Те, кто давно готовит одиннадцатиклассников к единому государственному экзамену, помнят, что отрывок из повести В.Драгунского "Он упал на траву" (текст "про лопаты", как окрестили его ученики) стал чуть ли не символом ЕГЭ-2019.
Увидев неоднократно повторённое в каждом предложении слово "лопаты", выпускники стали негодовать по поводу абсурдности (по их мнению) доставшегося им текста. Думаю, каждому педагогу, готовящему к ЕГЭ по русскому языку, полезно будет разобрать этот отрывок со своими учениками и показать, что любой текст, если прочитать его вдумчиво, становится понятным. И тогда в тексте "про лопаты" ученики увидят не только орудия труда, но и неимоверную усталость разных людей, которые делают одно великое дело.
Моё сочинение по нашумевшему тексту "про лопаты" выглядит такВ тексте, предложенном для анализа, В. Драгунский поднимает проблему единения народа перед общей бедой.
Размышляя об этом, автор описывает труд героев-ополченцев, занятых сооружением оборонительных укреплений: "Лопаты. Лопаты. Лопаты... Лопаты шлепали по земле, били по ней, дробили ее, поглаживали, рубили и терзали, заравнивали и подскребывали ее каменистое чрево". Рассказчик подчёркивает, что иногда один-единственный ком земли ("глиняный самородок") оказывался наверху благодаря труду сразу троих "лопатных героев". Этот пример, а также многократно повторённое слово "лопаты" и обилие глаголов в первой части текста показывают монотонность и тяжесть изматывающей физической работы, неимоверную усталость людей, действующих слаженно, как один живой организм.
Во второй части текста писатель знакомит нас с отдельными "лопатными героями", объединёнными в одну семью "любовью и ненавистью" к единственному своему "орудию и оружию". Герой-рассказчик последовательно перечисляет фамилии, национальности, род занятий людей и сравнивает их со снежинками ("каждая снежинка откована по-особому - протри глаза!"). Это сравнение необходимо В.Драгунскому, чтобы показать: безликая и безымянная масса ополченцев, слитая воедино коллективной работой, на самом деле состоит из конкретных людей, каждый из которых чем-то интересен и каждый из которых противостоит общей беде.
Благодаря конкретизации, движению авторской мысли от общего к частному читатель понимает, что единая цель достижима только при активном и осознанном участии отдельного человека, что общие устремления наделяют объединившихся людей особой силой, превращают их в монолит, который невозможно сокрушить.
Позиция автора, на мой взгляд, ясно выражена в последнем предложении: "Работали горячо, на совесть, потому что отчаянно верили, что делаем самое главное, помогаем своими руками, своим личным трудом близкому делу победы".
С позицией писателя трудно не согласиться. Действительно, совместный труд во имя великой цели помогает человеку ощутить духовное единство с товарищами, наполняет сердца людей гордостью. Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело боролись вместе. И в то же время каждый по отдельности, как мог, приближал День Победы.
Таким образом, победа в Великой Отечественной войне стала возможна во многом благодаря объединённым усилиям фронтовиков, тружеников тыла, партизан и вот таких "лопатных героев", которые рыли "неприступные ни для какого танка рвы".
О том, как восприняли текст о лопатах мои ученики, я расскажу вам в следующий раз. А сегодня всех с великой Победой!
Комментарии 3