На тебе лежит очень важная обязанность следить за тем, чтобы все наши отделения были обеспечены полным ассортиментом моих книг в достаточном объеме. И я знаю, что каждый день мы получаем большое количество заказов по почте, так что ты должен также следить, чтобы эти заказы выполнялись быстро и в полном объеме. Если мы буем брать деньги у людей, а потом задерживаться с выполнением заказа, мы приобретем дурную репутацию. Так что будь разумен и не ленись, и тогда Кришна даст тебе способность все делать как следует. Нет разницы между повторением «Харе Кришна» или санкиртаной и исполнением порученной работы в сознании Кришны. Иногда нам приходится делать огромное количество управленческой, конторской работы, но Господь Чайтанья пообещал нам, что поскольку в Кали-югу это необходимо для несения нашего проповеднического служения, Он обещает, что эта деятельность не поработит нас. Если надо сделать какую-то работу, то сначала сделай ее, а потом повторяй джапу. Однако минимум шестнадцать кругов в день ты должен прочитать. Спи меньше, если надо, но положенное количество кругов прочитать ты должен.
Разница между соревнованием и майей. Здесь конкурируют за чувственное удовлетворение. Насколько я могу ублажить свои чувства, а другой смотрит, насколько он может ублажить свои чувства. В духовном мире соревнование идет за удовольствия Кришны. Там центр только один. Сколько бы кругов вы ни нарисовали, они не будут пересекаться. Но здесь круги пересекаются. Даже маленький круг может перекрыть большой. Это оттого, что в материальном мире центров много, а в духовном мире центр всего один. В духовном мире, независимо от того, маленький круг или большой, они никогда не пересекаются. Подобным образом, в духовном мире, кто бы и где бы ни нес служение, нет злобной конкуренции. (ПШП Киртираджа-дасу, 2 января 1972)
Во многих ведических писаниях — в «Агни-пуране», «Кали-Сантарана-упанишад», «Брихан-нарадия-пуране» и многих других — можно найти упоминания о том, что маха-мантра особенно рекомендуется для осознания Бога в эпоху Кали. Харидас Тхакур повторял три лакха имен каждый день, то есть, шестнадцать имен в каждой мантре, 108 умножить на шестнадцать, это 1728 имен на каждом круге малы. Разделить 300 000 на 1728 получается около 175 кругов ежедневно. А нам трудно повторить шестнадцать кругов! Вот почему Харидас Тхакур — это Намачарья. Чайтанья-чаритамрита сообщает нам о том, что Господь Чайтанья и Харидас Тхакур были постоянно погружены в повторение харе-кришна-мантры: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
По поводу твоих вопросов. Твой первый вопрос был о том, должен ли преданный всегда говорить правду всем при любых обстоятельствах. Ответ: да, нужно всегда говорить правду. Но квалифицированный преданный сможет говорить правду всегда очень приятно для каждого, так чтобы она звучала приятно даже для врага, это искусство высказывания правды. Разумеется, мы должны говорить правду всем людям, но, как ты говоришь, есть и другая вещь: сатйам бруйат, прийам бруйат. Когда ты сам, проповедуя, приобретешь некоторый опыт в сознании Кришны, и если ты искренен и серьезен в своем желании развивать духовное понимание, тебе не надо будет беспокоиться, потому что ты всегда будешь говорить правду должным образом. Кришна даст тебе необходимый для этого разум, тебе не нужно заботиться об этом. Просто старайся доставить Ему радость своим искренним служением и повторением Его имен, вот и все.
Разумеется, чтобы заниматься бизнесом, приходится лгать. Например, Сам Кришна, Верховная Личность Бога, и то порой, в опасном положении, что-нибудь выдумывал. Хотя Он обещал не вмешиваться в битву на Курукшетре, Ему пришлось нарушить Свое обещание, чтобы только спасти Своего чистого преданного. Поэтому нет такого строгого запрета «лгать нельзя никогда», поскольку и в бизнесе, и в пропаганде это иногда необходимо. Сознание Кришны означает практичную жизнь, это не что-то утопичное или идеалистическое и туманное. Мы просто делаем необходимое, то, что больше всего порадует Кришну, вот и все.
Постепенно ты поймешь, что значит радовать Кришну и что значит доставлять Кришне неудовольствие. Это ты узнаешь, читая наши книги и занимаясь практическим преданным служением. В материальных делах всегда есть что-нибудь нежелательное, но это не основание для того, чтобы бросить работу. Это как огонь: он очень чист, но в нем есть и какой-то дым. Этого не избежать. Все это очищается, когда результат предлагается Кришне. Если этого нет, то какой бы честный бизнес ты ни вел, в нем вообще нет никакого смысла.
Конечно, когда тебе приходится вести дела с другими дельцами, ложь неизбежна. Самому Кришне, Верховной Личности, Богу порой приходилось что-то измышлять в чрезвычайных обстоятельствах. Хотя Он дал слово не вмешиваться в битву на Курукшетре, Ему пришлось нарушить Свое обещание, чтобы спасти Своего чистого преданного. Так что прямого запрета «лгать нельзя ни в коем случае» нет, потому что в бизнесе или в проповеди это иногда бывает необходимо. Сознание Кришны означает практичную жизнь, а не какой-то утопический или идеалистический туман. Мы просто делаем то, что нужно, что может доставить радость Кришне, вот и все.
Постепенно ты поймешь, что означает порадовать Кришну и что означает Кришну огорчить. Ты узнаешь это, прочитав наши книги и лично занимаясь практическим преданным служением. В материальных делах всегда присутствует что-нибудь нежелательное, но ты все равно не должен бросать свое занятие. Например, огонь очень чист, но и в нем присутствует дым. Невозможно обойтись без дыма. Все эти вещи нейтрализуются, если плоды предлагаются Кришне. В противном случае, даже если ты ведешь бизнес чрезвычайно честно, пользы в нем не будет никакой.
Следующий твой вопрос касается свободной воли, ты спрашиваешь, есть она у нас или нет. Если у человека недостаточно разума, чтобы принимать решения, тогда все его решения должны быть санкционированы духовным учителем. Быть неофитом — значит не принимать независимых решений, не иметь свободной воли, то есть, подчиняться. Но когда человек уже обучен, свобода естественным образом возвращается к нему. Например, маленький ребенок может есть только то, что санкционировано его родителями, а не по собственному выбору. Свобода воли заключается в том, что когда начальник говорит, что надо сделать то-то и то-то, у тебя есть выбор: делать это или не делать. У тебя есть право не делать:
ити те джнанам акхйатам, гухйад гухйатарам майа
вимршйаитед ашешена, йатхеччхаси татха куру (Б.-г., 18.63)
«Итак, Я открыл тебе знание сокровеннее сокровенного. Обдумай все как следует, а затем поступай, как знаешь». (Б.-г., 18.63) Кришна спрашивает: «Ты принял решение сражаться?» «Да, я решил исполнить Твой приказ». Это и есть свободная воля. (ПШП Йагьешваре, 2 января 1972)
Твое предложение основать вайшнавскую общину на принадлежащей тебе земле очень привлекательно. Если у нас есть земля, на ней нужно основывать идеальную общину, на тех же принципах, что и Новый Вриндаван. У нас может быть бесконечно много таких общин по всему миру, чтобы повсюду люди могли увидеть, как, ведя чистую и простую жизнь в сознании Кришны, человек может удовлетворять все свои нужды. На самом деле так называемая цивилизация Кали-юги, со своей сверхиндустриализацией, не смогла дать человеку счастье, которого он ищет. И если ты говоришь, что твоя земля хорошо подходит для разведения коров и для выращивания Туласи, то Кришна даст тебе все возможности для развития этой программы. Заботься о нескольких коровах, выращивай зерно и, если возможно, поставляй свежее молоко и масло в соседние храмы. А в остальное время повторяй «Харе Кришна» и читай мои книги. Таким образом ты можешь жить очень мирно, и никто не будет тебя беспокоить.
Иногда нам приходится страдать за прежние грехи, но, поскольку мы приняли сознание Кришны и служим Кришне, мы знаем, что всякое страдание, которое нам приходится терпеть, значительно уменьшено, по милости Господа. Страдать все равно придется, так устроен этот материальный мир, но для преданных страдания сведены к минимуму, по сравнению с тем, что приходится терпеть непреданным. Мы должны, невзирая ни на какие трудности, продолжать повторять мантру, читать книги и исполнять свои обязанности. (ПШП Фон Пауль Риду, 2 января 1972)
Дело в том, что во всякой деятельности мы должны проявлять хоть какой-то здравый смысл. В пример можно привести женщин, которые никогда не забывают красиво одеваться, как бы сильно они ни были заняты домашними делами. Поклонение Божествам и чтение лекций в колледжах так же важно, как и распространение книг. Это нужно делать очень тщательно и в то же самое время распространять книги. Не нужно делать одно за счет другого. Это требует некоторого здравого смысла. Фактически мы должны быть заняты служением Кришне 24 часа в сутки, причем все должно делаться тщательно и совершенным образом. (ПШП Ади-Кешава-дасу, 2 января 1975)
Думаю, ты уже все делаешь хорошо, ты ведь мой старший ученик, и все уже знаешь, просто ты говоришь так из смирения. Да, преданный ни на волос не завидует даже Господу Брахме или Господу Шиве, потому что преданные — это самые возвышенные личности, слуги Кришны но при этом они считают себя ниже всех, и это их смирение вменяется им в заслугу. Какая заслуга в том, чтобы, будучи на самом деле низшим из людей, считать себя лучше всех? И даже если такой человек заявляет, что он ниже всех, какая в этом заслуга? Но преданный, живое существо высшего класса, видит все лучшее в других, а своих заслуг не видит — в этом его заслуга. Благодарю тебя и твою жену Химавати за то, что помогаете мне таким образом.
