Сегодня как и обещал в нашем путешествии онлайн музей - квартира А.С Пушкина на Мойке 12 в Санкт - Петербурге. Благодаря дочке я сегодня и посетил данный музей, именно она была инициатором этой экскурсии. Ну что, спешу теперь вместе с вами прогуляться и вернутся в 19 век. Поехали!
«Тысяча восемьсот тридцать шестого года сентября первого дня, я, нижеподписавшийся Двора Его Императорского Величества камер-юнкер Александр Сергеевич Пушкин, заключил сей контракт по доверенности госпожи статс-дамы княгини Софьи Григорьевны Волконской, данной гофмейстеру Двора Его Императорского Величества, сенатору и кавалеру Льву Алексеевичу Перовскому в том: 1-е. Что нанял я, Пушкин, в собственном Её Светлости княгини Софьи Григорьевны Волконской доме, состоящем 2-й Адмиралтейской части 1-го квартала под №7 весь, от одних ворот до других, нижний этаж, из одиннадцати комнат состоящий, со службами; как то: кухнею и при ней комнатою в подвальном этаже, взойдя на двор направо; конюшнею на шесть стойлов, сеновалом, местом в леднике и на чердаке и сухим для вин погребом, сверх того, две комнаты и прачешную взойдя на двор налево, в подвальном этаже во втором проходе; сроком вперёд на два года, то есть: по первое число сентября, будущего тысяча восемьсот тридцать восьмого года <…>».
До тысяча восемьсот тридцать восьмого года… Пушкин не проживёт в своём последнем доме и пяти месяцев.
Переезд на Мойку 12 состоялся 15 сентября 1836 года. В новой квартире обитали: сам Александр Сергеевич с женой, четверо детей, сёстры Натальи Николаевны, две няни, кормилица, лакей, четыре горничные, три служителя, повар, прачка, несколько доверенных слуг, да преданный «старый дядька» Никита Козлов. Транспорт Пушкиных был в каретном сарае, в Бироновых конюшнях: кабриолет, двухместная коляска и большой четырёхместный экипаж.
Войдя из-под арки ворот на крыльцо, гости и хозяева попадали на парадную лестницу, которую по старинному называли сенями. Отсюда входили в переднюю, затем в столовую.
По воспоминаниям современников, у Пушкиных в этой комнате стояли круглый стол и диван, а на стене висели довольно большое зеркало и картина.
Здесь был и огромный буфет с посудой. Сегодня в шкафу-горке хранится небольшой сильно поцарапанный подносик из папье-маше и дорожный прибор Пушкина приобретённый им во время южной ссылки на кишиневском базаре. Когда 27 января 1828г. его сестра Ольга вышла замуж, Александр Сергеевич подарил ей прибор, наполнив графин любимой мадерой.
На подносике из папье-маше по преданию 18 февраля 1831г., в день венчания Пушкина и Гончаровой, молодым подали бокалы с шампанским.
Центральная комната парадной анфилады, выходящей окнами на Мойку, — гостиная. Как и при Пушкине здесь стоит стол на вогнутых ножках, два дивана красного дерева, небольшой застеклённый шкаф с книгами: кое-где одного фасона со столом кресла, обитые бронзой, спинки решетчатые.
В этой комнате висел знаменитый портрет Александра Сергеевича кисти Ореста Кипренского. Портрет этот, признаваемый всеми как самый удачный и обладающий максимальным сходством с оригиналом, заказал Антон Дельвиг. После его смерти Пушкин выкупил портрет у вдовы своего лицейского товарища и повесил в гостиной. В конце XIX века потомки передали портрет в Третьяковскую Галерею, где он находится и по сей день. В гостиной на Мойке сейчас висит копия.
Кабинет Натальи Николаевны был разделен на две части. За ширмами, в глубине комнаты стояла кровать. Здесь была спальня. У окон, входящих на Мойку, перед ширмами находился будуар.
