Фото 2. Момент разрушения в полной красе. Свободный от нагрузки сегмент выломало из кольца. Под действием изгибающего момента он сломался по краям и в середине, после чего эти обломки вылетели наружу, а остальная часть кольца продолжила валиться внутрь, влекомая тягой оставшихся креплений. Произошел практически взрыв. Еще раз подчеркиваем: причиной катастрофы стала не ветхость бетона. Это результат действия сил, которые описываются в школьном учебнике физики.
Проследим дальнейшее развитие катастрофических событий. Когда кольцо было целым, оно замыкало всю нагрузку от креплений на себя. Бетонные колонны высотой 40 м работали только на вертикальную нагрузку: они поддерживали вес кольца и крыши. Но как только кольцо утратило целостность, разомкнулось, оно перестало нести нагрузку от натяжения мембраны, и эта нагрузка тут же перешла на колонны. На них навалилась боковая нагрузка, на которую они совершенно не были рассчитаны согласно уже упомянутой конструктивной схеме, чье изящество как раз в этом и состояло. Возможно, предполагалось, что колонны смогут выдержать тонн 50-100 боковой нагрузки, чтобы здание не развалилось от ветра, как домик Ниф-Нифа, но не на тысячи тонн от подвески крыши. Как только эта нагрузка перешла на колонны, все здание сложилось внутрь как карточный домик.
Чтобы предвидеть подобное развитие ситуации, не нужен суперкомпьютер. Даже счеты не нужны. Просто надо знать азы сопромата. Да что сопромат – довольно элементарной физики в рамках школьной программы отнюдь не старших классов. Но, видимо, в строительных организациях в наши дни людей с такими сакральными знаниями не осталось. И поэтому руководство просто послало рабочих пилить сук, на который само их и посадило.
Наверное, даже папуас сообразил бы, что резать подряд все крепления, находящиеся под огромной нагрузкой, – не совсем безопасно. Что хорошо бы посоветоваться с умными белыми людьми из проектных институтов. Или хотя бы просто сесть под ближайшей пальмой и подумать, что произойдет после того, как обрежется 15-е крепление, или 25-е, или 112-е. Но организаторы разборки здания, видимо, были не папуасы.
А кто? Концессионером значится ООО «СКА-Арена», микропредприятие с одним сотрудником (он же генеральный директор Игорь Забиран) и долгами в 15 млн руб
https://novayagazeta.ru/articles/2020/02/06/83799-mozhet-byt-priravneno-k-repetitsii-terroristicheskogo-akta?print=true . Эта компания оказалась единственным участником и, главное, победителем конкурса на строительство спортивно-досугового комплекса стоимостью 25 млрд руб. на месте СКК «Петербургский». «СКА-Арена» заключила подрядный договор с ООО «СпецСтройМонтаж», тот в свою очередь поручил работу СК «Прайд», но конкретно разборкой крыши занималась «АН Дорстройтранс», компания по грузовым автоперевозкам с уставным капиталом 30 тыс. руб., зарегистрированная три месяца назад генеральным директором Анзором Али-Магометовичем Алиевом, ранее дважды судимым
https://www.fontanka.ru/2020/01/31/144/ . Но и Анзор Али-Магометович отрицает, что на крыше работали его люди. Получается, что 29-летний сварщик из села Деревянное, что под Петрозаводском, – единственное ответственное за собственную гибель лицо.
Кстати, о 112-м креплении… Возможно, кому-то все равно показалось, что все, сказанное выше, это лишь досужие рассуждения, а на самом деле прав гендиректор Забиран, сетовавший на аварийное состояние вверенного объекта. А уж вина погибшего сварщика и вовсе бесспорна. По словам того же Забирана, он сам «нарушил технику безопасности – отстегнул страховку и вышел из люльки». А ведь согласно словам того же гендиректора Забирана, обрушение было запланировано и сварщику следовало подготовиться к такому развитию событий
https://www.rbc.ru/society/31/01/2020/5e343c479a7947e580b2471b .
Но, во-первых, если строительное начальство всерьез собиралось таким цирковым способом, как страховочный трос и люлька, обеспечить безопасность своих работников в случае обрушения под ними крыши весом 2000 т, то это диагноз даже более серьезный, чем инженерная безграмотность. Сварщик – не Бэтмен и даже не каскадер в его роли. Нельзя требовать, чтобы он со сноровкой спецназовца успел запрыгнуть в люльку, когда крыша под ним начнет рушиться. Причем все это за 8 тыс. рублей, обещанных ему за демонтаж. Да и посмотреть бы на супермена, который сумеет проделать такой трюк в спецовке, сапогах и строительных перчатках. Равно и от крановщика нельзя ожидать, что он, услышав по рации истерический крик «Вира!», нажмет на рычаг подъема груза мгновенно, как ковбой – на спусковой крючок своего револьвера в американском вестерне. Но даже если и нажмет, то крюк крана – не катапультное кресло, чтобы рассчитывать на спасение людей с его помощью. Чудо, что сам кран не завалило обломками (см. фото 2).
Катастрофа с гибелью строителей при таком подходе к делу, скорее всего, была неизбежна. Давайте представим счастливый конец планового демонтажа, который успешно продолжается выбранным способом последовательного отрезания всех креплений подряд. Представим, что каким-то чудом, назло всем законам физики, железобетонное кольцо все эти издевательства выдержало и рабочие успешно перерезали 111 креплений. Настала очередь последнего, 112-го. Что произойдет после этого? Крепление рушится вниз с частью висящей на нем крыши массой как минимум тонн 100. Метров 10 эта бомба летит, набирая кинетическую энергию, а потом бьет в колонны, за которыми стоит кран (рис. 6). Стена рушится с соответствующими последствиями для крановщика и людей, пусть даже накрепко пристегнутых к своей люльке. Слишком глупо? Да не глупее того, что произошло на самом деле. Учитывая уровень компетентности специалистов, запланировавших подобный демонтаж, мало сомнений, что так оно все, скорее всего, и произошло бы.
Комментарии 2