Фёдор Васи́льевич Акули́шнин (27 декабря 1915 [9 января 1916], д. Моршагино (ныне Волховский район Ленинградской области) — 11 января 1995) — советский офицер, в годы Великой Отечественной войны — гвардии капитан, командир 81-го гвардейского отдельного сапёрного батальона 72-й гвардейской стрелковой дивизии 7-й гвардейской армии Степного фронта, Герой Советского Союза (26.10.1943), полковник.
Участник Великой Отечественной войны с 1942 года. Принимал участие в рискованных операциях, проявляя инициативу, смелость и военную хитрость.
Отличился при форсировании Днепра в районе села Бородаевка (Верхнеднепровский район Днепропетровской области) в сентябре 1943 года.
Выйдя к Днепру раньше других воинских частей, лично разведал место для переправы и с помощью жителей обнаружил мост, ведущий на остров, занятый фашистами.
Дело было так:
Бои шли еще далеко от реки, а командир саперного батальона капитан
Акулишнин уже приказал подчиненным собирать в населенных пунктах,
оставленных фашистами, лодки, доски, бочки, проволоку и другие
материалы, которые могли пригодиться при форсировании.
Овладев Царичанкой, дивизия вплотную подошла к Днепру. Приказ был
предельно коротким – в течение двух суток форсировать Днепр.
Местные жители рассказали, что возле деревни Старый Орлик фашисты построили низководный деревянный мост через старое русло Днепра к острову, а на основном русле есть паромная переправа, которая работает только ночью. Мост и пристань охраняются небольшими гарнизонами фашистов, которые в ближайшие сутки не ожидают подхода советских войск.
Что делать? Ждать, когда к реке подойдут основные силы наших войск? Но это минимум на сутки задержит форсирование. Значит, надо действовать. И действовать немедленно.
Через час все было готово. Для операции подобрали самых молодых
саперов. Их тщательно побрили. Поверх обмундирования одели женские кофты, сарафаны, повязали платки. Получились дородные, пышнотелые «молодки». Подготовили две сельских повозки, положили туда автоматы. На поясах под сарафанами подвесили гранаты. Ездовым на первую повозку посадили местного жителя, работавшего на переправе. Обман удался.
Подводы беспрепятственно переправились на остров, где «девушки»
мгновенно преобразились. Ни один фашист не успел поднять тревоги.
Выставив охрану у захваченного моста, саперы, путаясь в юбках,
устремились к парому. Решали секунды. Стоило лишь одному из фашистов закричать, поднять тревогу, и паром мог уйти от острова...
Когда Акулишнин доложил командиру дивизии генерал-майору Лосеву о захвате моста и парома, тот не поверил.
– Да не ошибаетесь ли вы, капитан? Уж очень все здорово.
На остров немедленно выехал начальник оперативного отдела майор Юрков.
Убедившись, что остров действительно захвачен, майор с восхищением
сказал Акулишнину:
– Ну, парень, знал, что ты орел, но что такое выкинешь – не думал!
С наступлением темноты полки переправились на остров, заняли исходное положение, соблюдая все меры маскировки.
Первые расчеты передовых подразделений вместе с саперами поднесли переправочные средства к реке, бесшумно опустили их на воду. В это время другие подразделения доставляли доски, бревна, бочки. Выделенные для оборудования паромных переправ саперы начали собирать плоты. Сноровисто, бесшумно работали солдаты.
Вскоре несколько лодок бесшумно отошли от острова. Уключины обмотаны тряпками, весла неслышно опускаются в воду. Тренировка, выучка, наказы командира батальона помогли саперам. Несколько выстрелов, яростная атака, и плацдарм захвачен. Форсирование Днепра началось!
За самоотверженные и умелые действия при форсировании Днепра весь личный состав саперного батальона был награжден орденами и медалями, а капитану Федору Васильевичу Акулишнину было присвоено звание Героя Советского Союза.
Комментарии 7