- Сгинь, сгинь!! Ведь казнили тебя намедни!!
- А что, Феденька, войны сейчас никакой нет?
- Да как же это нет, кормилец?!? Шведы прямо заедают, крымский хан на Изюмском шляхе безобразничает!!
- Надо бы переводчика…
- Был у нас толмач-немчин. Ему переводить, а он лыка не вяжет. Мы его в кипятке и сварили!
-Почки заячьи верченые, головы щучьи с чесноком, икра черная, красная… Да, заморская икра! Баклажанная…
13 октября родился Савелий Крамаров (1934 — 1995), советский и американский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР
Родился в Москве в семье известного адвоката. Окончив школу, пытался поступить в театральный институт, но его не приняли. Чтобы продолжить образование, поступил в Московский лесотехнический институт на факультет озеленения. Учась в институте, в 1954 году поступил в театральную студию «Первый шаг» при ЦДРИ. Окончив Лесотехнический институт в 1958 году, некоторое время работал по специальности. Решив бросить работу, Крамаров разослал свои фото по всем киностудиям страны и на одно письмо пришёл ответ. С этого началась его актёрская карьера. Настоящий успех пришёл к Крамарову после «Неуловимых мстителей», фраза его героя «А вдоль дороги мёртвые с косами стоять… И — тишина!» стала крылатой. В 1967 году его пригласили на работу в Театр миниатюр. Он много снимался в кино и к началу 1970-х годов был одним из самых популярных комедийных актёров. В 1971 году снялся в самой известной своей роли — Косой в фильме «Джентльмены удачи». Предложения сниматься после этой роли посыпались одно за другим. Не успевал он отсняться в одной ленте, как на экран уже выходила другая. Крамаров даже стал отказываться от некоторых, на его взгляд, недостойных приглашений.
В 1972 поступил в ГИТИС на актёрский факультет. Но, закончив ГИТИС, Крамаров так и не устроился ни в один из советских театров.
В советском кино Крамаров стал настоящей звездой. Дурашливая внешность и помогала, и мешала. Стоило появиться на экране его физиономии — и зритель готов был смеяться. В 1974 году Савелий Крамаров стал заслуженным артистом РСФСР. Как-то на вопрос о планах на будущее Савелий с присущим ему юмором ответил: «Буду копить на народного!». Круг общения и дядя, эмигрировавший в Израиль, сделали Крамарова человеком с сомнительными для Советского Союза связями, что было равнозначно концу карьеры. Кроме того, он начал заниматься йогой, стал в значительной мере религиозным человеком, посещал синагогу и отказывался от съёмок в субботу. Его стали снимать всё реже, а в последние три года перед отъездом и вовсе перестали предлагать роли.
Савелий Крамаров подал документы на эмиграцию в Израиль, аргументируя тем, что в Израиле у него единственный родной ему человек — его дядя, но ему отказали в выезде из СССР. Ведь он снялся более чем в сорока фильмах и в случае его эмиграции все эти картины по принятым тогда правилам должны были «положить на полку». Из страны Савелия Крамарова не выпускали, но и работать по специальности он не мог. В 1981 году вместе с Александром Левенбуком он написал «Письмо президенту США Рейгану», в котором откровенно жаловался на свою судьбу. Письмо несколько раз прочитали в эфире радиостанции «Голос Америки». Савелий Крамаров покинул СССР в 1981 году. В Лос-Анджелесе Крамаров стал сниматься сначала в рекламе, затем и в кино. В Лос-Анджелесе Крамаров обосновался у своего старого знакомого — артиста Ильи Баскина, с которым снимался ещё в «Большой перемене». Некоторое время жил у него, потом арендовал квартиру рядом. И уже через год они вместе снялись в драме «Москва на Гудзоне». Крамаров сыграл роль кагэбэшника Бориса. Вскоре Крамаров снялся в фильме «2010», где сыграл советского космонавта Владимира Руденко. От актёра требовали большей шаржированности образа, а он сопротивлялся, утверждая, что в СССР космонавтами могут стать только отважные и образованные люди, но никак не идиоты.
Потом были фильмы «Вооружён и опасен», «Возвращение Моргана Стюарта», «Красная жара». Крамаров вступил в американскую Гильдию киноактеров, что для эмигрантов — большая удача, у него появился свой агент. Как и в России, его появление на съёмочной площадке встречалось доброй улыбкой. Люди, поработавшие с Крамаровым, относились к нему с интересом и уважением. В Россию Крамаров смог приехать только в 1992 году как почётный гость кинофестиваля «Кинотавр». Второй раз в Россию он приезжал за год до смерти, в 1994 году. Крамаров готов был играть в Америке серьёзные роли и вскоре получил бы такую возможность: его утвердили на роль без кинопробы, но у него был обнаружен рак. Крамаров боялся смерти, причём больше всего он боялся заболеть именно раком. Он уделял своему здоровью большое внимание — совершал голодовки и занимался очищением организма. В его рационе была только здоровая еда, он делал регулярные пробежки и занимался плаванием, не употреблял алкоголь. Но в начале 1995 у него обнаружили рак прямой кишки — колоректальную карциному. Крамарову удалили опухоль, при этом он получил колоссальную дозу химиотерапии. У него случилось осложнение — полостная операция привела к эндокардиту (воспаление оболочки сердца, при котором деформируются сердечные клапаны). Последовал тромбоз, затем инсульт, началась борьба за его жизнь, однако медицина оказалась бессильной. Савелий Крамаров скончался 6 июня 1995 года в одной из клиник Сан-Франциско от второго инсульта.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев