Рекомендация 1
Следует оценивать не только предметное знание, но и метапредметные результаты (умение работать в группе, умение строить монологическое высказывание, самостоятельность и т. п.).
Важно оценивать не уровень подготовки ученика по учебному предмету (воспроизведение знаний), а уровень его умений анализировать, сравнивать и т. п. Эти умения соответствуют достижению метапредметных результатов — познавательных УУД. Задание, выполненное на уровне воспроизведения, не соответствует достижению результатов ФГОС ООО и не может оцениваться «пятеркой». Например:
- Соответствует ФГОС формулировка задания: Обосновать, можно ли рассматривать Сибирь как особый природно-исторический и экономический район.
- Не соответствует ФГОС формулировка задания: Перечислить главные черты географического положения, природных условий и ресурсов Сибири.
Рекомендация 2
Оценка должна учитывать не только результат работы, но и процесс (рефлексия).
Примеры оценки процесса
Вариант 1. Вопросы: Что было трудным? Что интересно? Что получается, а что нет?
Вариант 2. Отслеживать динамику процесса поможет также использование «листов наблюдений», которые ведут педагоги или учащиеся. Общую таблицу можно составить для учеников всего класса, это делает учитель. После изучения темы педагог знакомит с этими листами родителей.
Отметка за это не ставится!
Рекомендация 3
Необходимо представлять учащимся задания на выбор по форме или разному уровню трудности.
Примеры заданий разного уровня трудности с критериями выполнения:
Расчетные задачи по физике
Изучив план работы, учащиеся могут приступать к решению задач, выбрав соответствующий уровень трудности.
Задание: Вычислите мощность, развиваемую телом в следующих ситуациях.
А — Алгоритмический уровень (самый простой уровень)
Штангист, поднимая штангу, совершает работу 5 кДж за 2 с.
П — Преобразующий уровень (более сложный уровень задачи)
Автомобиль «Жигули» проходит 100 м за 6,25 с, развивая тягу 3 кН.
Э — Эвристический уровень (самый сложный уровень решения задачи)
Определите мощность машины, которая поднимает молот массой 200 кг на высоту 75 см 120 раз в минуту.
Рекомендация 4
Критерии оценки выполнения задания должны быть известны учащимся до их выполнения. Они могут быть разработаны вместе с учащимися. Могут сообщаться самим учителем.
Если нет критериев, известных учащимся, — это не корректное задание.
Рекомендация 5
При осуществлении текущего оценивания должна преобладать самооценка и взаимооценка на основе обоснованных критериев. В процессе оценивания учащиеся могут выставлять себе и друг другу отметки. Учитель может сверять данные отметки с выставленными им самим.
Рекомендация 6
Очень важно сделать оценку на уроке "суммативной". Это означает, что учащийся по определенным критериям набирает себе баллы, которые превращаются потом в отметку. Важно складывать баллы, а не отнимать от "пятерки" баллы за сделанные ошибки.
Из книги: Крылова О.Н., Муштавинская И.В.: Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО http://www.labirint.ru/books/409035/
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев