В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева проходит выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV — начала XX века». Уникальная выставка представляет в экспозиционном пространстве более 60 произведений из музейных и частных собраний: иконы, эскизы храмовых росписей, гравюры, книги и предметы декоративно-прикладного искусства, иллюстрирующие дни творения, показывающие образ Бога Творца, историю Адама и Евы, изгнанных из рая после грехопадения и ставших прародителями всего человечества.
— Тема сотворения мира впервые появилась в псковской «Толковой палее» 1477 года, — рассказывает один из кураторов выставки, заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений музея Жанна Белик. — Можно сказать, что это первое обращение к теме сотворения мира в русском религиозном искусстве. В рукописи повествуется о некоторых событиях из истории Древней Руси, а также излагается библейская история. Но в ней показан уже сотворенный Богом мир — солнце и луна, растения и животные, человек, а самого акта творения нет. Вопрос, как происходило созидание мира Богом, тогда еще не стоял перед русским человеком. Он об этом начнет задумываться позже.
Более глубокое обращение к тому, что происходило в шесть дней творения, связано с эпохой царя Ивана Грозного. На выставке представлена Острожская Библия из собрания музея, изданная Московской старообрядческой печатней в 1914 году; основой для ее иллюстраций послужил Лицевой летописный свод Ивана Грозного, созданный в середине XVI века. Как отмечают организаторы выставки, в эпоху правления этого царя русское религиозное искусство начинает осмысливать тему сотворения мира.
Полностью читайте в апрельском номере «Журнала Московской Патриархии» (№4, 2024) и на нашем сайте: http://e-vestnik.ru/reports/dni_tvoreniya_vrabotah_ikonopiscew_13159/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5