Народный артист СССР. Обладатель премии BAFTA, номинант на премию «Оскар», трёхкратный номинант на «Золотую пальмовою ветвь» Каннского кинофестиваля.
Родился в Мелитополе (ныне Запорожской области Украины). Воспитывал его отчим, который работал председателем колхоза. В 1935 году отчим был направлен на учёбу во Всесоюзную академию Соцземледелия в Москву, куда уехал и Григорий. По окончании академии (1938 год) П. А. Литвиненко был направлен на работу на Украину, а Григорий остался в Москве, чтобы окончить школу.
В 1939 году Чухрай уехал к родителям на Синельниковскую селекционную станцию и в конце этого же года был призван в РККА. Служить начал в Мариуполе курсантом полковой школы 229-го отдельного батальона связи 134-й стрелковой дивизии. Во время Великой Отечественной войны воевал в составе воздушно-десантных частей на Южном, Сталинградском, Донском, 1-м и 2-м Украинских фронтах.
В 1953 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская С. И. Юткевича и М. И. Ромма). С 1953 года на киностудии им. Довженко: ассистент режиссёра, 2-й режиссёр. С 1955 года — режиссёр киностудии «Мосфильм». В 1956 году поставил свой первый самостоятельный фильм «Сорок первый» (1956, специальная премия на Каннском кинофестивале 1957), ставшего знаковым произведением советского кинематографа в период оттепели. Обратившись к рассказу Б. А. Лавренёва на историко-революционную тему, Чухрай усилил романтический, а главное — чувственный, страстный порыв, охвативший мужчину и женщину, которые оказались по разные стороны баррикад. Появление остродраматической, психологически нюансированной картины об обреченной любви с разлитой в воздухе атмосферой непреодолимого влечения главных героев друг к другу оказалось подлинным откровением, а актеры Олег Стриженов и Изольда Извицкая стали символами эпохи 1950-х годов.
Триумфально прошла по экранам мира и следующая лента Чухрая «Баллада о солдате» (1959, сценарий Чухрая и В. И. Ежова; две премии на Каннском кинофестивале; номинация за сценарий на «Оскар»; Ленинская премия, 1961), поразившая современников художественной цельностью и внутренней гармонией, сочетанием эпической широты и с глубоким проникновением в психологию отдельного человека. Главный герой фильма Алёша Скворцов в исполнении Владимира Ивашова стал символом русского солдата периода Великой Отечественной войны. Блестящие роли в фильме сыграли Евгений Урбанский и Жанна Прохоренко. Следующая картина мастера «Чистое небо» (1961, главная премия Московского кинофестиваля) была посвящена осмыслению сталинского периода в истории страны. История советского летчика, «сталинского сокола» (Евгений Урбанский), пережившего немецкий плен, унижения партийных чинуш и остающегося слепо верящим коммунистом, потенциально могла стать основой для подлинного откровения. В картине был собран блистательный актерский ансамбль, прекрасно сыграли свои роли Евгений Урбанский, Нина Дробышева, Олег Табаков. Но в этой картине талант Чухрая уперся в рамки социалистического реализма и не смог перешагнуть их. Отсюда и фальшь финала, и чрезмерное нагнетание эмоций, которые не позволили этой неординарной картине подняться на уровень предыдущих работ режиссёра.
Как истинный художник Чухрай не мог себе позволить заниматься самоповторами. Он предпочитает помолчать, взять творческую паузу, но ни в коем случае не эксплуатировать прежние находки. Его обращения к лирико-бытовому кинематографу («Жили-были старик со старухой», 1965), а потом к художественно-документальному кино («Память», 1969) вылились в добротные работы, но не стали открытиями. С годами творческие паузы Чухрая становятся все продолжительнее. Следующая работа мастера — фильм «Трясина» (сценарий Чухрая и Виктора Мережко) — появилась только в 1978 году. Однако картина о матери (в исполнении Нонны Мордюковой), которая ради спасения сына от фронта обрекает его на нравственную и гражданскую смерть, несмотря на всю плодотворность замысла, не вызвала к себе общественного интереса. А совместная советско-итальянская политическая постановка «Жизнь прекрасна» (1980, сценарий Чухрая и А. Каменито) с участием итальянской кинозвезды Орнеллы Мути, стала и вовсе проходной работой. После этого Чухрай перестал снимать кинофильмы. Исключением стало завершение проекта Ю. А. Швырёва «Я научу вас мечтать» (1985), посвящённого памяти режиссёра Марка Донского.
В 1965—1975 годах был художественным руководителем Экспериментального творческого объединения при киностудии «Мосфильм». В 1966—1971 — педагог ВГИКа, руководитель режиссёрской мастерской. С 1965 года был бессменным секретарем Союза кинематографистов СССР. С 1964 по 1991 годы — член Коллегии Госкино СССР.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1