– А когда он начал приобщать вас к природе?
– Я родился в селе Ярцево Красноярского края, там родители жили несколько лет. Отец считал, что любовь к природе заложена во мне с утробы. В детстве я часто убегал из дома в лес, он разыскивал меня по всей округе с собаками и находил спящим под кустом. Впрочем, отец в детстве и сам частенько убегал из дома на природу (смеётся).
– Что помимо семьи и природы интересовало Валентина Сергеевича в жизни?
– Ему нравились народные казацкие песни, мы, кстати, поём их и сейчас. Пажетновы по происхождению – ростовские казаки. В детстве и юности отец увлекался приключенческой литературой. За свою долгую жизнь он перечитал почти все классические произведения, как русские, так и зарубежные. А в таких областях, как экология, поведение животных и биология, не осталось ни одной книги, которую бы он не прочитал.
Под арестом у прокурора
– Когда у Валентина Сергеевича появилась идея создать «ясли» для медвежат?
– Это было в 70-х годах. Уже работая директором Центрально-лесного государственного заповедника, папа познакомился с заведующим кафедрой высшей нервной деятельности МГУ профессором Леонидом Викторовичем Крушинским, который и посоветовал ему изучить поведение и экологию бурого медведя на примере медвежат-сирот. В природе такие наблюдения провести невозможно – медведь ведёт крайне скрытный образ жизни и, едва почуяв человека, тут же скрывается в чаще. Это был реальный эксперимент в лесу: папа провёл в нём 2,5 года вместе с тремя медвежатами, попавшими к нему в раннем возрасте. Он выкармливал их, пока они не могли питаться самостоятельно, затем они жили своей медвежьей жизнью, а он находился рядом и наблюдал, как они копили жир к зиме и строили себе берлоги. Результаты наблюдений показали возможность выращивать медвежат без медведицы. Именно из этого эксперимента и родились в итоге «ясли».
Наша семья гордится тем, что сделал отец, и продолжает его дело. Мы продолжаем спасать сирот, собираем новые данные, наблюдаем за «выпускниками» в дикой природе – для этого в лесах расставлена сеть фотоловушек, используются радиоошейники и ушные радиометки. Все наши медведи метятся жёлтыми бирками. Так что, если встретите в лесу такого, знайте: это наш воспитанник! С 1995 по 2021 год мы выпустили в природу 277 медведей.
– Известно, что самая грозная преграда на пути любого дела – бюрократы. Были трудности на этапе становления?
– Я бы не сказал, что отец сталкивался с препонами. Он был коммуникабельным человеком, легко сходился с людьми и легко находил с ними общий язык, они его уважали и всегда шли навстречу. Благодаря своему характеру отцу удавалось заниматься не только медвежатами. Например, он спас от вымирания три местные деревни, «заразив» собеседников любовью к природе: они переехали туда жить.
– Как обычно находят медвежат-сирот?
– Как правило, наши воспитанники теряют мать из-за лесозаготовок, которые ведёт человек. Бывает, что медвежонок отбивается от медведицы в силу природных явлений. И всё еще есть случаи, когда это происходит в результате браконьерства. В этом году к нам поступили два медвежонка из Новгородской области. Их мать браконьеры застрелили прямо в берлоге, двое суток медвежата находились рядом, пока их не нашли. Лет 10 назад я забирал медвежонка прямо из кабинета прокурора Смоленской области: оказалось, полицейские задержали его в качестве вещественного доказательства преступления, совершённого браконьерами. Мы дали этому медвежонку шуточную кличку Подельник.
Ещё медвежата поступают в результате несчастных случаев, которые, по сути, являются естественной причиной гибели молодняка в природе. В Тверской области один такой косолапый малыш застрял в расщелине дерева, медведица пыталась вытащить его оттуда, но только ухудшила ситуацию, травмировав его. Около месяца мы лечили рваные раны, а также лапу, у которой потеряна чувствительность. Он уже сейчас может лазать по деревьям, но пока его возвращение в природу под большим вопросом. Ещё был медвежонок из Максатихинского района: в берлоге его чуть не загрызла собака. Хирургическая операция длилась два часа: ветеринары развернули у нас в деревне мобильный госпиталь и зашивали серьёзные рваные раны. За его жизнь мы боролись около двух недель, в итоге он вырос полноценным медведем, способным к самостоятельной жизни. Назвали его Малышом.
– А медведицы не приходили к вам требовать детей обратно?
– В нашей практике такого не случалось. За все годы работы я не знаю ни одного случая возвращения сбежавшей медведицы к медвежатам. Поэтому мы всегда говорим людям, обнаружившим сирот: забирайте их немедленно, иначе замерзнут, их мать не вернётся сюда.
Не всё как у людей
– Легко ли медвежата осваиваются в вольере?
– Те, кто родился до выхода медведицы из берлоги, легко, а те, кто после, – не очень. Последних мы содержим отдельно, это сложная для воспитания группа. Медведь по натуре одиночка: самец и самка находятся вместе только в период гона, который длится около двух недель с середины мая до начала июня. В это время медведь очень агрессивен, человеку лучше не встречаться ему на пути. Лет 20 назад рядом с нашей деревней проходила гонная пара, самец отделился от самки, сломал вольер, задрал трёх медвежат, а затем спокойно присоединился к самке, и пара проследовала дальше. Всё остальное время медведи живут поодиночке. Никогда нельзя забывать, что это высокоорганизованный и самый крупный лесной хищник в России.
– Помните ли вы своих воспитанников?
– Помним. Мы же даём им имена, в основном по заглавным буквам названий районов или областей, из которых они прибыли. Например, Норд, Нора – из Новгородской области. Есть и исключения. В 2018 году медвежонка из Торопецкого района назвали Везунчиком: прежде чем попасть к нам, он долго бродил по заснеженному полю зимой. В это время медведи должны находиться в берлогах, так как нет никаких кормов и выжить просто невозможно.
– Одинаковые ли у всех медвежат характеры?
– Они же дети, а у детей не бывает одинаковых характеров! Даже близнецы разные. Нет двух одинаковых медвежат. Один любопытный, второй хитрый, третий навязчивый. Четвертый лежебока, пятый сладкоежка, шестой флегматик, седьмой «спортсмен». Бывает, они дерутся между собой, потому что одному кажется, что у второго каша слаще, хотя мы всем даём одинаковую пищу. Бывает, капризничают и ноют. Но медведь – умное животное, и быстро понимает, что можно, а чего нельзя. Здесь всё как у людей.
Нет комментариев