Русская литература морочит головы невинными и чистенькими забавами девиц, которые лили воск в воду, кидали сапожок за ворота и гляделись в зеркала.
В реальности все было существенно иначе.
«Надо было поймать таракана, живым заплести в косу и идти спать, попросив его показать жениховы хоромы. Говорили, во сне таракан все покажет. Некоторым, правда, показывал кладбище - ну так те и не жильцами были».
Другой тип гадания:
“Отправиться к овиннику или хлеву, поднять сарафан, прислонить голый зад к открытому окошку, «растопыриться» и попросить погладить. Затем идти к бане и проделать то же самое, но передом.
При этом полагалось приговаривать:
«Хани меня, мани меня по голой пи#дище, мохнатой ручищей». Тут девка уж и чувствуй, какой рукой он погладит: ежели мохнатой, — за богатого выйдет замуж, голой — за бедного, колючею, словно елкой — за пьяницу. Такая уж судьба и выйдет девке».
Или:
«Вносят в избу совершенно голого мужчину на стяге (шесте), пропущенном через связанные руки и ноги, наподобие говяжьей туши. К туше зовут девок или, если которая прячется, то силом вытаскивают, и предлагают кусочки говядины, но большей частью срамные»
Девицам полагалось ощупать «тушу» и «купить» кусок поцелуем продавца, а то и куска «говядины». Именно девичьи поцелуи были важной частью святочных игр: ими «оживляли коня», «чинили мельницу», «расплачивались с барином».
Вариантом «говядины» была игра «подои коровушку».
В избу на четвереньках входил измазанный сажей голый мужик, иногда накрытый коровьей шкурой. Мужика, то есть «корову», пробовали подоить, или, как говорили на языке осин, «подергать за титьку».
Доили, разумеется, надергивая,натягивая и целуя половой орган.
При этом припевали:
«Ведь и коровушка-то у меня, батюшка, издой,
И доит-то она, сердечная, … (непечатно)».
Вообще «костюм голого человека» был в
числе любимых на Святках. Не только у мужиков, но и у женщин. Вот под Вологдой вспоминали бабу-затейницу: «Голая пришла женщина. Углем вот так натерлась. <Пришла и стала садиться голой>. Садитце к парням да тут и на колени да!»
—————————————————————————
(Морозов И.А., Слепцова И.С. «Доение коровушки» (Из истории одной народной забавы) // Живая старина. 1995. №1).
(Лобкова Г.В. "Сдоблялисе на святки кудесам" (Вологодские ряженые) // Живая старина. 1995. № 2).
(Завойко К. В Костромских лесах по Ветлуге реке // Этнографический сборник. Вып. VIII. Кострома. 1917. С. 24-25).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев