Этот дом — единственный мемориальный музей писателя на территории России.
История приобретения участка земли для строительства усадьбы такова. Младший брат писателя Илларион (1854–1915) был болен туберкулёзом, и врачи посоветовали ему жить около Чёрного моря, на побережье которого имеются массивы сосны. Владимир и Илларион были с детства очень дружны, переписывались друг с другом, часто встречались, поддерживали друг друга как морально, так и материально.
К 1902 году двухэтажный с мезонином дом был построен из местного дикого камня. В подвалах дома были предусмотрены хозяйственные помещения различного назначения. Украшали дом резные, красивого рисунка деревянные террасы, балконы и переходы, выкрашенные в белый цвет, что придало зданию очень красивый вид. Первый этаж был гостевой, на втором этаже — жилые комнаты, а мансарду облюбовал себе писатель для работы в уединении.
Позже был построен вблизи дома каменный хозяйственный флигель, примыкающий к скале, со смотровой площадкой, оформленной крепостными зубцами. Во флигеле были баня, прачечная, кухня, ледник и другие помещения. Вдали от дома, внизу ущелья были предусмотрены деревянные хозяйственные постройки (конюшня, сеновал, хлев, сараи).
Илларион Галактионович переехал с семьёй в Джанхот летом 1901 года и начал благоустройство усадьбы: расчистил вокруг дома прогулочные аллеи и дорожки, обустроил в лесу несколько видовых площадок и площадок для отдыха.
С первого посещения и с первого взгляда неповторимость и красота природных ландшафтов Джанхота зародила в душе писателя чувства, созвучные шёпоту устремлённых в небо пицундских сосен, вековых дубов и рокоту ласкового южного моря.
О своих первых джанхотских впечатлениях В.Г.Короленко в дневнике написал: «Чудесное утро. Проснулся в 6 часов. Прямо против моей двери высокая и близкая гора. Солнце играет на зелени. Тени глубокие, синие. Кричат цикады». «А вчера ночью всё безмолвствовало. Море не шелохнулось, горы казались тучами. И только где‑то трещал одинокий сверчок да перекликались две совушки: „Сплю! Сплю!“», — писал он 5 июля 1898 года.
Одной из ботанических достопримечательностей Джанхота считается кедр ливанский. В начале XX века саженцы кедра по личной просьбе Короленко привёз в Джанхот из Никитского ботанического сада в Ялте Константин Антонович Вернер, товарищ Короленко по Петровской академии (современная Тимирязевская сельскохозяйственная академия в Москве).
К сожалению, до настоящего времени сохранилось только одно дерево. Величественный великан за свои внешние качества получил название «Красавец». Ствол дерева красноватого цвета, отличается особой твёрдостью. Кедры с древних времён использовались для богатых и ценных построек. В Библии сказано, что кора кедра издаёт особенное благоухание — и когда усталый путешественник ложится под сенью кедра, он находит умиротворение и обретает новые силы.
Это ощущение покоя, гармонии и торжества природы присутствует в Джанхоте и сегодня. Оно передаётся и многочисленным посетителям, которым интересно соприкоснуться с атмосферой изумительного по красоте местечка, вдохновлявшего В.Г.Короленко на создание замечательных литературных произведений.
Именно здесь писатель работал над повестью «История моего современника», рассказами «Без языка», «У казаков», «Ушёл», «С экзаменом и без экзамена», «Братья Мендель».
В 1919 году имение семьи Короленко было национализировано. Вдову Иллариона Галактионовича и его сыновей начали притеснять. В 1930 году прежние хозяева навсегда покинули семейное гнездо.
После революции в усадьбе находилась детская колония беспризорников, затем коммуна, образовавшаяся в 1930-х годах, потом временные базы отдыха, пионерские лагеря. Во время Великой Отечественной войны в доме был военный госпиталь.
Музей официально был открыт только 21 мая 1964 года, здание усадьбы было передано на баланс Геленджикского историко-краеведческого музея.
Из статьи Константина Степанова «Дача Короленко», журнал МИР МУЗЕЯ, май, 2017 год.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев