Печки-лавочки
/ Комитет национального наследия, 2024.
/ Арт-журнал «Пантеон», 2024.
/ Киностудия им. Горького, 1972.
В 2024 г. мы открываем новую рубрику: «Рубиновый век кино», посвящённую золотому фонду советского кинематографа.
Три ведущие киностудии Советского Союза — «Мосфильм», «Ленфильм» и «Киностудия Горького» — в последние годы стали расширять своё присутствие в Интернете и предоставлять доступ к своим киноархивам. Некоторые киноленты минувшего реставрируются, и их теперь можно смотреть уже в хорошем качестве.
Этим прославленным киностудиям исполнился век: «Киностудия Горького» образована в 1915 г., «Ленфильм» — в 1918 г., а «Мосфильму» 30 января 2024 г. исполнилось ровно 100 лет.
====
«Печки-лавочки» / Киностудия им. Горького, 1972.
• Режиссёр: Василий Шукшин.
• Автор сценария: Василий Шукшин.
• Оператор: Анатолий Заболоцкий.
• Композитор: Павел Чекалов.
• В гл. ролях: Василий Шукшин, Лидия Федосеева-Шукшина.
• В ролях: Всеволод Санаев, Георгий Бурков, Зиновий Гердт, Иван Рыжов, Станислав Любшин, Любовь Соколова и др.
==
Из выступления Василия Шукшина (май 1974 г., Белозерск): "Мы с некоторым волнением предлагаем вашему вниманию нашу последнюю работу «Печки-лавочки». С волнением вполне понятным, потому что приехали к вам снимать новую картину. Это накладывает на нас дополнительную ответственность. По последней работе вы будете судить, что мы в состоянии сделать. Я потом расскажу о новом фильме, о чем он, почему в вашем городе. А сейчас два слова о том, что вы пришли посмотреть.
Фильм мы снимали год назад, вернее, сдали год назад. Он немного задержался с выходом, но тем не менее вышел на экраны, идёт по стране, идет, как нам кажется, неплoxo. Мы этому очень рады.
Хотелось бы, чтобы и вы сегодня его приняли хорошо. Но это от нас уже теперь не зависит, что сделано, – то сделано.
О чём фильм, я не буду рассказывать, вы это увидите. Я только хочу обратить ваше внимание на те обстоятельства, что стремились мы исследовать не сюжет фильма, не историю о том, как поехали Иван и Нюра на курорт, к югу, к морю теплому, а исследовали, если так можно сказать, внутренний сюжет, внутреннюю биографию. Меня в данном случае, как автора сценария и режиссёра-постановщика, заботило больше не то, как они ехали, не повествовательная часть этого дела, а то состояние души, в котором наш русский человек, крестьянин ныне пребывает и живёт. На мой взгляд, это душа хорошая, добрая, может быть, немножно недоверчивая, но это вполне объяснимо. Страна большая. Он не выезжал, положим, так часто на курорт. Собственно, это впервые. Ну и всё понятно, с каким он недоверием встречает новых людей.
И всё же, при всём при том, что в нём живо недоверие к новым людям, это человек большой доброты, доброты, что очень важно, очевидно, сегодня, в наше бурное время, в наше такое машинизированное время. Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножно добрее быть. Нам бы с нашим шумом и треском и большими скоростями не забыть, что мы люди, что мы должны быть... Мы один раз, уж так случилось, живём на земле. Ну так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее. Вот. А то, в общем говоря, – я субъективное мнение своё высказываю, – с машинами, со скоростями немножко про это дело забывается. Какие-то возникают новые проблемы, новые дела...
Дел всегда у человека будет много. Но вот как-то за всем за этим вдруг да выскочит невнимательность, вдруг да забудем что-то. Неосторожным словом можем, например, обидеть, оскорбить походя, и не заметить этого – всё вроде дела, дела... Словом, фильм больше вот про это. Лично я старался рассказывать про душу, что ли, а не про внешнюю биографию, внешние события. Они что? Они с нами происходят каждый день. А сами с собой мы остаёмся пореже. Но, тем не менее, надо, наверное, оставаться. Вот.
В фильме участвовали: героиня фильма – Лидия Николаевна Федосеева. Именитых мало – Санаев, народный артист. Затем мне нравится в этой картине работа, актёрская работа Буркова Георгия, который занят и в новом нашем фильме, приедет сюда скоро. В фильме много молодёжи, особенно театральной молодёжи, студенческой. Снимались «Печки-лавочки» на Алтае, это моя родина, снимались в Москве и снимались в Ялте. Ялту уж как-то киногруппы не минуют...
Теперь два слова скажу о новой работе. Сразу хочу ориентировать любопытных и тех, кто заинтересуется. Где можно прочитать? Это четвёртый номер журнала «Наш современник», который редактирует наш земляк Сергей Васильевич Викулов. Там напечатана вот эта киноповесть «Калина красная».
«Печки-лавочки» по жанру ближе к комедии, по крайней мере, юмор мы не старались выкинуть. Юмор облегчает отношения со зрителем. И вообще, смех – это доброе дело.
Сейчас у нас картина будет поближе к драме. Она – об уголовнике. Уголовник... Ну, какого плана уголовник? Не из любви к делу, а по какому-то так сказать, стечению обстоятельств житейских. Положим, сорок седьмые годы, послевоенные годы. Кто повзрослее, тот помнит эти голодные годы... Большие семьи. Я не знаю, как у вас это было. У нас, в Сибири, это было страшно. Люди расходились из деревень, попадали на большие дороги. И на больших дорогах ожидало всё этих людей, особенно молодых, несмышлённых, незрелые души.
И как это часто тоже бывает – зло более организовано на земле. И люди недобрые, к нашему стыду живущие, иногда случаются более внимательными. Они подбирают таких вот неопытных людей и обращают их в свою веру или приобщают к своему делу. В данном случае получилось так, что приобщили его к воровскому делу. А человечек хороший был. Душа у него была добрая. Но тем не менее ему наладили такую вот жизнь... И пошли, значит, тюрьмы, пошли колонии...
И вот ему yже, в общем, сорок лет, а просвета никакого в жизни нет. Но душа-то у него восстаёт против этого образа жизни. Он не склонен быть жёстким человеком. А ремесло его предполагает жесткость, жестокость даже. Отсюда противоречие в его жизни. И вот, собственно, на этом этапе мы и застаём нашего героя, когда он последний раз выходит из тюрьмы. И опять перед ним целый мир, делая жизнь. Но связи по-прежнему старые, старые дружки...
И вот на его пути случилась любовь. Ну как любовь? Любовь есть любовь, она случается со всяким. Но если человеку любовь несут добрые опять же люди, люди, которые поверили ему... То ему, естественно, хочется поближе быть к этим людям. Вот. Стало быть, одолевает в нём, в этом человеке то обстоятельство, что он не паразит и не сын паразита. Он сын трудовых людей. И в нём кипит, течёт кровь тружеников, не одного поколения тружеников. Это мучает его, а он ведет образ жизни паразитический. Попытка выйти из этого круга, из этого очерченного судьбой круга, из преступного мира и окончилась трагедией – его убили свои люди.
Я не хочу сказать, что это типичный выход из положения в данной ситуации. Но надо, очевидно, говорить уже об этом в полный голос. Мы не должны скрывать, что у нас в тюрьмах люди сидят, причём разговоров немало. Мы должны с этим разговором – не прятать его, – а выходить как раз к молодым людям же, к молодым. Гораздо, наверное, человечнее и благороднее предупредить, рассказать, как это кончается, чем до поры до времени скрывать и пускать, в общем-то, на волю случая.
Вот наша группа, образно выражаясь, с благотворения нашего руководства, и вышла на такой разговор. Когда не просто, так сказать, заблудилась овечка или, там, выломала витрину и в силу нелепых обстоятельств попала в тюрьму, вышла из тюрьмы и всё стало в порядке. Ничего не благополучно! Это страшно! Это судьбы ломаются. И об этом надо сказать в полный голос и со всей предельной правдой.
Потому что правда в данном случае спасёт от иносказаний или от каких-то инотолкований. Нужна забота о людях же, причём, забота в том смысле, что борьба за человека никогда не кончается. Не наступает никогда, не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут уже ничего не сделаешь. Сделать всегда можно. До самого последнего момента можно сделать. Всё равно как врачи относятся к больному, так, наверное, художники, и в целом всё творчество, к человеческой душе, к человеческой жизни обязано и должно относиться.
В «Калине красной» добро несут те же простые люди, крестьяне, жители деревень.
Почему мы будем снимать здесь, в Белозерске? Мы были у вас в городе года четыре назад, искали натуру для фильма «Степан Разин». Фильм не состоялся. Но городок ваш запал нам в душу – красивый, просторный, люди добрые, нет в нём такой нервности... И когда пришла пора снимать вот этот теперешний фильм, мы вспомнили Белозерск. И приехали сюда и убедились, что, наверное, здесь и надо снимать.
Но в городе событий у нас немного, больше в деревнях вокруг Белозерска. Вот Орлове, например, Садовая... Места ваши прекрасные, озёрные, русские. В них есть что-то грустное, задумчивое. Вот это нам и хотелось бы перенести в нашу новую работу, в новый фильм «Калина красная».
Видео: Киностудия им. Горького, 11.08.2020 https://www.youtube.com/watch?v=uFu7Fn_gWoE
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев