🏛🐈
Эрмитаж по праву занимает одно из первых мест среди музеев мира. Трудно отыскать петербуржца или гостя города, который хотя бы раз в жизни не ходил по его галереям, увешанным бесценными произведениями искусства. Однако далеко не все знают, что у Эрмитажа есть еще одна достопримечательность – эрмитажные коты, эрмики, как их ласково называют работники музея.
Солнечным днем, оказавшись в самом начале Миллионной, за витыми чугунными воротами вы можете увидеть с десяток возлежащих в изысканной позе и принимающих ультрафиолет кошек в ошейниках. Трудно найти более важных и крутых котов, нежели эрмики. Даже на приветливое «кис-кис» вам ответят надменным взглядом, вопрошающим: «А что ты здесь забыл?»
Еще бы, эти котейки охраняют одно из самых главных культурных достояний России! Именно благодаря бесстрашным эрмикам, Зимний Дворец уже три века не знает, что такое набеги гвардии Мышиного Короля и осада Крысиного Императора.
Да что там говорить, эрмитажные коты, подобно тауэрским воронам, уже сами по себе стали живой историей и культурным достоянием. По мнению сотрудников музея, лишиться эрмиков – это то же самое, что утратить ценное полотно Рубенса.
Каждому четырехлапому охраннику Эрмитажа полагается противоблошный ошейник и имя. Подобрать подходящую кличку каждому мурчику давно уже стало не так просто. Поначалу котам присваивали имена знаменитых художников и скульпторов, чьи произведения размещены в музее. После перешли на наименования стран мира, потом стали давать клички в честь американских штатов. На сегодняшний день исчерпан резерв индийских штатов.
Причем замечено, что войны за самок и территорию происходят, как это ни странно, только внутри «страны» и никогда не переходят на «международный уровень».
История эрмитажных котов
Первое письменное подтверждение постоянной эрмитажной прописки котов относят к Елизаветинским временам. Императрица собственноручно подписала «Указ о высылке ко двору котов», предписывающий «сыскать в Казани самых лучших и больших котов, удобных к ловлению мышей, прислать в С.-Петербург ко двору Ея Императорского Величества». Но, поскольку на момент издания указа, Елизавета жила в маленьком дворце на пересечении Большой Морской и Невского, котов поначалу доставили туда. В Зимний Дворец коты переехали вместе с Екатериной Второй.
При Екатерине котов стали называть «зимнедворскими», причем каждой особи был присвоен подобающий ранг и «положение в обществе». Коты высшего ранга, приближенные к царской особе, именовались «комнатными». Они были всегда хорошо накормлены, ухожены, спать им дозволялось в корзинах для дров, а в обязанности входило служить дополнительным декором императорских хором. Особо выдающиеся «комнатные» котейки составляли достойную конкуренцию левретке сэру Томасу Андерсону, любимцу ее Величества.
Те, кому не выпала честь быть допущенным к императору, именовались «надворными». Этим пушистикам полагалось обитать в подвалах и двориках Зимнего дворца и защищать его от всякого рода грызунов. Стоит отметить, что почти во все времена эрмитажным котам жилось вполне привольно, тепло и сытно.
Коты в подвалах Эрмитажа.
А вот в блокаду их постигла участь остальных ленинградских котов, их поголовно съели. В самое голодное время за кота на рынке можно было выторговать целое состояние: буханку хлеба! Поэтому стоит ли удивляться тому, что во времена Отечественной войны Эрмитаж был наводнен полчищами крыс и мышей.
Сразу по окончании осады Ленинграда в город из центральных регионов пригнали два эшелона с кошками. Тотчас же у вагонов выстроилась огромная очередь. С грызунами следовало бороться не только в музеях, поэтому драгоценная мурка досталась не всем. Но в Эрмитаж коты-крысоловы попали сразу по особой разнарядке.
Кошки, приобретя статус «эрмика», освоились и расплодились очень быстро. Через два десятка лет смотрителям музея приходилось уже сгонять котиков с императорского кресла. Дело дошло до того, что некий Мурзик справил малую нужду на важный документ в кабинете директора. Это пришлось на 60-е годы. Директорская реакция не заставила себя ждать, хвостатая охрана была уволена и выдворена из дворца.
Но Эрмитаж недолго оставался без своих котов. На их место пришли размножающиеся в геометрической прогрессии крысы. Поэтому руководству через пару лет после изгнания пришлось заняться рекрутингом кошачьего поголовья и направить его на истребление грызунов. Надо отметить, что новобранцам пришлось поначалу несладко. Это была битва титанов, о которой слагались легенды. Старые сотрудники музея до сих пор вспоминают о них.
Легенда о Ваське-Юристе.
Был такой титан, который принимал активное участие в боях против крыс. Но битвы не могут длиться бесконечно долго и когда-нибудь заканчиваются. Закончилась и Васькина, причем полным уничтожением противника. И тогда героя постиг творческий кризис.
Кот долго слонялся подвалами и дворами музея, а потом стал частым гостем юрисконсультов, за что и получил второе имя – Юрист. Но юриспруденция недолго привлекала кота. Достойную кормежку можно было получить и у главного входа в музей.
Вот тут-то Васька-Юрист и нашел свое новое амплуа: он стал котом-швейцаром. Утром, минут за двадцать до начала рабочего дня, Юрист громким «Мяааааууу» возмущенно сообщал охранникам, что пора бы уже и открываться. После того, как по лестнице начинали подниматься первые посетители, кот укладывался на ступени и требовал к себе внимания. Больше всего на это поведение велись дети, иностранцы и уборщицы.
Следует отметить, что работники музея даже позаботились о том, чтобы обезопасить «эрмиков», выставив на парковке знак «Осторожно кошки!». Удачная идея, ставшая достопримечательностью местного масштаба.
Условия работы эрмитажных котов.
Стоит отметить, что хвостатых охранников привечают во многих музеях мира. Но вряд ли какой другой котище, кроме эрмитажного, может козырять личным ветеринаром, пресс-секретарем и персональным праздником.
Поначалу сотрудники музея с каждой зарплаты выделяли посильную сумму на уход и питание кошачьего охранного войска. Потом содержанию котов подключились волонтеры, среди которых оказались люди с образованием ветеринара.
Сейчас в подвальных помещениях выделено место, где готовят котам еду и ухаживают за ними. Все коты кастрированы и привиты, у каждого есть свое спальное место, мисочка для еды. При необходимости, котам полагается медицинское обслуживание в ведущих ветклиниках города. В залы музея и парадные входы они могут попасть в исключительных случаях только в сопровождении начальника охраны, волонтера и пресс-секретаря - таковы правила.
«День эрмитажного кота»
Эрмики получили такую известность, что гости музея стали приносить деньги на их содержание. Имеются у котов и спонсоры. А еще в статье затрат музея появилась строка, предусматривающая выделение средств на содержание пушистых стражей.
Как правило, в Эрмитаже живет не более 60 животных. Тех, которые более других приручены, передают в хорошие руки. Согласитесь, получить живой экспонат из самого Эрмитажа – это большая честь!
С 2008 года в конце весны – начале лета в музее ежегодно проходит мероприятие под названием «День эрмитажного кота». К нему больше всех готовятся школьники Петербурга: они рисуют портреты хвостатых охранников. В праздничный день детские рисунки выставляют на стендах в подвале, затем среди них выбирают 10 лучших работ. Их перемещают под Иорданскую лестницу.
Администрация музея занимается оформлением патента на брэнд «Эрмитажные коты». Поэтому изображения одной из самых популярных достопримечательностей Санкт-Петербурга, эрмиков, довольно скоро можно будет увидеть на сувенирной продукции, выпускаемой музеем, и на обертках кондитерских изделий.
Найдено в интернете.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев