The Mahavishnu Orchestra, Оркестр Махавишну — влиятельная группа прогрессивного рока, образованная в Нью-Йорке в 1971 году британским гитаристомДжоном Маклафлином. Группа находилась в авангарде движения джаз-рок-фьюжн и исполняла сложную многоплановую музыку (с элементами тяжелого психоделического рока и индийских влияний), отмеченную импровизационным разнообразием и виртуозностью всех её участников. Джон Маклафлин, барабанщик Билли Кобэм, скрипач Жан-Люк Понти в 1970-х годах неоднократно возглавляли списки лучших инструменталистов каждый в своей категории. The Mahavishnu Orchestra, выпустив пять альбомов (первые два из которых, The Inner Mounting Flame и Birds of Fire считаются классикой направления джаз-фьюжн), распались в 1976 году. В 1984 годуМаклафлин возродил состав, который просуществовал три года. В последние годы наблюдается резкий всплеск интереса к творчеству группы. У неё появились прямые последователи (к таковым относят себя Mars Volta), вышли пять официальных альбомов-трибьютов.
История группы
Ядро группы возникло, когда британский гитарист Джон «Махавишну» Маклафлин (из Йоркшира), и уроженец Панамы Билли Кобэм (ударные) познакомились в студии, где работали с Майлзом Дэвисом над Tribute to Jack Johnson. В этот первый интернациональный состав Mahavishnu Orchestra вошли также Рик Лэрд (бас-гитара) из Дублина, Ирландия, Ян Хаммер из Чехословакии(фортепиано, орган, муг) и Джерри Гудман (скрипка) из Чикаго, штат Иллинойс. Главным кандидатом на роль скрипача с самого начала был Жан-Люк Понти, но от этой идеи пришлось временно отказаться из-за проблемы с визой. Этот состав записал два самых известных альбома: The Inner Mounting Flame (1971) и Birds of Fire (1972), которые обеспечили ему репутацию пионеров жанра джаз-фьюжн.
Музыкальное мировоззрение Маклафлина было во многом сформировано его занятиями с индийским гуру Шри Чинмоем, который и дал ему духовное имя «Махавишну». У Маклафлина были собственные, необычные для того времени идеи композиционных структур и роли тех или иных инструментов в них. В частности, он считал, что скрипка должна играть равную с другими инструментами роль в аранжировках.
По мере развития группы гитарист перешел на ставшую впоследствии фирменной для него гитарой с двойным грифом (шесть струн и 12 струн) что позволило ему достичь необычайно разнообразия и размаха в звучании. Хаммер, кроме того, был одним из первых, кто использовал мини-муг синтезатор, на котором нередко исполнял сольные партии, соперничавшие по степени значимости с гитарными и скрипичными.
В музыке группы соединились несколько влияний: психоделический хард-рок в духе Джими Хендрикса (с которым Маклафлин играл джемы по прибытии в Нью-Йорк, когда был участником группы The Tony Williams Lifetime), сложные ритмические рисунки, заимствованные из индийской музыкальной культуры, элементы классической музыки, фанка и джаза. Раннее творчество группы было чисто инструментальным (в более поздних альбомах звучал вокал — как правило, в духе ритм-энд-блюза или музыки госпел), разброс стилей был необычайно широк — от сверхэнергичного фьюжна («Vital Transformation») до музыки, напоминавшей камерную («A Lotus On Irish Streams» и «Thousand Island Park», написанные для акустической гитары, фортепиано и скрипки). Нередко камерный и джазовые подходы соединялись в пространстве одной композиции («Open Country Joy»).
Стрессы, связанные с неожиданной популярностью, а также недостаточно прочные личные связи, привели к возникновению трений внутри коллектива в 1973 году. Ускорила процесс крайне неудачная сессия в лондонской студии Trident, где музыканты рассорились и перестали общаться друг с другом. Решающее значение для судьбы первого состава группы имело интервью Яна Хаммера и Джерри Гудмана в журнале Crawdaddy!, в котором те выразили неудовольствие диктатурой Джона Маклафлина. В Нью-Йорке была осуществлена попытка примирения, но в конечном итоге и она не увенчалась успехом. Незаконченный альбом, записывавшийся в студии Trident, был выпущен лишь тридцать лет спустя под названием The Lost Trident Sessions.
Mahavishnu Orchestra реформировались в 1974 году, когда Маклафлин пригласил к участию скрипача Жана-Люка Понти (известного сотрудничеством с Фрэнком Заппой), клавишницу и вокалистку Гейл Моран, басиста Ральфа Армстронга и барабанщика Нараду Майкла Уолдена (англ. Narada Michael Walden). Вспомогательный состав включал в себя также Стивена Киндлера и Кэрол Шайв (скрипка), Маршу Уэстбрук (виола), Фила Херши (виолончель), Стива Франкевича и Бобо Нэппа (духовые инструменты).
Состав, который Маклафлин считал (и нередко называл) «настоящим Оркестром Махавишну», выпустил два альбома: Apocalypse(1974) и Visions of the Emerald Beyond (1975). Первый из них был записан в Лондоне при участии Лондонского симфонического оркестра под управлением Майкла Тилсона Томаса; продюсером сессий был Джордж Мартин. К моменту выхода Inner Worlds (1976) группа сократилась до размеров квартета: ушел Понти, а Моран заменил Стю Голдберг.
После распада и этой версии оркестра Маклафлин собрал группу Shakti, в музыке которой уже преобладали индийские мотивы, а также The One Truth Band & The Translators и гитарное трио с Элом ди Меолой и Пако де Люсией. В 1984 годуМаклафлин реформировал Mahavishnu Orchestra: наряду с новыми участниками (саксофонистом Биллом Эвансом, басистом Йонасом Хельбергом и клавишником Митчелом Форманом) сюда вошел участник первого состава Билли Кобэм. Последний принимал участие в студийных записях (в частности записывал альбом 1984 года названный именем группы), но на концертах уступал место Дэнни Готлибу. Звучание группы в этот период её творчества было совершенно иным: во многом потому что Маклафлин стал активно использовать синтезаторную систему Synclavier. Возвращение оказалось неудачным: группа записала лишь один альбом для Warner Bros. и снова распалась.
Сформировавшееся параллельное The John McLaughlin Guitar Trio меняло состав; постоянным участником группы был лишь Трилок Гурту (перкуссия). В его группе The Free Spirits, участвовали Джой ДеФранческо (хаммонд-орган и труба) и Деннис Чемберс (ударные). В гастролях принимали участие Эл ди Меола и Пако де Люсия.
Билли Кобэм тем временем успешно выступал соло, а кроме того записал несколько альбомов с Total Eclipse, Crosswinds и Spectrum. Он гастролировал и с составом Billy Cobham & George Duke Band. Ян Хаммер и Н. М. Уолден приняли участие в записи альбома Джеффа БекаWired, записали каждый несколько сольных альбомов, а также приняли участие в создании темы для телесериала «Miami Vice». Джерри Гудман записал альбом с Like Children(здесь также принял участие Ян Хаммер), а затем записал три сольных альбома и гастролировал с коллективами Shadowfax и The Dixie Dregs. Рик Лэрд играл со Стеном Гетцем и Чиком Кориа, а также выпустил сольный альбом Soft Focus. В 1982 году он покинул музыкальную сцену, перешел на преподавательскую работу и стал фотографом.
A1All In The Family
Bass Guitar – Ralphe ArmstrongDrums, Congas, Marimba [Bass], Shaker – Narada Michael WaldenGuitar, Guitar Synthesizer – John McLaughlinOrgan, Piano – Stu GoldbergWritten-By – John McLaughlin
6:00A2Miles Out
Bass Guitar – Ralphe ArmstrongDrums – Narada Michael WaldenGuitar, Effects ['360' Systems Frequency Shifter] – John McLaughlinSynthesizer [Mini-Moog (Customized Mini-Moog, Steiner-Parker Synth)] – Stu GoldbergWritten-By – John McLaughlin
6:44A3In My Life
Backing Vocals – Stu GoldbergBass Guitar – Ralphe ArmstrongPiano, Lead Vocals – Narada Michael WaldenTwelve-String Guitar [Acoustic], Backing Vocals – John McLaughlinWritten-By – McLaughlin*, M. Walden*
3:20A4Gita
Bass Guitar – Ralphe ArmstrongDrums, Lead Vocals – Narada Michael WaldenGuitar Synthesizer, Backing Vocals – John McLaughlinOrgan, Piano – Stu GoldbergWritten-By – John McLaughlin
4:23A5Morning Calls
Guitar Synthesizer – John McLaughlinOrgan – Narada Michael WaldenWritten-By – John McLaughlin
1:20B1The Way Of The Pilgrim
Bass Guitar – Ralphe ArmstrongDrums, Timpani [Tympani] – Narada Michael WaldenGuitar, Guitar Synthesizer – John McLaughlinPiano, Synthesizer [Mini-Moog (Customized Mini-Moog, Steiner-Parker Synth)] – Stu GoldbergWritten-By – M. Walden*
5:14B2River Of My Heart
Acoustic Bass – Ralphe ArmstrongLead Vocals, Piano, Percussion – Narada Michael WaldenLyrics By – Kanchan Cynthia Anderson*Written-By – M. Walden*
3:37B3Planetary Citizen
Bass Guitar, Lead Vocals – Ralphe ArmstrongClavinet, Backing Vocals – Stu GoldbergDrums, Backing Vocals – Narada Michael WaldenGuitar, Backing Vocals – John McLaughlinWritten-By – Ralphe Armstrong
2:14B4Lotus Feet
Congas, Bells [Sleigh Bells] – Narada Michael WaldenGuitar Synthesizer – John McLaughlinSynthesizer [Mini-Moog (Customized Mini-Moog, Steiner-Parker Synth)] – Stu GoldbergWritten-By – John McLaughlin
4:22B5Inner Worlds Part 1
Bass Guitar [Brassmaster Bass] – Ralphe ArmstrongDrums, Gong, Timpani [Tympani] – Narada Michael WaldenGuitar, Effects [Frequency Shifter], Guitar Synthesizer, Synthesizer [E-mu Synthesizer/Sequencer] – John McLaughlinSynthesizer [String], Synthesizer [Mini-Moog (Customized Mini-Moog, Steiner-Parker Synth)] – Stu GoldbergWritten-By – John McLaughlin
6:35B6Inner Worlds Part 2
Bass Guitar [Brassmaster Bass] – Ralphe ArmstrongDrums, Gong, Timpani [Tympani] – Narada Michael WaldenGuitar, Effects [Frequency Shifter], Guitar Synthesizer, Synthesizer [E-mu Synthesizer/Sequencer] – John McLaughlinSynthesizer [String], Synthesizer [Mini-Moog (Customized Mini-Moog, Steiner-Parker Synth)] – Stu Goldberg
Written-By – Stu Goldberg
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев