День 14 сентября в православных церковных календарях отмечен как начало индикта. В Русской Церкви новолетие начинается 1 сентября (по старому стилю) и именно в этот день начинается новый богослужебный круг главных, двунадесятых церковных праздников.
Индикт — слово латинское, означающее просто «налог, назначение». В христианский календарь это слово попало, когда в империи были введены так называемые индикты Константина Великого — новая календарная система, берущая начало с 312 года. А праздник новолетия был установлен в 325 году в Никее I Вселенским Собором.
Правда, в Византии церковный год не всегда начинался 1 сентября: был индикт императорский — с 25 сентября, был римский — с 1 января, было и мартовское летосчисление — с 1 или 25 марта (день Благовещения).
С 1492 года новолетие на Руси отмечали как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в этот день было воспоминание проповеди Спасителя в назаретской синагоге (Лк 4:16–30), когда Он сказал, что пришел исцелять сокрушенных сердцем и проповедовать лето Господне благоприятное (Ис 61:2).
В тот год во всех христианских странах ждали конца света, ведь исполнялось 7000 лет со дня сотворения мира, и распространялся слух, что восьмой тысячи не бывать. И решением церковных иерархов и царя Иоанна III празднование Нового года было перенесено с 1 марта на сентябрь.
В XVII веке день ни один нищий в этот день не оставался без утешения — их щедро оделяли милостыней и одеждой, кормили сытным праздничным обедом, царь и бояре оделяли народ гостинцами и подарками.
В последний раз торжественный чин «летопроводства» был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра I: на Соборной площади московского Кремля он, сидя на троне в старорусском царском облачении, принимал Патриаршее благословение и поздравлял народ с новым годом, которому, по воле императора, суждено было продлиться всего 4 месяца. Новый, 1700 год встретили уже 1 января. Правда, церковное торжество ограничилось просто молебном после литургии.
В 1918 году большевики волевым решением ввели в стране григорианский календарь (в каком-то смысле в календарной реформе они обошли самого Петра Великого: после 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля).
Календарь очень важен для Церкви, ведь церковный календарь — икона, развернутая во времени, непрерывное молитвословие и богослужение, связывающее человека с миром и Богом. Заканчивается череда великих праздников церковного года Успением Пресвятой Богородицы (28 августа), а начитается праздником Рождества Царицы Небесной 21 сентября.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4