Рисунок выше - /Немецкий "философ", "родоначальник 1-го из основных направлений современной философии - феноменологии", основные сочинения: "Логические исследования" в 2-х томах; "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология"; "Первая философия". Эдмунд Гуссерль принадлежит к числу самых оригинальных философов ХХ в. Он умел, как никто другой, соединить несоединимое, "вплести" в свои рассуждения мнения разных философов, в том числе и тех, которые стояли на совершенно противоположных философских позициях. В глазах многочисленных учеников и почитателей Гуссерль предстает как мыслитель, сумевший преодолеть т.н. "негативизм", столетиями мешавший развитию "позитивной мысли". В заслугу Гуссерлю ставится, то, что он явился "основателем феноменологии" - учения, оказавшего огромное влияние на всю "философскую мысль" ХХ века, включая "экзистенциализм" и даже "философскую антропологию". Эдмунд Гуссерль родился 8 апреля 1859 года в небольшом моравском городке Проснитце. Изучал математику в Берлине, затем психологию в Вене, где был учеником знаменитого в то время австрийского психолога и философа Франца Брентано, чьё сочинение "Психология в эмпирической точке зрения" стало значительным событием в 70-е годы XIX в. В теориях Брентано уже содержались "зародыши феноменологических идей", но Гуссерль, прежде чем начал развивать их, некоторое время занимался "психологией". Своё первое сочинение он назвал "Философия арифметики", посвятив её объяснению "математических законов с помощью психологии". В дальнейшем философ считал свою первую творческую работу ложной по самой своей идее, совершив решительный поворот в сторону "антипсихологизма". "Духовными отцами" ученого стали Аристотель и ныне полузабытый чешский теолог и философ Б.Больцано, последний был автором нескольких довольно оригинальных работ, в частности 4-томного "Наукоучения" - цель Больцано состояла в обосновании "чистой логики", независимо от каких-либо данных и конкретного содержания сознания. Другим вдохновителем Гуссерля стал Аристотель. Представление об "органичном" характере философии полностью почерпнуты Гуссерлем из сочинений древнегреческого мыслителя. Правда, связь с ним была опосредованной, поскольку шла через "средневековую схоластику". Исходная точка в рассуждениях Гуссерля - "полный хаос в современной ему западноевропейской философии". Этот "хаос" проявился не только в огромном количестве "философских систем", "вавилонском столпотворении" теорий, течений, идей и направлений. Главное - в неустойчивости, невыразительности принципиальной постановки вопроса: что такое философия и каков ее предмет? Или же наоборот: есть слишком много определений, которые мало согласуются между собой. По убеждению Гуссерля:
- "История философии знает несколько периодов своей "научности" - сократовско-платоновский и декартовский, которые дали толчок великой философии XVII и XVIII веков, найдя своё завершение в критической мысли Канта. В эти периоды философия была наиболее отдалена от других наук и вплотную приближалась к созданию собственного предмета исследования. "Гегельянство" вызвало реакцию, благодаря которой возникла "натуралистическая философия", породившая "историцизм" и "философию мировоззрения". Всё это привело к созданию психологизма, ставшего основной чертой европейской культуры, поскольку он был тесно связан с теорией мышления".
"Натуралистический психологизм" / "психологический натурализм", согласно Гуссерлю, не выдерживает никакой критики. Но как преодолеть психологизм, не отрицая психологии как 1-й из вспомогательных наук "философии"? Именно эти размышления и привели Гуссерля к идее феноменологии, которая в буквальном смысле означает науку о феноменах, понимаемых им как возникающие в сознании смыслы предметов и событий. Это "строго научная философия" о феноменах сознания как о чистых "сущностях, образующих мир идеального бытия", о "самоочевидных логических принципах", дающих возможность очистить сознание от эмпирического содержания во всей его частной конкретике, что осуществляется с помощью многоступенчатого метода "феноменологической редукции", то есть сведения сложного к простому и единичному.
Собственно, термин "феноменология" в XIX веке имел различные значения. С тех пор, как его в начале ХХ века стал использовать Гуссерль, под ним стал подразумеваться и феноменологический метод создания философии, и любой описательный метод изучения данной темы. В своих трудах Гуссерль постоянно подчёркивал, что посвятил себя обоснованию человеческого знания, называя это "ахиллесовой точкой". Он утверждал, что:
- "Философ никогда не должен принимать всё как само собой разумеющееся и всегда должен быть готов к тому, чтобы отбросить то, что он делает, и начать все заново".
Он развил "чистую феноменологию" - процедуру, основанную на исследовании содержания собственного сознания субъекта. Его метод требовал исключения всех предположений о внешних причинах и результатах их содержания. Цель этого метода - прояснение существенной природы ментальных актов и, тем самым, истин, которые являются источниками человеческого знания. Критику "психологизма" Гуссерль повел, г.о., в первом томе своих "Логических исследований". В 1905 году он встретился с известным философом Вильгельмом Дильтеем, который вскоре объявил, что:
- "Это произведение является "новым, плодотворнейшим направлением в философии".