На столике портрет Пушкиной, исполненный в начале 1832г. Александром Брюлловым. По семейному преданию художник изобразил юную жену поэта с теми украшениями, которые были на ней, когда она впервые встретила Пушкина в 1828г. в Москве.
Рядом с портретом стоит шкатулка. После смерти мужа Наталья Николаевна хранила все его письма, разложив их по конвертам и надписав год и место, откуда они были посланы. Не очень понятно, а где же письма самой жены мужу? Кажется, что они просто бесследно исчезли…
С Пушкиными жили и сёстры Гончаровы. В 1834г. Пушкина решила помочь старшим сёстрам обрести семейное счастье — найти женихов — и перевезла их в Петербург. Пушкин не приветствовал переезд своячениц: «Моё мнение: семья должна быть одна под одной кровлей: муж, жена, дети — покамест малы; родители, когда престарелы. А то хлопот не наберёшься, и семейственного спокойствия не будет». Все мы знаем, что одна из сестёр, Екатерина (Коко), выйдет замуж за убийцу Пушкина — Жоржа Дантеса.
Дети поэта — Маша, Саша, Гриша и Наташа — вместе с кормилицей и двумя нянями жили в комнате, которая находилась в глубине квартиры, за спальней и кабинетом Пушкина. Здесь должны были стоять кроватки, столики для занятий со старшими детьми и пеленания младшей дочери, сундучки и короба с игрушками. Пушкин был нежным и внимательным отцом. «Сказки Шарля Перро» на французском были одним из последних его приобретений в магазине Беллизара, что на Невском. Чуть раньше, в июле 1836г. Пушкин купил у Диксона книжки для раскрашивания.
Наташа в то время была ещё очень мала (Она родилась в мае 1836г.) В детской висит её портрет работы Ивана Кузьмича Макарова 1849г.
Ну а мы с вами отправляемся в самую главную комнату дома — кабинет Александра Сергеевича Пушкина.
Кабинет Пушкина был устроен у самого входа в дом. Сюда можно было попасть прямо из передней. Полками была перекрыта дверь в гостиную. Хранитель музея на Мойке 12 Галина Михайловна Седова пишет, что, возможно, полками была перекрыта и дверь в детскую, которая сейчас открыта для удобства прохода посетителей.
Кабинет выглядит просто. «Вдоль стен — полки с книгами, простые стулья с плетёными спинками, посередине — огромный стол простого дерева, заваленный бумагами, письменными принадлежностями и книгами», — вспоминает Г.М. Седова описание кабинета, сделанное молодым поэтом Облачкиным, принёсшим Пушкину свои стихи. Робкий Облачкин, увидев в передней повара, собирался, было, передать свои сочинения через него. Но Александр Сергеевич пригласил молодого поэта пройти в кабинет.
«Кабинет был просторный, светлый, чистый, но в нём ничего не было затейливого, замысловатого, роскошного, во всём безыскусственная простота, и ничего поражающего, кроме самого хозяина, поражавшего каждого, кому посчастливилось видеть его».
Сегодня кабинет восстановлен на основе плана, который в феврале 1837г. нарисовал В.А. Жуковский.
Библиотека Александра Сергеевича была прекрасной. В ней были книги из совершенно разных отраслей знаний. «Едва ли кто из наших литераторов успел собрать такую библиотеку», — вспоминал П.А. Плетнев. На книжки Пушкин частенько тратил последние деньги, не пропуская ничего, хоть сколько-нибудь стоящего внимания. Он сравнивал себя со стекольщиком, вынужденным покупать алмазы, на покупку которых решится и не всякий богач. Пушкин в совершенстве владел французским и старо-французским. Читать он каким-то чудесным образом мог на 14 языках. Книги из библиотеки содержат множество пушкинских помет. То, что мы видим сегодня на полках мемориального кабинета — это те же издания того времени, но собранные по крупицам пушкинистами для музея. Оригиналы хранятся в Пушкинском доме.
