В 1934 году, в разгар индустриализации, в Москве начал работу металлургический гигант — завод «Станколит». Его создание стало ответом на острую потребность СССР в чугунном литье. Без него было невозможно развитие станкостроения, фундамента промышленности.
Рядом с цехами выросли дома для рабочих, поликлиники, клубы и детские сады. Сформировался целый микрорайон, где жизнь вращалась вокруг общего дела.
К 1960-м годам СССР вышел в мировые лидеры станкостроения. Заводы страны выпускали больше оборудования, чем вся Европа.
«Станколит» стал ключевым звеном отрасли.
Его литейные цеха обеспечивали чугунными заготовками десятки предприятий от Урала до Прибалтики. Здесь отливали станины для тяжёлых станков, детали для оборонки. Завод олицетворял эпоху, когда инженерный гений и труд превращали металл в прогресс.
🔵 Девяностые обрушили отрасль. «Свободный» рынок и частная собственность превратили станкостроение в «убыточный пережиток».
«Станколит», как и многие гиганты других отраслей, оказался ненужным. Остановлены литейные печи. Сложное оборудование, требующее квалифицированных кадров, стало обузой. Последний владелец вывез станки, а недвижимость продал.
Сегодня территория бывшего завода принадлежит семье олигарха, бывшего рейдера.
На костях гиганта стоит модный бизнес-парк: гипермаркеты, кафешки, офисы и множество других коммерческих предприятий. Музей истории «Станколита» заменён музеем техники Apple.
Судьба «Станколита» — ещё один пример деиндустриализации России.
Владельцам выгоднее выкачивать ренту, чем вкладываться в сложное производство на благо общества. Смартфоны и гвозди купим у партнёров.
А если какую-то убыточную отрасль приходится поддержать, вернём ей часть ренты в виде дотаций. Недавно вспомнили и про станкостроение: ему перепало 3,5 млрд. рублей.
......
РотФронт
......
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев