-VI века). Он вел отшельническую жизнь в юго-восточной оконечности полуосторова Пелопонесс – Малее. Георгий, вероятно, было не именем, а прозвищем, означающим «земледелец» и указыв
Название иконы восходит к тексту Благодарного канона преподобного Иосифа Песнописца (IX век), в котором Неувядаемый Цвет - один из эпитетов Богородицы, отсылающий к ветхозаветным прообразам - Древу Иесееву и процветшему Жезлу Аарона. Празднование иконе совершается накануне и в день памяти преподобного Иосифа. Впервые это название встречается в составе изобразительного свода Богородичных икон в 1722 году. В нем было два разных образа Богоматери с близкими названиями — Неувядаемый Цвет и Благоуханный Цвет. Вскоре первое из них стало единым для всего разнообразия композиционных типов изображения Богоматери с Младенцем, где Мария или Христос держит в руках цветы.
Ико
В Житии преподобной Марии Египетской, составленном святителем Софронием Иерусалимским говорится о жившей в Александрии блуднице, которая однажды присоединилась к паломникам, идущим в Иерусалим, и попыталась войти в храм Гроба Господня, но невидимая сила не пустила ее туда. Тогда, испытав глубокое раскаяние, она стала молиться перед иконой Богородицы, висевшей в притворе храма и получила прощение. Также Мария в этот момент получила предсказание, что обретет блаженный покой, если перейдет через Иордан. После 47 лет, проведенных в Иорданской пустыне в одиночестве, она встретила преподобного Зосиму. Она поведала ему историю своей жизни, поразив знанием Священного Пис
Святитель Иона († 1461) был выходцем из Солигалических земель, принял постриг в московском Симонове монастыре. После 1410 года стал епископом Рязанским и Муромским и в этом качестве ездил в 1430 году к великому князю Литовскому Витовту. Около 1432 года Иона стал исполнять функции митрополита Киевского и всея Руси, однако не получил официального утверждения Константинопольским патриархом. После того, как поставленный на митрополичью кафедру Исидор поддержал Флорентийскую унию, русские князья и клир приняли в 1448 году соборное решение провозгласить Иону митрополитом Киевским и всея Руси без одобрения Константинопольского патриарха. Митрополит Иона оказывал значительное влияние
– синайский подвижник, автор «Лествицы духовной», самого авторитетного и известного аскетического сочинения, служащего руководством православному монашеству. В возрасте 16 лет святой пришел в Синайский в монастырь, основанный на месте явления пророку Моисею Неопалимой Купины. Был в послушании у преподобного Мартирия Синайского, после смерти которого удалился в близлежащую долину Фола, где 40 лет прожил в пещере в полном одиночестве. По возвращении в монастырь в возрасте 75 лет он стал его игуменом и написал по просьбе настоятеля соседнего Раифского монастыря «Лествицу», над которой размышлял в годы отшельничества. Это сочинение состоит из 30 глав, п
Комментарии 11
Пресвятая Владычица наша, Богородица "Споручница грешных", спаси, прости, поручись за нас!
. Аминь