Мольта Харайгунского муниципального образования. Она самозанятая. Воспользовавшись предложением государства развивать личное подсобное хозяйство, получила финансовую поддержку, купила коров, реализует молоко и молочную продукцию собственного производства. Сегодня уже смот-рит в будущее – намерена расширять своё хозяйство.
- Если бы мне ещё 10 лет назад кто-то сказал, что я буду доить коров и торговать молоком, я бы подняла этого человека на смех, - говорит Ольга.
А ведь, как говорится, ничто не предвещало. Ольга Евгеньевна Дмитришина в прошлом исконно городской житель. Более того - иностранка. Она приехала в Саянск из Казахстана 17 лет назад в гости к маме и осталась. Не сказать, чтобы её сильно впечатлил Саянск, потому что жила Ольга в Актау – это крупный портовый город в Казахстане на берегу Каспийского моря с населением 180,5 тысячи человек, до 1991 года он назывался Шевченко. Поэтому к сибирской природе она готова не была. По образованию бухгалтер, в Казахстане работала в нефтяной компании, знала складскую работу и специфику. От сельского хозяйства была далека примерно настолько же, насколько её сегодняшний коровник от Каспия.
В селе Самаре живёт у Ольги сестра. Когда раньше она приезжала к сестре в гости, то коров, а их было пять в хозяйстве, боялась. И уж тем более не умела доить.
А потом встретила в Саянске мужчину, вышла замуж. Муж оказался коренной мольтинский уроженец. Причём из многодетной семьи. Родители мужа подарили молодожёнам корову и научили премудростям обращения с ней.
- Мне это, честно говоря, было в тягость, - корова, свиньи. Я работала в Саянске в индустрии красоты: окончила курсы парикмахеров и маникюра. Но жила-то я в Мольте. Сюда не добраться. Регулярного общественного транспорта, кроме сезонного, нет. В Мольте работы нет, а чтобы ездить в город на работу, нужны деньги дополнительные. Ездила на такси, машины не было. Что зарабатывала, то и прокатывала, - рассказывает Ольга Евгеньевна. - Мужу сказала, что больше не могу с коровами, убирай их. Переедем в город. А он всю жизнь прожил в деревне и был противником городской жизни. Но на удивление согласился убрать всю живность. И вдруг после этого все захотели молока и каши на домашнем молоке – дети, муж привыкли так питаться.
Как-то наша героиня пошла к соседке покупать молоко, а оно подорожало. Подумалось, ничего себе, я свою корову ликвидировала, теперь буду покупать молоко? Ольга посидела, напрягла своё бухгалтерское образование, просчитала всё и позвонила мужу, он в тот момент был на вахте. И сказала, что им нужно брать пять коров.
- До этого мне одна была в тягость, - вспоминает Ольга Евгеньевна. - Он слегка обалдел и спросил, не широко ли я шагаю? Давай хоть не пять, а три. Давай, но чтобы я могла зарабатывать на этом, не только для своего удовольствия молоко пить. Муж взял кредит три года назад, купили двух дойных коров. Они принесли телят. И потихоньку я начала вникать в коммерческие тонкости жизни своим хозяйством. Я торговала молоком, сметаной и творогом.
А после этого Ольга и Дмитрий Дмитришины снова всё продали, уезжали, потом вернулись. Но жизнь уже не задалась: муж попал под сокращение, денег не было, не было и хозяйства, которое помогло бы жить, а не выживать.
- И тут появляется предложение от Ларисы Николаевы Синицыной, - продолжает Ольга Дмитришина, не забывая следить за сепаратором добавлять молока и делать ещё несколько дел, рассказывая о своём пути к соцконтракту. - Мне вообще с ней повезло, от души говорю! Я поделилась с Ларисой Николаевной своими мыслями насчёт заключения социального контракта, но и страхами тоже. Я боялась. Лариса Николаевна обещала помочь. И действительно, она почти за руку меня водила, сначала убедила, помогла преодолеть сомнения. Мы составили бизнес-план.
Заключив контракт на развитие личного подсобного хозяйства, Ольга поучила 200 тысяч рублей. Снова приобрела двух дойных коров: одна даёт 23-25 литров, вторая – 15-17.
Когда Ольга шла на собеседование перед заключением соцконтракта, не переживала, потому что знала чего хочет и знала, что сказать комиссии. Была уверена в себе. Препятствий ей никто не чинил. Тем более что фамилия Дмитришин в Зиминском районе известная. У семьи свои покосы, трактор, хоть и старенький, на их угодья хватает. Корма, зерно в рамках соцконтракта приобретают у фермера Самсона Дмитришина.
Молоко Ольга Евгеньевна сепарирует, делает сметану, сливки творог, топлёное молоко. Покупает закваски с про- и пребиотиками и делает великолепный домашний йогурт. Способ изготовления - самый что ни на есть традиционный, без йогуртниц. Сама печёт булки и хлеб. Случается, балует своих клиентов домашним сгущённым молоком и сыром.
Для реализации Ольга Дмитришина завела группу в Вайбере. Люди вкус натурпродукта оценили. От покупателей нет отбоя.
В июне Ольга Евгеньевна сдала первый отчёт по заработку. Будучи бухгалтером, она считает всё: все затраты и доходы. На вопрос, как успехи, Ольга с энтузиазмом отвечает:
- Замечательно, я, без сомнения, в прибыли! В уплате налога нет ничего страшного. На телефоне устанавливается приложение «Мой налог». Нужно встать на учёт в соцзащиту. В налоговой инспекции всё происходит автоматически. Приложение отличное, удобное и понятное, простое. Вводишь туда сведения о товаре, цене, там формируется чек, некоторым покупателям я отправляю чеки. Налог начисляется автоматически. Налог небольшой, если у меня выходит 30 тысяч в месяц, налог составляет грубо 1000 рублей. Это страшно? Нет. Налог на доходы физических лиц на любом предприятии составляет 13 %. А я плачу 4 %. Через то же приложение «Мой налог» я отсылаю справку о ежемесячном доходе, что я действительно зарабатываю, что деньги я потратила на те вещи, что предусмотрены контрактом. И всё. Я довольна, мне понравилось. Я буду продолжать и снова заключать социальный контракт.
В планах у Ольги мясное животноводство и сыроварение. Как следствие, укрупнение молочного хозяйства. Хотя не только это. Ольга Евгеньевна призналась: ей хочется, чтобы жизнь в её деревне поменялась.
- Вообще хочу, чтобы о Мольте узнали. Вот город, вот Мольта, всё рядом, но люди боятся сюда переезжать, поэтому у нас даже статуса деревни нет – маленький участок. На самом деле здесь люди живут и держат хозяйство. Я хочу, чтобы люди сюда ехали. И ещё хочу, чтобы мой продукт знали, знали, что можно питаться хорошими, здоровыми и полезными продуктами.
Ольга Дмитришина теперь ничего не боится: она всегда может обратиться к своему помощнику – Ларисе Николаевне Синицыной, главе Харайгунского МО, которая идею просчитает, поддержит, поможет развиться. Потому что соцконтракт выгоден всем: и государству, которое оказывает финансовую поддержку и на выходе получает предпринимателя, и семью, которая больше не нуждается в пособиях. Это выгодно самому человеку, заключившему соцконтракт. Это выгодно и сельскому муниципалитету – решается проблема занятости населения, повышается уровень жизни.
А что касается мечты Ольги Дмитришиной о том, чтобы Мольта приобрела более высокий статус, то и тут есть подвижки. За год население участка выросло с 15 до 50 человек. О том, как и почему это произошло «Вестник района» расскажет в ближайших номерах.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев