Страстная пятница - самый скорбный день в году. Ну не пляшем мы, когда в доме похороны, ну не идем оформлять документы на квартиру, ну не идем выяснять дела на работе. Мы всем говорим: "У меня скорбь". Вот в Страстную пятницу у нас скорбь. Мы его распяли, каждый из нас грехами своими, все человечество, мы его распяли. Давайте восплачем о том, что мы натворили, что мы сделали. Протоиерей Владимир Астахов.
    4 комментария
    61 класс
    Какую паутину отмывать в Чистый четверг? О смысле и значении Чистого четверга рассказывает священник Сергий Круглов.
    1 комментарий
    74 класса
    Какую паутину отмывать в Чистый четверг? О смысле и значении Чистого четверга рассказывает священник Сергий Круглов.
    7 комментариев
    172 класса
    Умоляю вас всеми силами истреблять болезнь сребролюбия. Святитель Иоанн Златоуст Ночь на среду Господь провел в Вифании. Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, некая жена-грешница возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке. Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку жены-грешницы, родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой среды прославляется жена-грешница и порицается, проклинается сребролюбие и предательство Иуды. В день предания Господа на страдания и смерть за грехи наши, когда Он простил грехи жене-грешнице, Церковь по совершении часов оканчивает, по древнему обыкновению, чтение молитвы «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже», которою она в продолжение Великого поста ежедневно на богослужении повечерия, при преклонении глав и колен предстоящими, ходатайствует пред Богом о даровании нам оставления прегрешений наших. В последний также раз в Великую Среду совершается Литургия Преждеосвященных Даров, на которой Церковь благовествует о жене, помазавшей Господа миром, и о предательстве Иуды (Мф. 26, 6–16). В Великую Среду прекращаются и великие поклоны, творимые при молитве святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего». После среды постановлено совершать эту молитву до Великого Пятка только инокам в келлиях. Таким образом, молитва Ефрема Сирина в среду седмицы сырной начинается и в Среду Страстную оканчивается. Протоиерей Григорий Дебольский
    2 комментария
    91 класс
    15 СОБЫТИЙ СТРАСТНОЙ НЕДЕЛИ И наконец она, кульминация. Кульминация всей христианской истории, уместившаяся в Страстную седмицу. Эта неделя, а особенно её вторая половина, колоссально насыщена событиями. Конечно, каждый христианин знает все основные, главные моменты Страстной. Но из года в год мы снова и снова вспоминаем их и проживаем, как в первый раз. Вот 15 событий, которые я предлагаю вспомнить вместе. Суровые притчи Притчи, которые говорит Иисус на Страстной, прямые, адресные и довольно жёсткие. Это притча о двух сыновьях, один из которых пообещал отцу идти в виноградник — и не пошёл. Это и притча о жестоких виноградарях, убивших слуг и сына господина своего. Это процитированная из Писания фраза о камне, который сделался главою угла, хотя был отвержен строителями. Былые притчи — о милостивом отце, простившем блудного сына, о работниках одиннадцатого часа — остались позади. Сейчас время, когда Иисус хочет призвать всех, кто ещё способен услышать Его призыв. Пророчество о падении Иерусалима Учёные предполагают, что распятие Христа произошло в 29 или 30 году н.э. Именно тогда, покидая в Страстной понедельник Храм и уходя в Вифанию, Иисус сказал Своим ученикам: «Видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено». (Мф 24:2) Пророчество сбылось через сорок лет. Сорок лет, полных мятежей, «войн и военных слухов», самозваных мессий и горя. Борьба зилотов и фанатиков с римскими войсками достигла такого накала, что к 66 году н.