В записках доктора Шольца, одного из врачей бывших рядом с Пушкиным в последние дни, есть такие строчки:
«Не желаете ли Вы видеть кого-нибудь из близких приятелей?». «Прощайте, друзья!» (сказал он, глядя на библиотеку).
Книги были центром его жизни. Он прощался с друзьями, которые никогда не предавали и не отталкивали его.
В квартире и доме, где бы ни жил Пушкин, непременно находился портрет его старого друга Василия Андреевича Жуковского. Мойка 12 — не исключение. «Победителю-ученику от побеждённого-учителя», — так написано на портрете, подаренном Пушкину в 1820г. в ознаменование завершения работы над «Русланом и Людмилой». Интересно, что «побеждённый учитель» написано через дефис. Жуковский признаёт превосходство пушкинского гения, но оставляет за собой звание и право учителя. Василий Андреевич, возможно, и перестал быть учителем, но до последнего дня оставался ангелом-хранителем своего великого ученика. В 1827г. Жуковский привёз Пушкину перо, которым был написан «Фауст» Гёте. Оно до сих пор хранится в кабинете на Мойке 12.
На столе стоит удивительная вещица. Чернильница, подаренная Пушкину его другом Павлом Воиновичем Нащокиным. Зная интерес Пушкина к своему эфиопскому предку, Нащокин дарит ему на Новый, 1832г., Год чернильницу с «арапчонком». «Посылаю тебе твоего предка с чернильницами, которые открываются, и открывают, что он был человек с двойным зрением», — посылая подарок пишет Павел Воинович. «Очень благодарю тебя за арапа», — благодарит Пушкин друга 29 января 1832г. (не позднее).
Хранятся в кабинете Пушкина его вечные спутники — знаменитые пушкинские трости. В любую погоду Александр Сергеевич отправлялся на прогулку. Есть даже предание, что Пушкин мог дойти от Царского Села до Петербурга пешком. Тростей в кабинете три, бережно сохранённых друзьями поэта. Одна — с гравировкой «Пушкин», вторая — с ручкой из цельного аметиста, а третья — с пуговицей с вензелем Петра I, вмонтированной в рукоятку, так чтобы у автора «Истории Петра» царь-реформатор был всегда под рукой. Считалось, что пуговица досталась поэту от предка — Абрама Петровича Ганнибала.
27 января 1837г в седьмом часу вечера Данзас привёз Пушкина домой. Александра Сергеевича уложили в кабинете на диван, на котором он в муках прожил последние дни своей жизни.
Владимир Иванович Даль, друг Пушкина, врач и автор будущего знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» был с поэтом в последние минуты его жизни. Позже он напишет в записке:
Тогда умирающий, несколько раз подавал мне руку, сжимал её и говорил: «Ну, подымай же меня, пойдём, да выше, выше — ну, пойдём!» Опамятовавшись сказал он мне: «Мне было пригрезилось, что мы с тобой лезем вверх по этим книгам и полкам, высоко — и голова закружилась. Раза два присматривался он пристально на меня и спрашивал: «Кто это? ты?» — «Я, друг мой». — «Что это, — продолжал он, — я не мог тебя узнать». — Немного погодя он опять, не раскрывая глаз, стал искать мою руку и, потянув её сказал: «Ну, пойдём же, пожалуйста, да вместе!»
Душа его робко покидала измученное тело. Через несколько мгновений Пушкина не стало и, как вспоминал Даль: и — пропасть необъятная, неизмеримая разделяла уже живых от мёртвого!»
Часы в кабинете поэта остановились 29 января (10 февраля) 1837г. на отметке 2.45 пополудни. Остановленные Жуковским, они не ходят, застыв на той же отметке и по сей день.
Вы не поверите друзья, слушая экскурсовода о кончине Пушкина, смотря на диван на котором он провел последние часы жизни многие вытирали слезы. Ну а мы отправляемся дальше, нас ждет Петергов с его островами. До встречи!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев