В центре композиции изображена молодая дама в утреннем туалете, стоящая у покрытого ковровой скатертью стола (традиция покрывать столы восточными ворсовыми коврами, широко укоренившаяся в культуре Голландии, сохранилась до XX века). Лежащее рядом с туалетными принадлежностями письмо с сургучной печатью традиционно намекает на любовную интригу.
Жестом молодая женщина подзывает маленькую комнатную собачку, танцующую на задних лапах перед своей хозяйкой. Однако эта бытовая ситуация имеет нравоучительный подтекст. По утверждению нидерландского историка искусства Э. де Йонга, картина иллюстрирует голландскую пословицу: «Какова хозяйка, такова и ее собачка» или «Как танцует госпожа, так танцует и ее собачка». Связь с пословицами позволяла современникам художника безошибочно понимать, что героиня точно также поступает и со своими возлюбленными.
Изображение пары туфель, поставленных на ступеньку (на переднем плане слева) – хорошо известная в изобразительной традиции метафора женской сексуальности. В глубине композиции видна служанка, убирающая роскошную постель под балдахином, присутствие которой также обнаруживает любовную подоплеку происходящего.
Эту и другие картины голландских мастеров, а также предметы декаративно-прикладного искусства можно увидеть на выставке «Искусство жить. Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев