Согласно другой версии, впервые александрит был найден на изумрудном прииске на реке Токовой в окрестностях Екатеринбурга в 1833 году, он был описан как изумруд Я. В. Коковиным (обер-гиттенфервальтер Екатеринбургской гранильной фабрики) и отправлен в Санкт-Петербург. Свойства нового минерала были изучены Львом Алексеевичем Перовским (1792—1856), бывшим в то время министром уделов. Смущённый повышенной твёрдостью «изумруда», Перовский также отметил и изменение цвета. Изначально Перовский планировал назвать новый минерал «диафанит» (от др.-греч. διαφανής — «блестящий, яркий»), однако, воспользовавшись благоприятным моментом отличиться перед императорской фамилией, преподнёс минерал к совершеннолетию (16-летию) Александра (будущего Императора Всеросс., Александра II) 17 апреля 1834 года. Описание минерала под названием александрит (разновидность хризоберилла, меняющего цвет) впервые было опубликовано в 1842 году.
Уникальная друза александрита, состоящая из 22 кристаллов, была найдена в 1840 году на Урале. Масса её 5,38 кг. Хранится в Минералогическом музее имени А. Е. Ферсмана.
Поскольку редкие драгоценные камни с именем царя отражали национальные цвета роскоши (зелёный и красный), то александриты сразу получили признание элиты. Колье, серьги с александритом и прочие ювелирные украшения носили лишь придворные дамы да жёны иностранных дипломатов. В связи с необычайной редкостью и дороговизной, позволить себе купить александрит или украшения с александритом могла лишь только знать. Николай Лесков писал об александрите:
…Редкость этого камня ещё более увеличилась от двух причин:
1) от укоренившегося между искателями камней поверья, что, где обозначился александрит, так уже напрасно искать изумруд, и
2) от того, что копи, где доставали лучшие экземпляры камня Александра II, — залило водою прорвавшейся реки. Таким образом, прошу заметить, что александрит очень редко можно встретить у ювелиров русских, а иностранные ювелиры и гранильщики, как говорит М. И. Пыляев, «знают о нём только понаслышке».— Николай Лесков
Опираясь прежде всего на «патриотическое» название камня, а также и на тот факт, что единственное его месторождение находилось на Урале, александрит широко разрекламировали и провозгласили «истинно русским камнем». Однако к концу XX века александриты постепенно утратили патриотический блеск. Их месторождения были последовательно найдены в Бразилии, Южной Африке, на Мадагаскаре и в Шри-Ланке.
Самый большой русский александрит весит около 30 каратов. С конца XIX века известна крупная друза александритов, описанная академиком Н. И. Кокшаровым. Она имеет размеры 20 на 15 сантиметров и состоит из чётко огранённых, хотя и несколько мутноватых природных кристаллов. Долгое время друза хранилась в Ферсмановском музее (г. Санкт-Петербург)[2]:39. Пожалуй, лучше всего этот минерал описан в одноимённой повести Николая Лескова. Её герой, гранильщик Венцель совершенно потерял голову, внезапно обнаружив на пальце своего заказчика перстень с александритом:
— Сыны мои! Чехи! Скорей! Смотрите, вот-вот тот вещий русский камень, о котором я вам говорил! Коварный сибиряк! Он всё был зелен, как надежда, а к вечеру весь облился кровью. От первозданья он таков, но он всё прятался, лежал в земле и позволил найти себя… когда пошёл его искать в Сибири большой колдун, волшебник. — Вы говорите пустяки, — перебил я. — Этот камень нашёл не волшебник, а учёный — Норденшильд. — Колдун! Я говорю вам — колдун, — закричал громко Венцель. — Смотрите, что за камень! В нём зелёное утро и кровавый вечер…
— Николай Лесков, «Александрит»
Между тем, александрит — далеко не единственный камень, который из зелёного (при дневном и солнечном освещении) становится красным (при освещении искусственном). Таким же образом ведут себя и некоторые гранаты, содержащие (аналогично александриту) примесь оксида хрома, а также отдельные образцы зелёных полихроидных сапфиров.
Нет комментариев