Такая высокая оценка вдохновила Гуссерля, и в дальнейшем появилось продолжение его фундаментального труда. В "Логических исследованиях" Гуссерль так определял цели и метод философии:
- "Её основной объект - это научное знание и познание. Её цель - построить науку о науке, т.е. "наукоучение". Решающая проблема теории познания – проблема объективности познания. Философу, недостаточно того, что мы ориентируемся в мире, что мы имеем законы как формулы, по которым можем предсказывать будущее течение вещей и восстанавливать прошедшее. Он стремился сделать ясными такие понятия, как "вещи", "события", "законы Природы" и т. п.
Если наука строит теории для систематического решения своих проблем, то философ задавал вопрос:
- "В чём сущность теории, что вообще делает возможным теорию?".
Отвечал:
- "Лишь философское исследование дополняет научные работы естествоиспытателя и математика и завершает чисто и подлинно теоретическое познание".
Довольно долгая творческая жизнь Гуссерля протекала в основном в университетских аудиториях и за письменным столом. Он был "профессором философии" в Геттингене и во Франкфурте, где преподавал до 1929 года, постоянно страдая от беспокойств и ограничений, связанных с еврейским происхождением. В 1-м из последних докладов в Вене 76-летний мыслитель выступил как "борец за возрождение Европы на основе духа философии и героизма разума". Умер Эдмунд Гуссерль во Франкфурте 17 апреля 1938 г. Гуссерль оказал влияние, по меньшей мере, на 2-х выдающихся "философов" ХХ века: Николая Гартмана - в том, что касается "онтологии",т.е. "системы всеобщих определений бытия"; и Мартина Хайдеггера - в решительном обращении к субъекту, к "существованию". Сам Гуссерль из "Логических рассуждений" никогда не выводил "экзистенциальных идей", в отличие от последователей и учеников, по-своему истолковавших идеи своего учителя/.
Начало ему было положено Эдмундом Гуссерлем (1859-1938 годы). Распространение и успех "феноменологии" объясняются в первую очередь тем, что она отвечала общему стремлению "субъективного идеализма" найти какой-то выход из неизбежного для него тупика "солипсизма". Задача состояла в том, чтобы, не покидая исходных позиций "субъективного идеализма", в то же время внести в них известный момент "объективизма". Суть учения Гуссерля можно свести к 3-м главным идеям:
1). Философия не имеет никакого отношения ни к окружающему нас миру, ни к изучающим его наукам; её предмет - это исключительно лишь явления / феномены сознания, рассматриваемые как единственно и непосредственно данное.
2). Эти феномены понимаются не как психические явления, а как некие абсолютные сущности, имеющие всеобщее значение, независимые от индивидуального сознания, но в то же время находящиеся только в нём и не обладающие существованием вне его.
3). Указанные сущности не познаются путем абстрагирующей деятельности рассудка, а непосредственно переживаются и затем описываются т.к. они созерцаются в акте интуиции.
В своих ранних работах Гуссерль особенно подчеркивал логический аспект своего учения, что было связано не только с известной близостью "феноменологии" к "неокантианству", но н с возросшей ролью логических проблем в результате чрезвычайно быстрого развития новых отраслей математики, потребовавших своего логического обоснования. "Иррационалистическая тенденция, характерная для буржуазной философии" XX века и столь отчётливо выраженная в "философии жизни", встретилась с противодействующим движением, идущим из сферы "математики, логическая структура которой была неуязвима для коррозии иррационализма". В этих условиях возникли попытки "примирить иррационализм с логикой, облечь иррациональное содержание в логические формы". Гуссерль выступил с требованием:
- "Сделать философию строгой наукой, её положения должны обладать той же абсолютной истинностью, как законы логики и положения математики".
Критикуя модный "релятивизм" и "скептицизм", решительно настаивая на существовании "абсолютной истины", Гуссерль подчёркивал необходимость "отличать познавательный акт как психический процесс, происходящий в сознании человека, от содержания или смысла этого акта". Он доказывал, что:
- "Законы логики истинны совершенно независимо от тех психических процессов, которые происходят в сознании людей. Содержание и смысл истинного суждения не зависят от того, что о них говорят или думают. Что истинно…истинно "само по себе"; истина тождественно едина, воспринимают ли её в суждениях люди или чудовища, ангелы или Боги".
Однако Гуссерль превратно толковал тот факт, что законы и формы логического мышления не зависят от особенностей психики каждого отдельного индивидуума. Вслед за "неокантианцами" он утверждал, что:
- "Законы логики идеальны и априорны, что "чистая логика", как и математика, достоверна лишь потому, что она априорна и не имеет никакого отношения ни к реальному миру, ни к реальному процессу мышления. Оторвав законы логики от объективной действительности и реального процесса мышления".
Комментарии 1