Обсуждаемые темы

Люблю читать, люблю писать
добавлена 29 мая в 05:49

Реакция моих учеников на вчерашний ЕГЭ по русскому языку: по ощущениям - средненько

"По ощущениям - средненько: не поражение, но и не победа", - такое настроение после экзамена было у сильного одиннадцатиклассника. Он написал самым первым. Текст, по его словам, "непростой": Маргарита Алигер о стихах Чуковского. Посмотрела - вроде нормальный. "Непростой" - это Вересаев о времени. А тут вроде бы всё понятно.
А очень слабый ученик, которому надо переползти порог в 40 баллов, кажется, был доволен собой и текстом: "Текст о книгах, о творчестве Корнея Чуковского, о таланте. Думаю, написал хорошо." Уверенность в себе - это прекрасно. Будем ждать результат.
Ещё один текст, доставшийся нашему региону, - воспоминания Александры Бруштейн о полёте на воздушном шаре воздухоплавателя Древницкого.
Древницкий!.. Древницкий!.. Древницкий!..
Это имя, никому до того неведомое, выкрикивали все объявления, расклеенные на афишных киосках, тумбах и даже просто на стенах домов.
Люди подходили к афишам. Что за Древницкий? Люди читали афиши, шевелили губами, словно спотыкаясь о непривычные, непонятные слова...
Афиши гласили, что такого-то числа 1892 года – впервые! Небывало! ново! – известный воздухоплаватель Древницкий совершит в нашем городе полет на воздушном шаре и спустится на землю при помощи парашюта. Взлёт состоится в городском Ботаническом саду. Вход на взлётную площадку платный.
Люблю читать, люблю писать
добавлена 14 мая в 09:47

Прогулка по жерлу вулкана к самому высокому государственному флагу в стране

Про то, как я забиралась на Николаевскую сопку, я писала вчера. А сегодня - обещанный вариант 21-го задания ЕГЭ по русскому языку об
одной из главных достопримечательностей Красноярска.
Люблю читать, люблю писать
последний комментарий 18 мая в 19:17
Люблю читать, люблю писать
последний комментарий 12 мая в 15:29

Р. А. Дощинский об изменениях в сочинении на ЕГЭ 2024 по русскому языку

Информация, которой я хочу сегодня поделиться не новая: о ней было известно ещё в ноябре, но всё же накануне экзамена считаю нелишним напомнить.
Люблю читать, люблю писать
последний комментарий 12 мая в 14:50

Текст "про лопаты": пробуем написать сочинение в формате ЕГЭ

Люблю читать, люблю писать
последний комментарий 10 мая в 19:41

"Текст о лопатах" глазами моих учеников

Люблю читать, люблю писать
последний комментарий 28 апреля в 19:52

Знаете, каким он парнем был... (текст для орфографического и пунктуационного анализа)

Как-то не подготовилась я к Дню космонавтики, не придумала заранее никаких тематических заданий, но уже вечером, распечатывая для завтрашних дошколят кроссворд с космонавтом и математическую раскраску с ракетой, я вдруг вспомнила роман "Ягодные места" Евгения Евтушенко. Вспомнила, как учительница истории обвела нас, десятиклассников, грозным взглядом и воскликнула: "Как?! Вы не читали "Ягодные места"?!" И мы побежали в школьную библиотеку за "Роман-газетой", а потом устанавливали очередь: кто за кем читает.
Я даже не могу сформулировать, какое впечатление произвёл на меня тогда роман. Видимо, очень сильное, так как я переписывала его в тетрадку отдельными кусками. Эта тетрадка у меня хранится до сих пор.
"А при чём здесь День космонавтики?" - спросите вы. Сейчас расскажу. В произведении много действующих лиц. Один из них - космонавт. Без имени и фамилии. Просто космонавт, родившийся на станции Зима, долго ждавший своей очереди полететь в космос и наконец увидевший Землю маленькой. Начинается роман как раз с его взгляда на Землю. Этим фрагментом я решила сегодня поделиться с вами. Знаки препинания убрала, некоторые буквы пропустила. Можно поискать в тексте местоимения, частицы, средства выразительности - в общем, использовать по полной программе.

Поехали!

