По городу и району ходят слухи, что я, Борис Прохоров, редактор газеты «Заринская реклама», закрываю газету и уезжаю в Барнаул. Эти слухи - месть заринских почтальонов за полный отказ редакции от услуг Почты России и подписки на «Заринскую рекламу» с 1 июля 2021 года.
Для тех читателей, кто покупает «Рекламу» в розницу в магазинах города, ничего не изменится: свежий номер всегда будет продаваться по четвергам. Речь идёт о 1883-х подписчиках города и района из общего тиража 7200 экземпляров.
«Заринская реклама» больше 20-ти лет сотрудничала с Почтой России на взаимовыгодных условиях, но то, что происходит в последние годы, больше похоже на вымогательство, обман и воровство, в котором я больше участвовать не хочу и не буду.
Прощай подписка!
Не секрет, что большинство подписчиков - жители частного сектора города и деревень Заринского района, где невозможно организовать розничную продажу газет. Подписной тираж «Заринской рекламы» больше, чем у всех городских и районной газеты «Знамя Ильича» вместе взятых, и я, как редактор, понимаю боль, особенно деревенских подписчиков, привыкших к «Рекламе» как к глотку свежего воздуха в душном официозе муниципальных газет. За 27 лет на «Рекламе» вырастает второе поколение читателей и этот удар для многих будет таким же болезненным, как исчезновение рейсовых автобусов в деревнях и прочих вещей, без которых все деревенские чувствуют себя изгоями. Многих постоянных подписчиков я знаю лично и понимаю, что предал их. Такое не прощается.
Но я не собираюсь просить прощения за собственные убытки от подписки последних лет! Я хочу рассказать, как из равноправного партнёра со временем превратился в заложника и посредника в массовом обмане во имя выгоды и интересов государственного монопольного ведомства Почта России.
Но сначала немного истории. Давным-давно в доинтернетовские времена в Заринске был районный узел связи во главе с Борисовой Валентиной Алексеевной. С тех пор РУС стал межрайонным, с компьютерами и полным подчинением Москве под гордым названием Почта России. По сравнению с масштабами интернет-торговли, вымирающие газеты ничего не значат для почтовой экономики, однако за 2020 год на почтовых услугах по доставке одной только «Заринской рекламы» заринское отделение заработало около 1 миллиона 200 тысяч рублей. Именно за потерю этого дохода, а значит и части зарплаты, почтальоны мстят глупыми слухами, предлагая взамен второсортный товарец из обоймы местных газет.
Механизмы обмана
Когда подписчик оформлял подписку, заполнял подписную квитанцию с карточкой доставки на 1-е полугодие 2021 года, он писал сумму одной общей цифрой 430 рублей. А между тем она делится на 2 части: каталожную цену редакции 113 руб. 50 копеек и почтовые услуги 316 руб. 50 копеек. Таким образом почти 3/4 подписной цены почта забирала себе, оставляя редакции 4 руб. 36 коп. с каждой доставленной на дом газетки. Это в 3 раза меньше, чем от розничной продажи - едва хватит отбить типографские расходы - и не больше. Но этот тарифный грабёж - далеко не всё. С тех пор как Почта России занялась коммерцией и в почтовых отделениях стали продавать продукты и банковские услуги, доставка газет подписчикам тарифицируется по весу.
Например, на 1-е полугодие 2021 года доставка для газеты весом от 13 до 25 гр. стоила 263 руб. 28 копеек, а от 26 до 37 граммов - 315 руб. 00 копеек. Вес «Заринской рекламы» на электронных весах (см. фото) составляет 21 грамм, однако, каждый раз волевым решением «Рекламе» приписывают весовую категорию от 26 до 37 гр., фактически воруя у каждого подписчика из кармана 52 рубля. На одной только этой весовой пересортице почтовое ведомство ворует у подписчиков «Заринской рекламы» около 200 тысяч рублей в год. Но и это ещё не всё.
В том случае, если Почта России не изменяет тариф доставки, редакции также обязаны не повышать свои, а подписка от юридических лиц в ультимативной форме возможна только в случае включения издания в каталог Почта России за отдельную плату.
Есть и просто унизительные моменты, делящие газеты на «белых» и «чёрных».
«Белым» - муниципальным изданиям, как «социально значимым», предоставляется скидка на ДОСТАВКУ 20% за счёт госбюджета, а «чёрным» - частным - таким, как «Заринская реклама» - разумеется нет.
Самая тиражная городская газета «Заринская реклама» получала тем больше убытков и ведомственного унижения, чем больше на неё подписывались люди.
Но самый страшный удар Почте России нанесла компьютеризация, которая лишь усилила ведомственные пороки и маразм. Если раньше все проблемы можно было обсудить и решить одним звонком, то сегодня оптимизировали кадры настолько, что даже начальник почты А.Ю. Камышев пожимает в бессилии плечами, кивая то на Москву, то на компьютерную программу.
А почему тонкие механизмы обмана с весом, тарифами и дополнительным вымогательством не могут так же успешно работать на доставке посылок, бандеролей, товаров интернет-торговли, заказных писем и т.д.? При такой политике ведомства при любом повышении стоимости подписки почтовые доходы будут расти, а доходы редакций - уменьшаться вместе с ростом отказов от подписки из-за дороговизны.
Осталось только понять, когда государственное ведомство превратилось в монопольный бизнес, а почтальоны - в полуслужащих, полуторговцев и полубандитов.
Б. ПРОХОРОВ
Комментарии 9