Как считают ущерб?
История целенаправленных действий государства по снижению ущерба и его возмещению виновниками противоправных действий берёт начало с постановления Правительства РФ от 8 мая 2007 года N° 273 «Об исчислении размера ущерба, причинённого лесам, вследствие нарушения лесного законодательства».
Постановление утвердило штрафные санкции в виде такс с дифференциацией по субъектам РФ, лесным объектам и видам лесонарушений, а также методику оценки ущерба на основе документального оформления потерь путём учёта погибших и повреждённых деревьев и кустарников.
Распоряжением от 29.12.2018 г. N°1730 Правительство РФ усовершенствовало методику 2007 года, многократно увеличив штрафные таксы при оценке ущерба, причиняемого нелегальными рубками. Однако новая методика, как и предыдущая, ограничивает размер ущерба только оценкой погибших и повреждённых деревьев и кустарников, но не учитывает ущерб, нанесённый лесному биогеоценозу как устойчивой саморегулируемой экологической системе, в которой органические компоненты (животные, растения) неразрывно связаны с неорганическими (вода, почва).
Даже вхождение федерального проекта «Сохранение лесов» в состав национального проекта «Экология» не изменило этот утилитарный подход к оценке ущерба. Главной целью по-прежнему остаётся не сохранение лесного ресурса, а поиск виновных в его утрате — юридических и физических лиц.
Это подтверждает и приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 30 июля 2021 года N°616
«Об утверждении методики расчёта показателя «ущерб лесным насаждениям от лесных пожаров» федерального проекта «Сохранение лесов» нацпроекта «Экология».
В соответствии с этим документом ущерб от лесных пожаров рассчитывается на основании административных данных Рослесхоза, представленных органами исполнительной власти субъектов РФ по формуле (все параметры в тысячах рублей):
Sпп = Sпд + Sпм + Sсплп,
Sпп = Sпд + Sпм + Sсплп,
где Sпп— ущерб от лесных пожаров,
Sпд— потери древесины на корню,
Sпм— потери от гибели молодняков,
Sсплп— потери лесной продукции при её уничтожении или повреждении.
При исчислении ущерба по приведённой формуле главным источником информации для расчёта всех трёх составляющих являются потери древесины в натуральном измерении (кубометрах). Однако наиболее масштабные лесные пожары проходят в труднодоступных районах, где условия для наземной таксации потерь либо затруднены, либо вовсе отсутствуют. Следовательно, в итоговой оценке всегда есть элементы субъективизма, предопределённые возможными последствиями.
К их числу относятся неудовлетворительная оценка лесопожарного менеджмента в субъекте РФ со стороны федеральных властей, если им заявлены большие объёмы ущерба, либо снижение объёмов финансирования на предупреждение и борьбу с лесными пожарами в последующие годы, когда суммы заявленного ущерба минимальны.
Проект новой методики оценки ущерба от лесных пожаров, подготовленный Минприроды и размещённый на портале проектов нормативно-правовых актов, учитывает при оценке ущерба не только погибшие и повреждённые лесонасаждения, но и затраты на восстановление лесов на пройденных пожарами площадях, а также расходы на восстановление недревесных ресурсов и экологических полезностей леса.
На этом пути неизбежно встанет вопрос, как соединить в ущербе две его составляющие — экономическую и экологическую, учитывая тот факт, что значение последней будет возрастать по мере реализации мероприятий по введению лесов в климатическую политику.
Здесь свои услуги может предложить рыночная экономика с её инструментарием, эффективность применения которого в управлении лесами доказана зарубежным опытом. Речь идёт об установлении цен на лесные земли таким образом, чтобы в их стоимости учитывались экономические, экологические и социальные ценности.
Нет комментариев