э. восстание стало общим, и император Нерон собрал армию, которую повёл на Иерусалим. Разразилась Иудейская война. Иосиф Флавий, благодаря которому мы знаем о произошедших событиях, был взят в плен и видел самое страшное: как медленно погибала его земля. В 70 году под стенами Иерусалима появляется тридцатилетний полководец Тит с римскими легионами. Через пленного Иосифа он велит городу сдаться и становится осадой. Через сорок лет после того, как Иисус предупреждал: когда случится, даже не возвращайтесь домой за одеждой — бегите! Бегите в горы. Но далеко не все услышали и поняли эти слова. Осада сводила жителей Иерусалима с ума. Голодавшие опухали, как при водянке. Ели собак, умерших, ели собственных детей. Иосиф описывает страшную участь оставшихся в городе и не менее страшную — рискнувших бежать во время осады. Между тем римские легионы отвоёвывали город по частям — и вскоре дошли до Храма. Тит до последнего не хотел разрушать Храм, считая его одним из чудес света. Евреи не сдавались, они были уверены: Храм захватить не получится! И когда римские солдаты ворвались в Святая Святых, один из них запалил и бросил факел в золотое окно… Тит приказывал потушить разгоревшийся огонь… Но тщетно. Храм был разрушен. Иерусалим лежал в руинах, зилоты продолжали упорствовать, не сдаваясь, — и Тит махнул рукой. Велел уничтожить всех и сжечь город. После шести месяцев осады от Иерусалима, на который всего 40 лет назад смотрел с Елеонской горы Иисус, не осталось практически и следа. Горькие слова Христа исполнились: «Великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников». (Лк 21:20-24)
    2 комментария
    174 класса
    15 СОБЫТИЙ СТРАСТНОЙ НЕДЕЛИ И наконец она, кульминация. Кульминация всей христианской истории, уместившаяся в Страстную седмицу. Эта неделя, а особенно её вторая половина, колоссально насыщена событиями. Конечно, каждый христианин знает все основные, главные моменты Страстной. Но из года в год мы снова и снова вспоминаем их и проживаем, как в первый раз. Вот 15 событий, которые я предлагаю вспомнить вместе. Суровые притчи Притчи, которые говорит Иисус на Страстной, прямые, адресные и довольно жёсткие. Это притча о двух сыновьях, один из которых пообещал отцу идти в виноградник — и не пошёл. Это и притча о жестоких виноградарях, убивших слуг и сына господина своего. Это процитированная из Писания фраза о камне, который сделался главою угла, хотя был отвержен строителями. Былые притчи — о милостивом отце, простившем блудного сына, о работниках одиннадцатого часа — остались позади. Сейчас время, когда Иисус хочет призвать всех, кто ещё способен услышать Его призыв. Пророчество о падении Иерусалима Учёные предполагают, что распятие Христа произошло в 29 или 30 году н.э. Именно тогда, покидая в Страстной понедельник Храм и уходя в Вифанию, Иисус сказал Своим ученикам: «Видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено». (Мф 24:2) Пророчество сбылось через сорок лет. Сорок лет, полных мятежей, «войн и военных слухов», самозваных мессий и горя. Борьба зилотов и фанатиков с римскими войсками достигла такого накала, что к 66 году н.э. восстание стало общим, и император Нерон собрал армию, которую повёл на Иерусалим. Разразилась Иудейская война. Иосиф Флавий, благодаря которому мы знаем о произошедших событиях, был взят в плен и видел самое страшное: как медленно погибала его земля. В 70 году под стенами Иерусалима появляется тридцатилетний полководец Тит с римскими легионами. Через пленного Иосифа он велит городу сдаться и становится осадой. Через сорок лет после того, как Иисус предупреждал: когда случится, даже не возвращайтесь домой за одеждой — бегите! Бегите в горы. Но далеко не все услышали и поняли эти слова. Осада сводила жителей Иерусалима с ума. Голодавшие опухали, как при водянке. Ели собак, умерших, ели собственных детей. Иосиф описывает страшную участь оставшихся в городе и не менее страшную — рискнувших бежать во время осады. Между тем римские легионы отвоёвывали город по частям — и вскоре дошли до Храма. Тит до последнего не хотел разрушать Храм, считая его одним из чудес света. Евреи не сдавались, они были уверены: Храм захватить не получится! И когда римские солдаты ворвались в Святая Святых, один из них запалил и бросил факел в золотое окно… Тит приказывал потушить разгоревшийся огонь… Но тщетно. Храм был разрушен. Иерусалим лежал в руинах, зилоты продолжали упорствовать, не сдаваясь, — и Тит махнул рукой. Велел уничтожить всех и сжечь город. После шести месяцев осады от Иерусалима, на который всего 40 лет назад смотрел с Елеонской горы Иисус, не осталось практически и следа. Горькие слова Христа исполнились: «Великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников». (Лк 21:20-24)
    2 комментария
    46 классов
    Благовещение Пресвятой Богородицы
    2 комментария
    177 классов
    ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК. Кончина мира и Второе пришествие Христа. Протоиерей Олег Стеняев
    1 комментарий
    8 классов
    КАК ПРОВОДИТЬ ПОСТЫ Из "Духовного завещания священноисповедника Сергия (Правдолюбова)" ...Кроме этих внезапных громовых ударов, которые Господь посылает иногда для нашего спасения, угодно было Ему учредить спасительные времена, нарочито устроенные к тому, чтобы мы, отрекшись от земной суеты, вспомнили о Боге, о своей душе, о ее вечном спасении. Это ПОСТЫ. Святая Церковь Христова установила их четыре, расположив в течение целого года приблизительно через равные промежутки времени: весной – Великий, летом – Петровский, осенью – Успенский, зимой – Рождественский. Это мирные, тихие, негромкие удары, но все же удары, как удар колокола, зовущий ко спасению. Не нужно закрывать уши для этих мирных, благостных призывов Божией благодати и нужно так настроить себя, чтобы любить посты, понимать, для чего они установлены, ждать их и проводить со всей строгостью и серьезностью. Что такое пост? Это время, когда христианам запрещается вкушать все подряд, а разрешается есть только определенную, так называемую постную пищу. Большинство современных христиан легко смотрит на эту заповедь церковную, считают ее неважной – говорят: «Пустяки!» Но вспомним Писание: некогда Адаму и Еве было разрешено есть все и запрещено вкушать плоды только с одного дерева – вовсе легкий пост. Но вот, Ева дерзновенно протянула руку к запрещенному плоду и съела его, дала мужу – и он съел. И что получилось: от нарушения этой заповеди, по видимости легкой и незначительной, погиб весь мир, все человечество. Для спасения людей потребовалось пролитие на Кресте, до того бывшем ужасным орудием позорной казни, невинной и пречистой Крови Основателя и Совершителя нашей веры Господа Иисуса Христа... Хороши «пустяки»! Большинство современных христиан так же легко, как на пост, смотрят на то, как иногда страха ради иудейска или по другим причинам заявляют, что они неверующие. А такой же «пустяк» случился некогда с Апостолом Петром: он тоже на словах только сказал, что не знает человека того (Мф. 26, 72), не имеет отношения ко Христу – и получилось ОТРЕЧЕНИЕ. Апостол Петр сразу же был исключен из числа учеников Христовых: Ангел по Воскресении велел мироносицам сказать ученикам Его и Петру (Мк. 16, 7), что Христос воскрес. Из этих слов Ангела видно, что ученики остались учениками, – и так называл их Ангел, – а Петр стал только Петром, был исключен из сонма Апостолов. Горький плач Апостола Петра, продолжавшийся всю его жизнь, и строгое троекратное испытание его Христом, когда оскорбе Петр (Ин. 21, 17), говорят о том, что вовсе не пустяк то был, а событие колоссальной важности. Дорогие мои детки! Помните всю жизнь эти два события! Относитесь к своему христианскому званию и призванию со всей серьезностью. Не нарушайте ни среды, ни пятницы во всю свою жизнь и никогда не стыдитесь называть себя учениками Христа. Не стыдитесь Креста Христова и своего великого звания, но гордитесь – как говорит Апостол, хвалитесь Крестом Христовым и званием христианина. Пост, как уже сказано, есть время, в которое Церковь повелевает вкушать только постную пищу. Это воздержание от пищи скоромной есть пост телесный. В телесном посте наиболее верные христианские семьи наставлены. Однако, будучи наставленным в телесном посте и строго его соблюдая, можно не получить от этого пользы для спасения души. В одной из книг религиозно-нравственного содержания мне пришлось читать рассказ о том, как один разбойник, убив в лесу человека и ограбив его, нашел в кармане убитого хлеб и кусок сала. Он был голоден и хотел поесть хлеба с салом, но, вспомнив, что в тот день была среда, отложил сало, сказав себе, что завтра сало съест, а сегодня – грех: среда. Чудовищное несоответствие поста телесного и поста духовного! Литература светская изобилует образами купцов, ставивших пудовые свечи, строго соблюдавших посты телесные, но и постом ведших свои коммерческие дела так же нечестно, как и мясоедом. Угодны ли такие посты Богу? И вообще, пост ли это? Конечно, нет! Это надругательство над постом. Постится тело, а душа не хочет воспрянуть от греховного сна. Человек состоит из тела и души. Поэтому постящийся должен поститься не только телесно, но и духовно. Постящеся, братие, телесно,– увещевает нас Матерь наша Святая Церковь, – постимся и духовно, разрешим всякие несправедливые узы (союз неправды), разорвем сети насильственных долговых обязательств, раздерем всякую несправедливую запись, дадим хлеб алчущим, и бедных, не имеющих крова, введем в свои домы, чтобы от Христа Бога получить нам великую милость (из стихиры 1-й Недели Великого поста; прочитать 58-ю главу книги пророка Исаии). О необходимости духовного поста хорошо сказал один из наших отечественных проповедников: «Что в том, что мы постимся, а не исправляемся, что в том будет пользы? Одно воздержание, хотя бы и самое строгое, от скоромной пищи, не принесет нам пользы, если мы при этом творим злые дела. Если и одним пеплом будем питаться, а от злобы не отстанем, не спасемся. Если от хлеба воздерживаемся, а при этом гневаемся на брата и завидуем ему, то мы уподобляемся только зверям. Ведь и они хлеба не едят, а едят мясо. Вот так же и мы: гневом, завистию, клеветою пожираем друг друга и братий своих. Хорошо, что ты воздерживаешься от мяса и рыбы, но при этом отстань и от гнева и злобы, от гордости, клеветы, зависти, обиды, воровства, пьянства, блуда и всякого греха. Отстанем, братия, от грехов наших и тогда не будем подобны скотам. Будем творить плоды добрых дел – и Ангелам уподобимся, и со святыми получим вечную жизнь» (из древней рукописи «Измарагд»). Мы слабы, мало заботимся о спасении души, не умеем жить по-христиански. Вот к этому нас побуждает пост – как я уже сказал, мирный, но удар по нашей жизни. Пост установлен, чтобы отрезвить нас, заставить одуматься, пробудиться от греховного сна: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается! – вот властный, энергичный голос Матери нашей Церкви во дни святого поста. Если мы спали до сих пор духовно, не умели жить по-христиански, то научимся теперь – во святые дни поста. Если не начинали еще жить по-Божьи, то начнем хотя бы отныне: Се ныне время благоприятное, се ныне день спасения (Ис. 61, 1, 2; Лк. 4, 19). Если теперь не начнем, то когда же соберемся? Неужели еще дальше будем испытывать Божие долготерпение? Неужели отважимся ожидать тех страшных ударов и потрясений, о которых я говорил вначале? Да не будет этого! Страшно впасть в руки Бога Живаго! – да и смерть у каждого стоит за плечами... Итак, начнем сейчас же, немедленно!
    8 комментариев
    172 класса
    ПОЧЕМУ ХРИСТОС ПЛАКАЛ ? О воскрешении Лазаря. Протоиерей Димитрий Беженарь
    1 комментарий
    14 классов
Страстная пятница - самый скорбный день в году. Ну не пляшем мы, когда в доме похороны, ну не идем оформлять документы на квартиру, ну не идем выяснять дела на работе. Мы всем говорим: "У меня скорбь". Вот в Страстную пятницу у нас скорбь. Мы его распяли, каждый из нас грехами своими, все человечество, мы его распяли. Давайте восплачем о том, что мы натворили, что мы сделали.
Протоиерей Владимир Астахов.
Показать ещё