Старые, мощные и самые крупные деревья в той или иной местности часто получали соответствующие «статусные» названия. Так, дуб в окрестностях с. Ранковичи (община Пуцарево, Босния), считавшийся тысячелетним, назывался carski hrast [царский дуб]; в Живецком пов. (Силезия) старейший местный дуб называли ojciec dębów [отец дубов]; назвали это дерево поляки gospodarz lasu [хозяин леса], а в белорусском Полесье разные крупные деревья назвали царь-дуб.
Высокий статус этого дерева в общей древоиерархии проявился и в том, что разные виды дубов использовали в самых важных, «годовых», календарных ритуалах. В частности, по большей части именно дубы служили материалом для полена бадняка — главного обрядового атрибута Коляды — важнейшего праздника балканославянского календаря.
Сжигая в печи дубовое полено бадняк, черногорцы говорили:
«Дуб jе цар дрва, а ватра jе jедан годименат»
[Дуб — это царь деревьев, а огонь — это праздник, радость].
Дубовую ветку здесь носили с собой колядники, оставляя её в очаге перед уходом, а также полазник, который ворошил ею угли в очаге и произносил благопожелания.
По материалам книги "Деревья в славянской народной традиции. Очерки" Агапкина Т.А.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3
К чему эти заумные греческие "дендрарии"!?
Мы же не греки...