Следующий проект, который организовал Афанасий Маркианович в селе Хлопуново, это общество трезвости.
В
Томских Епархиальных Ведомостях № 5 от 1 марта 1913 года на странице 125 есть об этом заметка:
ЖУРНАЛЪ
Коммиссіи по устройству Томскаго Епархіальнаго Братства Трезвости, подъ предсѣдательствомъ Протоіерея Симеона
Сосунова.
1913 г. Января 25-го дня.
СЛУШАЛИ: 1) Заявленіе священника села Хлопуновскаго о. Аѳанасія Шевелкова, отъ 4-го января 1913 г. за № 8, о томъ, чтобы указать путь необременительнаго пріобрѣтенія свѣтовыхъ картинъ для демонстраціи во время трезвенныхъ чтеній. ..."
Самое интересное, что это за световые картины?
Это мы узнали из статьи самого Афанасия Маркиановича:
Открытіе Общества трезвости во имя Святыхъ Великихъ Тріехъ Святителей въ селѣ Хлопуновскомъ, благочинія 36 округа, Змѣиногорскаго уѣзда, Томской епархіи.
Для уменьшенія и прекращенія пьянства въ с. Хлопуновскомъ, сопровождаемаго драками, плачемъ, стонами и почти ежегодными убійствами, причтъ при участіи учителей мѣстной церковно-приходской школы рѣшилъ выйти на открытую борьбу съ этимъ страшнымъ источникомъ различныхъ бѣдъ и всякаго зла, для каковой цѣли 3-й годъ знакомитъ прихожанъ съ вредомъ алкоголя, устраивая при школѣ дневныя, и вечернія чтенія съ туманными картинами, ясно иллюстрируя всю пагубность пьянства. Результатомъ чего явилось въ нѣкоторыхъ прихожанахъ сознательное отношеніе къ трезвой жизни; замѣчая это, причтъ рѣшилъ, съ Божіей помощью приступить къ открытію Общества трезвости, покровителями онаго избравъ Святыхъ Тріехъ Святителей, Великихъ Учителей воздержанія, въ честь и славу которыхъ освященъ храмъ въ селѣ.
По имѣющимся правиламъ нѣсколькихъ различныхъ обществъ трезвости были составлены правила для новаго бщества.
Въ продолженіе послѣдняго времени, начиная съ 4-й недѣли Рождественскаго поста, священникомъ сей церкви за каждымъ богослуженіемъ были прочитываемы поученія и бесѣды о вредѣ пьянства. На призывъ пастыря къ трезвости и подъ свѣжимъ впечатлѣніемъ поученій и бесѣдъ, нѣкоторые изъ прихожанъ изъявили желаніе вступить въ число членовъ будущаго Общества Трезвости. Подготовивъ такимъ образомъ почву къ открытію Общества, рѣшено было 1-го января Новаго (1913) года открыть таковое.
Открытіе Общества пріурочено было къ Новому Году въ той надеждѣ, что Новый Годъ, какъ хорошій символъ, начало, обновленіе жизни, можетъ придать особую силу въ побѣдѣ. Въ простомъ будничномъ днѣ какъ-то теряется торжество побѣды, не видно начала, а хочется яркости, чтобы далеко былъ виденъ первый шагъ, не забывался срокъ, а это лучше всего съ Новаго Года.
Предъ новогоднимъ молебномъ, по совершеніи Божественной литургіи, священникомъ было произнесено слово, призывающее прихожанъ къ обновленію жизни и о вступленіи желающимъ въ Общество, встать въ рядъ борцовъ за св. трезвость, вознеся Господу Богу усердную молитву, дабы новое лѣто было лѣтомъ иной и совершенно новой жизни, жизни лучшей, богоугодной и всѣмъ спасительной.
Послѣ молебна была произведена запись желающихъ вступить въ члены Общества при чемъ записалось 50 человѣкъ обоего пола. Затѣмъ священникомъ предъ Св. Крестомъ и Евангеліемъ было дано торжественное обѣщаніе не употреблять никакихъ спиртныхъ напитковъ (ст. 8-я прав.), послѣ чего таковое-же обѣщаніе дали и всѣ остальные члены Общества, предварительно выслушавъ отъ священника наставленіе о св. силѣ и важномъ значеніи обѣта.
Въ заключеніе священникомъ объявлено было Общество трезвости открытымъ и сказано членамъ-трезвенникамъ краткое привѣтственное слово.
Вечеромъ этого дня въ школѣ устроено было чтеніе съ свѣтовыми картинами. Къ 5-ти часамъ вечера просторная школа была полна народомъ, ожидающимъ начала чтеній. Скоро раздалось пѣніе всѣми присутствующими съ участіемъ церковнаго хора тропаря Святымъ Тріемъ Святителямъ: „Яко Апостоловъ единонравніи"... и священникъ, войдя на школьную каѳедру, прочиталъ Новогодній листокъ (журн. Воскр. день): „ревность но вѣрѣ чудеса творитъ". Учителемъ 1-мъ прочитано было „Трезвыя вѣсти", 2-мъ учителемъ прочитанъ разсказъ „Съ пьяныхъ глазъ", который былъ иллюстрированъ свѣтовыми картинами чрезъ волшебный фонарь. Чтеніе сопровождалось пѣніемъ кантовъ изъ Лепты, нѣкоторыя съ фисъ—гармоніей; пропѣто было „Суетенъ будешь ты, человѣкъ" въ тріо, „Что ты пьешь, мужичекъ" въ тріо, „Наѳанаилъ" хоровое. Въ заключеніе исполненъ былъ народный гимнъ.
Послѣ чтенія, оставшимися членами-трезвенниками были подписаны правила Общества и выданы каждому члену листы, свидѣтельствующіе о вступленіи въ Общество трезвости. Затѣмъ написанъ былъ рапортъ мѣстному о. благочинному 36-го окр. съ приложеніемъ правилъ Общества, для представленія Епархіальному начальству на утвержденіе.
Такъ, съ Божіей помощью, состоялось открытіе Общества трезвости при Трехсвятительской церкви с. Хлопуновскаго. Дай Богъ, чтобъ дѣло отрезвленія народа въ Хлопуновскомъ приходѣ, начатое при общемъ дружномъ объединеніи всѣхъ членовъ и главнымъ образомъ иниціаторовъ сего дѣла, шло успѣшно и приносило приходской жизни трезвые плоды!
Священникъ Аѳанасій Шевелковъ.
Томские Епархиальные Ведомости № 6 от 15 марта 1913 года. С.341-343 Афанасий Маркианович был очень просвященным человеком. Он нес свет не только в школе и церкви, но и в жизни людей села Хлопунова.
В
Томских Епархиальных Ведомостях № 3 от 1 февраля 1914 года на страницах 195-198 был опубикован отчет Общества Трезвости при Трехсвятительской церкви села Хлопуновскаго благочиния 36-го округа, Томской епархии. Написанный самим Афанасием Маркиановичем. Мы не будем его приводить, но он очень интересен. Особенно жителям села Хлопуново.
С 1 декабря 1915 года, Афанасий Маркианович был переведен в другое село.
Перемѣщенія.
Резолюціями Его Преосвященства, Преосвященнѣйшаго Анатолія, Епископа Томскаго и Алтайскаго, послѣдовавшими:
24 ноября м. г. за № 3941, священникъ с. Хлопуновсхаго, благ. № 36, Аѳанасій Шевелковъ и свящ. с. Александровскаго, благ. № 26, Николай Ильинскій, согласно прошенію, съ 1 дек. м. г. перемѣщены одинъ на мѣсто другого.
Томские Епархиальный Ведомости № 1 от 1 января 1915 года. С.8 В селе Александровском, Змеиногорского уезда, нашего 26-го Благочиния, так же есть упоминание о Афанасии Маркиановиче. Что интересно, он был знаком с протоиереем Змеиногорского собора, и Благочинным 26 Благочиния
Николаем Дягилевым. И после того, как новая Власть осудила его, протоиереем нашего собора стал Афанасий Маркианович.
Село Александровское
(26 благоч. окр. Зм киногорскаго уѣзда).
Для увѣковѣченія памяти/ воиновъ изъ прихожанъ села Александровскаго, павшихъ на поляхъ брани въ настоящую великую Отечественную войну, усердіемъ мѣстныхъ прихожанъ сооружена икона Пресвятыя Богородицы „Скоропослушницы“ съ неугасимою предъ нею лампадою.
