В устном народном творчестве – мудрость народная»
В жизни человека очень важны детские годы. Поэтому, очень важно наполнить мир ребёнка добротой, мудрыми наставлениями, музыкальностью словосочетаний русского языка. С фольклором мы начинаем знакомить, едва ребенок успеет появиться на свет – с колыбельной песни мамы. В народе дорожили колыбельным песенным мастерством и передавали его из поколения в поколение. Удивительно мягкая, нежная, музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых поглаживанием, похлопыванием, покачиванием, доставляют большое удовольствие ребенку. Лаковое обращение создаёт эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает, радует.
С возрастом в жизни ребенка появляются и другие формы фольклора: песенки, потешки, заклички. Их можно использовать при формировании навыков самообслуживания, гигиены, они побуждают малышей повторять действия. Вызывают радостное настроение, помогают запомнить последовательность действий.
Если при умывании ребенок плачет, можно использовать слова потешки « Водичка, водичка, умой моё личико», « Чистая водичка умоет Саше личико, Анечке ладошки, пальчики Антошке». Потешки привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи, а так же являются предпосылкой к пониманию простых сказок, народного быта, формируют доброе отношение к окружающему миру.
Необходимо помнить: потешки должны соответствовать уровню развитию детей, интонация с которой они произносятся, должна быть понятна детям (простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесённые нараспев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых), для более быстрого запоминания, хорошо использовать иллюстрации, книги должны лежать в доступном для детей месте.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – не в экономических реформах, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Именно поэтому сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.
Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.
Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. В детском возрасте закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных впечатлений. Ребёнок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал, оно входит в его плоть и кровь.
Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических чувств ребенка. Известна особая впечатлительность детей, их готовность к сказочному восприятию мира, особенно это характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста как наиболее склонных к игровому самовыражению.
Можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.
Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.
Нет комментариев