Есть члены Джи-Би-Си, мир разделен на двенадцать зон, чтобы их постепенно развивали эти назначенные мной люди, моя правая рука. (ПШП Хамсадуте, 2 января 1973)
Думаю, у тебя есть мои книги. Пожалуйста, изучай их тщательно. Нет в мире писания, которое могло бы сравниться с ведическими писаниями, поэтому мы должны изучать исключительно их. Когда человек становится посвященным учеником, то даже если он питает уважение к христианской Библии, он должен понять Бхагавад-гиту, он должен прилагать внимание именно к ней и не тратить без нужды время на другие книги. Если ты будешь повторять мантру, соблюдать четыре заповеди и читать только наши книги, я уверен, ты преодолеешь все трудности.
Вопросы женитьбы и второго посвящения должны решаться с представителем Джи-Би-Си в данной зоне. Я все сильнее хочу отойти от управленческих дел и посвятить свое время переводу книг, поэтому, пожалуйста, имейте немного доверия к тем моим представителям, которых я назначил президентами храмов и членами Джи-Би-Си. Им известна стандартная процедура в таких случаях, и они могут дать тебе все необходимые советы. (ПШП Бхумате, 2 января 1974)
В Бостоне от 50 до 100 преданных постоянно поют, танцуют и занимаются делами сознания Кришны. Это цель нашего Движения сознания Кришны. Мы не препятствуем естественным склонностям живого существа. Мы лишь хотим приспособить их к служению Кришне. Твоя страна взыскана милостью богини удачи. Богиня удачи, Лакшми-деви, вечно занята служением Господу. Поэтому расположение богини удачи, проявленное ею в отношении американского народа, нужно использовать целиком и полностью в служении Кришне. Это будет последним штрихом в картине вашего материального процветания. Если люди не обращаются к Кришне, а хотят просто использовать богиню процветания для наслаждения чувств, как это обычно делали демоны вроде Раваны или Хираньякашипу, тогда последним штрихом станет, несомненно, применение ядерного оружия, подобно тому, как из-за этой своей склонности, был уничтожен Равана. (ПШП Бхагаван-дасу, 2 января 1970)
Я весьма приветствую сказанное тобой в письме: «Слава санкиртане, прасаду и Шримад-Бхагаватам!» Прежде, чем приехать в вашу страну, когда я был еще в Индии и строил планы поездки на Запад, я думал то же самое. Я думал, что проповедь в этой стране станет для меня тяжелым делом, потому что положение в этой стране совершенно отличается от принципов культа бхакти. Тогда я тоже подумал, что пение и танцы в санкиртане, а также раздача прасада и будут моей проповедью Бхагаватам. И вот, по милости моего Гуру Махараджи и Кришны, эти планы успешно осуществляются на практике. Сорок лет назад, когда два моих духовных брата приехали в Лондон с этой миссией, они посвятили свое время чтению лекций в публичных местах и приглашению видных политиков в качестве председателей на эти собрания. Ты очень хорошо знаешь, что я, приехав в Нью-Йорк, никогда не следовал этой политике в своей проповеднической деятельности. Я не читал лекции для заштампованных политиков или элиты общества. А если бы я следовал этой политике, то я бы тоже вернулся в Индию, не добившись никакого успеха. Думаю, наша политика санкиртаны, прасада и Шримад-Бхагаватам успешна во всех центрах. Поэтому, пожалуйста, следуй этой трансцендентной политике всей душой и всем сердцем, и сделай свой центр как можно более богатым духовно. (ПШП Рупануге, 2 января 1970)
#Веда_вит #veda_vit #из
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев