Что такое темперная живопись?
Темпера (также называемая яичной темперой) - это метод рисования, который заменил метод энкаустической живописи, но сам по себе был заменен масляной живописью. Его название происходит от латинского слова temperare, что означает «смешивать в пропорции». В отличие от энкаустических красок, которые содержат пчелиный воск для связывания цветных пигментов или масляных красок, в которых используются масла, темпера использует эмульсию воды, яичных желтков или цельных яиц (иногда с небольшим количеством клея, меда или молока).
Характеристики: преимущества, недостатки
Темпера обычно наносится на подготовленную поверхность. Например, росписи по дереву были подготовлены слоями гипса (левкас) для формирования гладкой поверхности. Темперу затем наносили, поверх подготовленного рисунка или эскиза и медленно наращивали в виде серии тонких прозрачных слоев. В отличие от масляной краски, темперу нельзя наносить слишком густо (пастозно), но картины с темперой очень долговечны, и цвета не портятся со временем, в отличие от масляных красок, которые с возрастом имеют тенденцию темнеть или терять цвет. Темпера быстро сохнет, а когда высыхает, дает гладкую матовую поверхность. Основным недостатком - помимо длительной необходимости наносить ее тонкими слоями - является то, что темперные картины обычно не могут достичь насыщенности цвета присущей масляной живописи.
Происхождение
Техника росписи темперой, похоже, возникла еще в античности. Увы, из-за скоропортящейся природы темперы, а также неизбежного мародерства не сохранилось ни одного важного примера классической греческой живописи в темпере. Тем не менее в египетском искусстве были созданы многочисленные работы, написанные темперой, в частности, «Фаюмские портреты» (ок. 50 г. до н.э. - 250 г. н.э.). Темпера также была популярной в римском искусстве: лучшим из сохранившихся примеров является портрет римского императора Септимуса Северуса с его семьей, нарисованный на круглой деревянной панели.
История
После распада Рима акцент сместился на Константинополь, центр Восточной Римской империи. Здесь темпераментный метод постепенно вытеснил энкаустику, став основным средством для иконописи, а также росписи религиозных книг, известных как иллюминированные рукописи. Поскольку Россия была частью Восточной православной зоны, иконопись (как энкаустическая, так и темпера) распространилась на Киев, Новгород и Москву, где она была важной формой русской средневековой живописи.
Среди величайших художников русской темперной традиции были: Феофан Грек (ок. 1340-1410), Константинопольский художник, основавший Новгородскую школу иконописи; его ученик Андрей Рублев (ок. 1360-1430), возможно, самый известный из всех русских иконописцев; и Дионисий (ок. 1440-1502), известный своими панно в Волоколамском монастыре.
Тем временем книжная живопись темперой процветала также в Ирландии (ок. 600 г.) и Западной Европе (ок. 800 г.).
Европейское темперное искусство
Тем не менее, несмотря на свое древнее происхождение, метод темперы, скорее всего, больше всего ассоциируется со средневековой живописью в Европе между 1200 и 1500 годами - периодом, когда произошел подъем Сиенской школы живописи (1250-1550), прото-ренессансного искусства (1300-1400) и ранне-ренессансная живопись (ок. 1400-90). Это был стандартный метод росписи по панелям в этот период, пока его не затмила новая техника масляной живописи. Использование темперы сначала уменьшилось среди фламандских художников начала 15-го века, в то время как итальянские художники продолжали использовать ее до начала периода Высокого Возрождения в начале шестнадцатого века.
Таким образом, Леонардо да Винчи (1452-1519) был одним из первых художников в Италии, который использовал масляные краски, а также традиционную темперу на яичной основе; в то время как Микеланджело (1475-1564), работавший во времена Высокого Возрождения, писал в основном маслом. На самом деле, в живописи Высокого Возрождения нередко художники использовали комбинацию из темперы и масла. Как правило, темпера применялась в качестве быстросохнущего грунта, на который наносились тонкие слои масляных глазурей.
Темпера в 19-20 веках
После почти четырех столетий забвения темперная живопись получила ограниченное возрождение от художников начала 19-го века, таких как Уильям Блейк (1757-1827), и таких групп, как Прерафаэлиты.
Некоторые художники 20-го века также использовали темперу, в том числе норвежский Эдвард Мунк (1863-1944), художник-метафизик Джорджо де Кирико (1888-1978). В Америке эту традицию продолжили такие американские художники, как Томас Харт Бентон (1889–1975) и Эндрю Уайет (1917–2009), магический реалист Джордж Тукер, социалисты-реалисты Реджинальд Марш (1898- 1954) и Бен Шах (1898-1969) и художник поп-арта Бриджит Райли (р. 1931).
Темперная живопись продолжает использоваться в Восточной и Южной Европе, где она является официальным средством для иконописи в греческой и русской православной церкви.
#живопись #рисунок #рисование #картина #рисовать #акварель #масло #творчество #художники #masaa
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3