(В)низу горсточкой ра_сыпного золота броше(н/нн)ого на ч_рный бархат мерцал огнями Париж. Космонавт повел взглядом чуть (в)лево и очутился в Лондоне боковым зрением пр_хватывая светящийся кусочек Копенгагена. Космонавт засмеявшись поч_сал уже полысевший затылок — здорово! Гагарин не смог бы так почесать затылок он был еще в скафандре. Сейчас летать стало проще. Гагарину наверно было страшно. Страшновато и сейчас но не так как (в)первые. А все(таки) Гагарин сказал совсем просто совсем (по)русски: «Поехали!» этим словом сразу сделав космос чем-то своим домашним. Среди всех бе_числе(н/нн)ых инструкций у Гагарина не было (н_)каких указаний сказать именно это слово. Оно выдохнулось само (по)себе…
Какое лицо было у Гагарина… Лицо то(же) конечно подб_рали но такое лицо нарочно не вычерт_шь ни на каких засекрече(н/нн)ых чертежах. Это лицо как будто собрала сама Земля составив его из всех своих улыбок чудом сохранившихся среди усмешек и ухмылок. Лицо Гагарина было улыбкой Земли посла(н/нн)ой в космос. Казалось любому человеку можно было бы зам_рочить голову если бы его затаскали как Гагарина по разным странам восторже(н/нн)о п_гребая под сугробами цветов и навешивая на него г_рлянды орденов. Улыбки (пр_мьер)министров пр_зидентов королей и королев рядом с его улыбкой выглядели блекло.
Люблю читать, люблю писать
последний комментарий 24 апреля в 20:28

Не самый лёгкий текст для сочинения в формате ЕГЭ

Ни для кого не секрет, что тексты для 27-го задания ЕГЭ по русскому языку попадаются разного уровня сложности: это может быть и публицистика, где проблема и позиция автора на поверхности, и отрывки из художественных произведений, которые трудно понять, если не читал произведение целиком. Многие тексты на ЕГЭ грешат тем, что представляют собой нещадно сокращённые, топором нарубленные абзацы, в каждом из которых можно выделить отдельную проблему.
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию отрывок из романа Л.Леонова «Русский лес», который некоторым моим ученикам кажется чрезвычайно сложным. Трудности с пониманием содержания возникают, вероятно, из-за обилия устаревшей и просторечной лексики, совершенно непонятной нынешнему поколению школьников, и большого количества действующих лиц (недавно одиннадцатиклассник, запутавшийся в персонажах, сказал, что главным героем является мать Облога).
Люблю читать, люблю писать
последний комментарий 17 апреля в 11:26

Почему одиннадцатиклассникам на ЕГЭ по русскому языку так сложно проанализировать тексты о природе

Наверное, потому что в этих текстах преимущественно представлены описания: в них нет сюжетов, в них как будто ничего не происходит. Ну любуется автор каким-то растением, ну описывает какой-то цветок так красочно и ярко, что мы словно чувствуем его аромат. А дальше-то что? Какая здесь проблема и позиция автора? - возмущённо вопрошают одиннадцатиклассники.
На мой взгляд, наоборот, круг проблем в подобных текстах достаточно узок и понятен.
Самая распространённая из них - проблема отношения человека к природе. Если кто-то привык формулировать проблему вопросительным предложением, то она будет выглядеть следующим образом: Как человек должен относиться к природе?
Эту проблему при необходимости можно конкретизировать:
  • проблема неравнодушного бережного отношения к природе/проблема бездушного потребительского отношения к природе
  • проблема влияния природы на внутренний мир человека, его настроение, образ мыслей
  • проблема восприимчивости/невосприимчивости человека к красоте природы
  • и так далее.
Хотела поделиться с вами образцом идеального сочинения в формате ЕГЭ, но так как эта работа всегда пишется по конкретному тексту, сегодня опубликую тест В. Солоухина, а завтра уже сочинение по нему.
Люблю читать, люблю писать
последний комментарий 29 марта в 17:36

Красноярск театральный

Несмотря на узконаправленность моей группы (преимущественно здесь публикуются материалы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку), из моих статей вы уже многое узнали о городе, в котором я живу.
  • Класс!7
Показать ещё