Водяной в славянской мифологии – злой дух, воплощение опасной и грозной водной стихии. Чаще всего он выступал в облике мужчины с отдельными чертами животного – лапы вместо рук, рога на голове, или безобразного старика, опутанного тиной, с длинной бородой и зелёными усами. Женские духи воды – водяницы, как и русалки, считались существами вредноносными, поэтому всем водяным духам приносили в жертву чёрного козла или чёрного петуха. Существовал обычай держать на водяных мельницах чёрных животных, «любезных водяному».
Водяные пугали и топили купающихся. Женились они на русалках или красивых утопленницах. Возраст водяного определить было трудно: при рождении месяца он молод, при смерти его – стар. По ночам водяной любил кататься на мельничном колесе или высовывался из воды в облике щуки, пугая рыбаков. Самое ненавистное водяному животное – заяц. Злой дух не терпел, когда на воде свистели, а гнев водяного вызывал сильнейшую бурю. Подобные мифические существа известны всем славянским народам: это, например, «водны муж» у лужичан, «водник» у поляков и чехов.
Наши предки верили, что стихийный дух воды может навредить застройщику тысячами способов – от подмывания фундамента строения до насылания болезней. Если дух воды рассержен, он даже может вселиться в тело неугодного ему человека и погубить его. Поэтому если человек хотел построить свой дом на берегу водоёма, он должен был доказать духам воды, что будет хорошим соседом. Наконец, человек видел в существах, которые были способны приносить ему счастье или несчастье, влиять на его жизнь, божества, которым нужно молиться, которых нужно бояться и любить, восхвалять и задабривать жертвами.
С распространением христианства на Руси стихийных духов воды начали ставить на одну ступень с добрыми духами водоёмов, которым предлагались приношения у ручьёв и озёр, и вероломными русалками, заманивающими людей в волны. В переходные времена новые христианские правители иногда протестовали против старого культа, издавая законы, запрещавшие жертвоприношения источникам. Так, например, князь Братяслав запретил своим крестьянам совершать возлияния и приносить жертвы у источников, а Иван Калита запрещал давать обеты или «совершать бдения» у колодца. Однако издавна укоренившееся почитание было слишком сильным, чтобы уступить этому давлению, и под прикрытием идеологий христианства, а иногда с подстановкой имени какого-нибудь святого, поклонение воде удержалось до наших дней.
Нет комментариев