Икона эта, по благосклонному позволенію мѣстнаго О. Благочиннаго, Протоіерея Николая Дягилева, по изготовленіи была освящена и поставлена въ церкви сосѣдняго села Гилевскаго, а 6 -го августа торжественно, при участіи священниковъ и большомъ стеченіи народа, приходовъ Александровскаго и Гилевскаго, принесена въ свою Александровскую церковь, гдѣ совершено было предъ Ликомъ Богоматери молебное пѣніе о дарованіи побѣды. Предъ началомъ молебна свящ. А. Шевелковъ произнесъ краткую привѣтственную рѣчь. Умиленіе народа было большое. Вѣрилось, что въ эти св. минуты молитвеннаго воодушевленія вмѣстѣ съ симъ Св. Образомъ незримо присутствовала среди молящихся и Сама Владычица, «принесши Собою въ эти скорбные дни всенароднаго горя и печали миръ и утѣшеніе.
Свящ. А. Осиповъ.
Томские Епархиальные Ведомости № 17 от 1 сентября 1916 года, С.623 Последнее упоминание в Томских Епархиальных Ведомостях мы встречаем в 1917 году. Афанасий Маркианович пишет статью в защиту школьного предмета Закона Божьего:
Село Александровское 26 благочин. окр.,3мгьиног.уѣзда).
Голосъ противъ постановленій учительскихъ съѣздовъ о не обязательности преподаванія въ школахъ предмета Закона
Божія.
18-го іюня с. г. въ мѣстной церковно-приходской школѣ и въ домѣ священника было приходское собраніе, по вопросамъ событій настоящаго времени, на которомъ обсуждался вопросъ по поводу многочисленныхъ постановленій учительскихъ съѣздовъ о необязательности преподаванія въ школахъ Закона Божія. По всестороннемъ обсужденіи сего вопроса собраніе постановило заявить во всеуслышаніе, сь своей стороны, протестъ противъ таковыхъ постановленій учителей, „такъ какъ намъ, православнымъ родителямъ (говорится въ постановленіи), будетъ весьма прискорбно и нежелательно, если дѣтей нашихъ въ школѣ не будутъ учить Закону Божію и воспитывать ихъ въ духѣ православной христіанской вѣры, и такая школа намъ будетъ не мила, а учителя вь глазахъ нашихъ будутъ казаться недругами народа, мы полагяемъ, что школа должка не только учить, образовывать умъ, но и воспьтывать, образовывать душу ребенка, а послѣднее намъ желательно, что-бы было въ духѣ Православной церкви Христовой. Вь этомъ наша надежда, наше утѣшеніе. Безъ Закона Божія, безъ нравственнаго понятія о христіанской жизни, о любви къ Богу и ближнему, мы разсуждаемъ просто, что и учить не надо, потому что ваши дѣти тогда выйдутъ въ жизнь не людьми, а культурными животными. Мы не дивимся на учителей министерскихъ школъ, въ которыхъ большею частью люди невѣрующіе, а очень обидно за то, что постановленія противъ Закона Божія подписываются учителями церковныхъ школъ; можетъ быть дѣлается не столько по сознанію, а просто „за компанію". Явленіе такие мы считаемъ за безуміе времени.
Священникъ А. Шевелковъ.
Томские Епархиальные Ведомости № 13 от 1 июля 1917 года. С.294-295 Возможно такие высказывания и защита нравственных Православных ценностей и повлияли на дальнейшую судьбу Афанасия Маркиановича. Власть не любит, когда ее критикуют, за свои мысли и высказывания.
Спасибо Дмитрию Сергеевичу Обыденнову за подборку документов о Афанасии Маркиановиче. Они показали, что за человек был наш протоиерей. Очень много моментов в его жизни были похожи. Афанасий Маркианович не раз проводил службу в сторожке храмов. При строительстве храма в селе Хлопунова, и при Змеиногорском соборе во время провисшей штукатурке в самом храме. Он всегда оставался верен своему долгу, обучал людей, проводил службы, умел сказать нет.
Шевелков Афанасий Маркианович и Змеиногорский собор.
Весной 1935 года настоятелем Преображенского храма стал протоиерей Афанасий Шевелков (указ от 28 марта 1935 года Алтайского Епархиального управления) благочинный пятого Церковного округа (Рубцовского) по совместительству.
Комментарии 22